История Берлинской стены
Пожалуй, прежде чем рассказывать о самом музее Берлинской стены, нужно сделать небольшой исторический экскурс в прошлое, чтобы в полной мере оценить обстановку, сложившуюся накануне возведения Берлинской стены.
После окончания Второй мировой войны, Германия была разделена на четыре сектора между Советским Союзом и государствами-союзниками – США, Францией и Великобританией. Каждая из стран взяла контроль над своим сектором, и примерно та же картина произошла с Берлином. Граница, разделяющая Западный Берлин от Восточного изначально была практически открытой. Иллюзорно пролегающую, прямо по домам, улицам и рекам города, границу каждый день легальным образом пересекали сотни граждан. Такая ситуация продолжалась до 1961 года, пока в июле не начался массовый отток восточных немцев, вызванный очередным нововведением правительства по увеличению производственных норм и насильственной коллективизацией. Правительство ГДР всеми силами пыталось достигнуть того же экономического процветания, что было в ФРГ, но зачастую молодые специалисты, получившие бесплатное образование в Восточной Германии при малейшей возможности перебирались в ФРГ, так в июле 1961 в Западный Берлин перебралось около 30 тысяч жителей Восточного Берлина. К тому же усиливалось противостояние между странами, контролирующими секторы Германии, наращивалось вооружение и возникало все больше взаимных претензий. Решение о закрытии границы было принято быстро, без предупреждения и с полного согласия Москвы.
Строительство стены
За ночь были подтянуты войска к границе, разделяющей Берлин, и начато сооружение стены. Подземные линии метро, позволяющие сообщаться двум частям города также были закрыты… В целом Берлинская стена строилась, обновлялась и совершенствовалась целых 13 лет, до 1975 года. Контрольно пропускной пункт, который получил название Чекпойнт Чарли, был возведен 22 сентября 1961 года. Именно с этого места и начинается Музей берлинской стены.
Открылся Музей Берлинской стены в октябре 1962 года, его создатель Райнер Хильдебрандт организовал небольшую выставку в своей двухкомнатной квартире, расположенной на Бернауэр Штрассе. Именно по этой улице и проходила граница между Западным и Восточным Берлином. Окна домов, расположенных с восточной стороны были замурованы, жильцы выселены, а вдоль улицы ходили пограничники. Основателю музея приходилось проводить с туристами целый инструктаж по поводу как себя необходимо вести, чтобы не провоцировать пограничников на открытие огня. В 1962 году выставка переехала в специально открытое помещение возле Чекпойнт Чарли, получила статус музея и располагается там по сей день.
Музейный экспонат
История галереи
Старую Национальную галерею было решено основать в 1841 году по эскизу Вильгельма IV и спроектировать Фридрихом Августом Штюлером, который представлял себе подобие храма, возвышающегося на постаменте с величественными внешними ступенями и великолепной внутренней лестницей. В 1866 году началось строительство, но Штюлер умер и Иоганн Генрих Штрак перенял руководство.
Национальная галерея открылась 21 марта 1876 года.
Во время Второй Мировой войны здание сильно пострадало. Только в 1948 году началась реконструкция музея (который все это время разрушался под воздействием погодных условий из-за отсутствия крыши). На тот момент был возможен только косметический ремонт. Но в 1950 году музей во второй раз был открыт для посетителей.
В 1992 году был подписан контракт на полную реконструкцию Старой Национальной галереи, с целью исправить все повреждения и создать выставочный зал для коллекций уже объединенного Западного и Восточного Берлина. В 1995 году началась реконструкция фасада и в 1998 году общая реставрация. 2 декабря 2001 года Старая Национальная галерея вновь была открыта.
2 Музейный комплекс Далема
Музейный комплекс Далема Жан-Пьер Далбра / фото изменено
На самом деле музей с тремя музеями в музее Далема (музей Далема) является домом для самых важных коллекций неевропейских артефактов и сокровищ страны, а также крупнейшей в мире коллекции ремесел и народных искусств из самых разных культур Европы , Музей этнографии (Ethnologisches Museum) имеет многочисленные показы частей его массивной коллекции 400 000 плюс, наряду с более чем 60 000 звукозаписей музыки со всего мира. в Азиатский художественный музей (Museum für Asiatische Kunst) – многочисленные произведения искусства из Китая, Кореи и Японии, датируемые 3000 годами до нашей эры, включая бронзы, керамику, картины и скульптуры. Особыми фаворитами являются его 63 китайских бронзовых зеркала с 6 по 9 века и престол 17 века китайского императора. Наконец, Музей европейских культур (Музей Europäischer Kulturen) является домом для 280 000 этнографических артефактов со всех уголков Европы. Основные моменты включают в себя коллекции текстиля, фотографий и гравюр, а также экспонаты, посвященные детству, молодежной культуре и религии.
Адрес: Lansstraße 8, 14195 Berlin
Старая национальная галерея
Старую национальную галерею проектировали по королевским рисункам Фридриха Вильгельма IV. Величественное сооружение по архитектуре ассоциируется с древнеримским храмом. Первых ценителей живописи здесь встретили в 1876 году выставкой 262 художественных полотен, предоставленных немецкой буржуазией. Сегодня в анфиладах галереи представлены впечатляющие по размеру, жанрам, видам и стилям картины известных европейских мастеров XIX века. Полотна, написанные в стилях романтизма и классицизма, знакомят с художественным творчеством знаменитых немецких живописцев.
Импрессионизм и бидермайер представлены творчеством французских художников Клода Моне и Эдуарда Мане. Поклонники модернистского стиля поразмышляют над сюжетами картин, написанных Ловисом Коринтом, Максом Либерманом и Адольфом Менцелем. Просматривая художественные шедевры знаменитых мастеров кисти: Сезана, Дега, Делакруа и Ван Гога, посетители забывают о времени. Выставки живописи дополнены искусными назарейскими росписями и скульптурными фигурами.
Старый музей
Находящийся возле кафедрального собора Берлина Старый музей – здание с ионическими колоннами, увенчанное по центру круглым куполом, охраняемое фигурами орлов по верху фасада. Видом монументального античного сооружения создается настрой на восприятие творчества Древней Эллады, Римской империи и этрусков, вошедшего в сокровищницу музея. Перед входом посетителей встречают конные скульптуры и грандиозная чаша из гранита 7 метров в диаметре, весящая 76 тонн. Музейные экспозиции занимают два этажа. Тематические залы Античной коллекции первого этажа представлены коллекциями ваз и фризов, оружия, золотых и серебряных украшений, бронзовых и глиняных фигур.
Пространство круглого купольного зала-ротонды отведено греческим каменным и мраморным скульптурам, расположенным на постаментах между стройных дорических колонн в порядке хронологии. Второй этаж отдан искусству Древнего Рима и этрусков. Он знакомит с портретами Клеопатры и Цезаря, скульптурой императора Клавдия, саркофагами, фресками, мозаикой «Битва кентавров», мраморными барельефами, изображающими шествия богов. Здесь увидите несколько Фаюмских портретов, традиционно создававшихся для гробницы на тончайших золотых листах еще при жизни человека. Видное место занимают эротические скульптурные композиции из камня и бронзы, вазы и медальоны с эротическими сюжетами.
Археологический центр
Монументальное серое здание Археологического центра, пристроенное кбывшим казармам XIX столетия, контрастирует с рядом стоящим необарочным строением музея Боде. Внешняя отделка, приближенная к цвету почвы, подчеркивает массивность и форму здания. Во внутреннем интерьере властвует белый цвет стен, пола и лестниц, оживляемый лишь экспонатами, расположенными на площади в почти 11700 кв.м. Археологический центр – место, где исследуются археологические находки, имеющиеся в фондах музеев и артефакты для вновь создаваемых экспозиций. В стенах археологического центра находятся: специализированная библиотека, архив, реставрационные мастерские и кабинеты ученых.
Картины XIX века
Картины и скульптуры, созданные в XIX веке, хранятся в зданиях Старой национальной галереи и Фридрихсвердерской церкви.
Старая национальная галерея или Alte Nationalgalerie находится на территории Музейного острова. Именно с этого строения взяла начало Национальная галерея в начале XIX в., когда банкир Иоганн Генрих Вагнер презентовал ей 262 картины немецких и иностранных художников. Первое время картины разместили в строениях, принадлежавших Академии искусств.
Проект здания, которое вмещает коллекцию сейчас, был разработан Ф. Штюлером в 1865 году по эскизам короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV. Само строение подобно римскому храму с апсидой. Здание было полностью отреставрировано в 2000-х годах, открылись дополнительные залы для экспонатов эпохи романтизма, а в 2010 году перед главным входом в галерею открылся Колоннадный двор.
Здесь выставлены полотна знаменитых всему миру художников, представляющих такие направления, как:
- классицизм и романтизм – Карл Блехен, Карл Фридрих Шинкель, Каспар Давид Фридрих;
- бидермейер – Фердинанд Георг Вальдмюллер;
- импрессионизм – Эдуард Мане, Поль Сезанн, Клод Моне;
- ранний модернизм – Макс Либерман, Адольф фон Менцель, Ловис Коринт.
Впечатляют полотна таких мастеров жанровой живописи, как Иоганн Петер Газенклевер и Август Лебрехт Амберг.
Отделение Nationalgalerie в Фридрихсвердерской церкви включает скульптуры мастеров XIX века.
Наиболее знамениты работы немецких классицистов:
- скульптурная группа из мрамора 1796–1797 годов «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика» Иогана Готфрида Шадова;
- мраморный саркофаг королевы Луизы Прусской скульптора Кристиана Даниэля Рауха.
Кроме того, здесь действует выставка творчества Шинкеля, под руководством которого и было возведено здание церкви в 1824–1831 годах.
Топография террора
Мемориальный центр был основан в 1987 году. Основная экспозиция расположилась на площади 800 квадратных метров, где представлены документы и фотографии на немецком языке с переводом, свидетельствующие о преступлениях нацистов.
В информационном центре «Подневольный труд при национал-социализме» находятся тысячи документов узников трудовых и концентрационных лагерей.
В уцелевших подвалах посетители видят орудия пыток, которыми добывали признания. Под открытым небом стоят руины бараков лагеря, в которых жили подследственные.
Посетителям мемориального центра понадобятся крепкие нервы, чтобы познакомиться с некоторыми экспонатами. Но всё же это надо испытать, чтобы больше не допустить возрождения нацизма.
cicerone2007
Первый раз я побывала в Берлине в 1976 году. Это была практика после четвертого курса. Мне и двум моим однокурсникам повезло: у историков, которые специализировались по Германии, был недобор, и искусствоведов взяли с собой. Программу мы придумывали для себя сами. Посмотрели музеи не только в Берлине, но и в других городах. Берлин запомнила кусками. В памяти осталась Унтер-ден-Линден, до сих пор стоят перед глазами обугленные руины собора и черный от копоти Боде-музеум. Разумеется, нам демонстрировали стену. Но стена не только перерезала улицы города. «Стена» ощущалась и в музеях: одна Нефертити здесь, другая в Западном Берлине. Когда я вернулась домой, мне приснился цветной сон. Вся наша студенческая группа грузится в автобус, и мы едем в Картинную галерею Западного Берлина. Картины я видела совершенно отчетливо. И вот через 35 лет решила посмотреть сон наяву. Тем более что восточные и западные коллекции сейчас в Берлине объединены.Уже в день прилета мы отправились в Картинную галерею, и приходили туда еще несколько раз. Впечатлений много, но, если спросить о картине, которая больше всего запала в душу, назову ее сразу. Это – «Две обезьяны» Питера Брейгеля Старшего:
Это совсем маленькая картина (20х23 см.). Две прикованные обезьянки. Одна повернулась к нам, другая смотрит вдаль. Толстые стены какой-то башни-тюрьмы. Ореховая скорлупа. За окном широкая река, которую бороздят лодки. В солнечном мареве тают вдали очертания города. В небе две птицы. Вот и все. Но оторвать взгляд от этих обезьянок невозможно. Потому что эта картина про нас. Эрвин Панофский считал, что Шарль Тольнай правильно трактовал суть этого образа как воплощение слепой и несчастной человеческой судьбы.В своей статье Э.Панофский анализирует «Рабов» Микеладжело. Атрибутами двух связанных пленников являются обезьяны. Turpissima bestia, simillima nostri – отвратительнейшее животное, более всего подобное нам (лат.). «Обезьяна служила символом всего низменного в человеке – похоти, алчности, чревоугодия и бесстыдства в самом широком смысле, – пишет Э.Панофский, – все общее в человеке с бессловесными животными неоплатоники называли «Низшей Душой». /Э.Панофский . Этюды по иконологии. СПб., 2009, с.319, 365/
Но брейгелевские обезьянки уже в тюрьме, и мы вместе с ними в carcer terreno – земной тюрьме (лат.) Наш общий удел – рабство и тоска о другом прекрасном горнем мире.Мы сострадаем обезьянкам и с отвращение смотрим на людей в картине, которая висит рядом. Это «Нидерландские пословицы» Брейгеля: http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-dutch-proverbs-66
Покажу лучше других людей. В галерее есть потрясающие портреты XV-XVI веков. Вот фрагменты трех из них. Эта работа Рогира ван дер Вейдена создана в середине XV столетия:
А эта слегка косящая особа запечатлена Петрусом Кристусом в 1470-х годах:
Просто прожигает нас взглядом изображенный Альбрехтом Дюрером в 1526 году Иеронимус Хольцшухер:
Шедевров живописи XIV-XVIII веков в Картинной галерее Берлина, пожалуй, не меньше, чем в Эрмитаже. Но в Эрмитаже все рассредоточено по многочисленным дворцовым залам. А здесь лучшие работы сконцентрированы на одном этаже современного здания. Ниже находится еще одна экспозиция из произведений «второго ряда» – своеобразное открытое хранение.
Авторы проекта Картинной галереи позаботились о том, чтобы зрители могли передохнуть от сильных впечатлений и набраться сил, чтобы продолжить знакомство с шедеврами. Для этого в угловых залах созданы уголки для отдыха с уютными скамьями.
И, посмотрев на ветви деревьев за окном, успокоив глаза, можно возвращаться к живописи.
Вот еще три живописных фрагмента. Это «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса. Не менее прекрасное, чем «Алтарь Портинари» из Уффици. Вот картина целиком: http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-adoration-of-the-kings-monforte-altar-52
А я лишь показываю дары волхвов и цветы, вырастающие на камнях:
В центре Картинной галереи огромный пустой зал с фонтаном в центре и скамейками по периметру. Тоже для того, чтобы отдохнуть.
Архитектура, на мой вкус, жестковата. Но, если посмотреть вверх:
Картины Старой национальной галереи на Музейном острове
В учреждении хранится самая большая в Европе коллекция картин и скульптур XIX века. Общее число экспонируемых предметов — около 4 000, из них 2 000 картин и столько же скульптур. Собрание выставлено на трёх этажах.
Верхний этаж
На третьем этаже посетители познакомятся с пейзажами представителя Берлинской академии художеств Якоба Филиппа Хаккерта, работами выдающегося портретиста Антона Граффа и их современников.
Отдельная комната посвящена фрескам по мотивам ветхозаветной легенды об Иосифе, созданным Петером Йозефом фон Корнелиусом, Фридрихом Овербеком, Вильгельмом Шадовым.
Изюминка собрания — коллекция картин одного из крупнейших представителей романтического направления в Германии Каспара Давида Фридриха. Одно из его полотен называется «Монах у моря» и датируется 1808–1810 годами.
В следующем выставочном зале вы можете насладиться архитектурными пейзажами Карла Фридриха Шинкеля.
Полюбуйтесь картинами ещё одного представителя романтизма в Германии Карла Блехена. Живописец писал в основном пейзажи. Здесь также представлены работы Филиппа Отто Рунге, Кристиана Готлиба, Карла Ротмана, австрийца Йозефа Антона Коха.
К художественному течению бидермайер причисляют городские пейзажи Эдуарда Гертнера и Иоганна Эрдмана Хуммеля, а также жанровую живопись Фердинанда Георга Вальдмюллера.
Один из залов, Mark B. Schlemmer
Второй этаж
Здесь понравится всем поклонникам французского импрессионизма. На этаже экспонируются творения великих Клоде Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Эдуарда Мане. Из шедевров последнего автора в Старой национальной галереи хранится полотно «В оранжерее».
Компанию картинам составляют скульптуры Огюста Родена. Не пройдите мимо одного из его известных изваяний «Мыслитель». Неподалёку экспонируется и скульптура Адольфа фон Гильдебранда «Стоящий молодой мужчина».
Часть выставочного пространства посвящена работам Арнольда Бёклина, в частности одной из версий «Острова мёртвых», Ханса фон Маре, Ансельма Фейербаха.
Richard Mortel
Первый этаж
Посетите скульптурный зал. В нём выставлена известная композиционная группа «Принцессы» Иоганна Готфрида Шадова. Изваяние увековечивает будущую прусскую королеву Луизу и её младшую сестру Фридерику. К числу других относятся творения Кристиана Рауха, датского мастера Бертеля Торвальдсена и итальянца Антонио Канова.
Прикоснитесь и к творчеству одного из лидеров исторического романтизма Адольфа фон Менцеля. Среди наиболее ценных работ живописца — «Железопрокатный завод», «Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси», «Балконная комната».
Соседние комнаты хранят наследие неоклассицизма и символизма.
Кроме постоянных экспозиций, в музее организуются временные выставки.
Выставки в Старой национальной галерее на официальном сайте
Музейный остров в Берлине. Германия
Есть популярная фраза, тиражируемая многими людьми к месту и не к месту. Звучит она как «Культурная столица Европы».
Основная масса среднестатистического люда воспринимает ее просто как комплимент городу и не более того.
Ну вот понравился мне какой-нибудь мелкий городишка, зашел я в крохотный музей с одним выставочным залом, через 10 минут вышел и назвал город культурной столицей. Город выпятил грудь и сидит весь довольный такой.
Каждый год выбирается несколько городов, которым присваивается звание «Культурной столицы Европы». Выделяются деньги и проводятся разнообразные мероприятия, целью которых является повышение культурного образования населения.
Чтобы потом не называли они любую деревню на отшибе цивилизации культурной столицей. Данная инициатива берет свое начало с 1985 года, и первой «Культурной столицей Европы» были Афины.
А в 2016 году городами, заслужившими почетное звание, стали испанский Сан-Себастьян и польский Вроцлав.
К чему же я развел всю эту «писменность». Да все очень просто. В 1988 году город Берлин, а точнее его западную часть наградили этим «титулом».
Тут, конечно же, самые бдительные читатели наполнятся возмущением и с укоризной скажут автору: «КГ/АМ! Остров Шпрееинзель находится в восточном Берлине, а не в западном!».
И они будут правы, но раз уж я написал все это, то пусть останется для общего развития граждан. А мы, пожалуй, начнем.
В центре Берлина на небольшом острове Шпрееинзель расположился комплекс из пяти музеев разной сущности и направленности.
Как поделимся мы сейчас знаниями таинственными, да как рассмотрим мы музеи Берлина на музейном острове находящиеся, да народ темный страждущий в свои объятия приглашающие. Да будут нам благодарны они за сие наше действие.
Старый Музей. Музейный остров в Берлине. Германия
Самый старый музей был образован в 1830 году и называется неожиданно – Старый музей (Altes Museum).
До этого назывался Королевским музеем, но, как короли закончились, немного переименовался. В нем хранятся сокровища Древней Греции и Древнего Рима.
Сокровища в историческом смысле. Не нужно срочно звать друзей Оушена и планировать ограбление.
Новый Музей. Музейный остров в Берлине. Германия
Из-за того, что Старый Музей в один прекрасный момент переполнился, было решено построить дополнительное здание. В 1855 году оно было построено и получило название Прусский Королевский Музей.
После реконструкции в 2009 году музей стал называться Новым музеем (Neues Museum). Как я отмечал ранее, логика у немцев всегда была одним из самых сильных «органов». Сейчас в Новом музее располагается Египетский музей.
В частности, в нем хранится известный Бюст царицы Нефертити.
Бюст царицы Нефертити. Музейный остров в Берлине. Германия
В 1876 году был построен еще один музей, в который переехала разросшаяся Старая Национальная Галерея (Alte Nationalgalerie). Соответственно, хранятся в этом музее картины и скульптуры мастеров XIX века.
Старая Национальная Галерея. Музейный остров в Берлине. Германия
Один из самых популярных музеев острова – Музей Боде (Bode-Museum) был построен в 1904 году.
В его состав входит одна из крупнейших нумизматических коллекций мира, которая называется Монетный Кабинет (Münzkabinett).
Большое Скульптурное Собрание и Музей Византийской Эпохи, находящиеся в этом музее, и архитектурная красота здания музея делает его жемчужиной музейного острова.
Музей Боде. Музейный остров в Берлине. Германия
Я же некоторое время размышлял над вопросом – чье имя носит музей Боде? Думал, что за король такой незнакомый. Оказалось, что это видный немецкий историк искусства Арнольд Вильгельм фон Боде, который и основал данный музей.
Пергамский музей. Музейный остров в Берлине. Германия
Завершим обзор самым популярным музеем Берлина – Пергамским музеем или по-другому Пергамон (Pergamonmuseum). Был открыт в 1930 году. Состоит из трех крыльев, в каждом из которых независимые друг от друга части.
Античная Коллекция, Музей Передней Азии (Vorderasiatisches Museum Berlin) и Музей Исламского Искусства (Museum für Islamische Kunst).
Наиболее популярными экспонатами считаются Пергамский алтарь (также известен, как Пергамский алтарь сатаны), Ворота храма богини Иштар, и Фриз из Мшатты.
Пергамский алтарь в Пергамском музее
Ворота храма богини Иштар в Пергамском музее
Фриз из Мшатты в Пергамском музее
Находится Музейный остров в самом центре Берлина, пройти мимо очень сложно. От Брандербурских ворот до острова ведет знаменитая улица Унтер дер Линден (Unter den Linden). В 1999 году все это мощное собрание музеев вошло в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большой Тиргартен
Считается одним из самых крупных парков в мире:
- Площадь парка составляет около 210 гектаров.
- Длина дорожек 30 км.
- Под парком проходят железнодорожные тоннели.
Первое упоминание о парке встречается в XVI веке, это были охотничьи угодья королей и только в XIX веке он превращается в ландшафтный парк.
Сейчас в парке можно не только отдохнуть, но и познакомиться с достопримечательностями, такими, как: 70-метровая Колонна Победы, дворец Бельвю, Рейхстаг, Дом культур мира, Берлинский карийон.
Большой Тиргартен удобно расположен, так как на границе с парком Вы найдёте Бранденбургские ворота, зоопарк, Посольский квартал, Культурфорум.
Добраться можно на метро от станции Bundestag, Potsdamer Platz, Hansaplatz, Brandenburger Tor.
Как добраться к Берлинской картинной галерее
В зависимости от того, в какой части Берлина вы находитесь, к музею можно добраться на метро, автобусе или электричке. Картинная галерея расположилась в культурном центре Культфорум, расположенном к западу от Потсдамской площади. Точный адрес: Matthäikirchplatz 8, Berlin.
Если вы добираетесь на метро, то необходимо найти линию U2 и ехать до станции Potsdamer Platz.
К галерее можно доехать автобусами:
- M29 до остановки Potsdamer Brücke;
- M41 до остановки Potsdamer Platz Bahnhof / Voßstraße;
- M48 либо M85 до остановки Kulturforum;
Также к достопримечательности едут городские электрички S1, S2, S25, выйти нужно на той же остановке Potsdamer Platz.
Проезд в метро обойдется в 6 EUR, если взять проездной на целый день.
Бранденбургские ворота
Много раз у подножья этого символа Берлина разворачивались важные события, повлиявшие на историю Германии.
Бранденбургские ворота построены по приказу короля Фридриха Вильгельма II в 1791 году. Архитектор Карл Готтгард Лангганс задумал их как символ мира, поэтому второе название – “Врата мира”.
Украшением триумфальной арки стала скульптура, изображающая повозку из четырёх лошадей под управлением богини победы Викторией.
Местные жители и туристы любят приходить к Бранденбургским воротам вечером. Яркая иллюминация подсвечивает колонны и квадригу так, что кажется, что скульптура передвигается по ночному небу.
Площадь у Бранденбургских ворот много раз становилась местом для концертов и памятных мероприятий.