Шаги школы по выявлению особых образовательных потребностей учащихся
Базовый уровень «Действия школы»
На этом уровне учитель или координатор по поддержке учащихся с ООП выявляет ребенка, нуждающегося в дополнительной помощи или помощи, отличающейся от той, которая предусмотрена обычной школьной программой. Например, у ребенка появляются проблемы с успеваемостью или поведением, и сотрудники школы расценивают это как возможное проявление особых образовательных потребностей. Информируются родители ребенка, и с ними проводятся консультации. Составляется индивидуальная программа обучения, в которой прописываются стратегии, цели, помощь, которая должна быть оказана, а также критерии оценивания ее эффективности. Индивидуальный план должен пересматриваться, как минимум, два раза в год, но он – не совсем обязательный документ. Если поан не составляется, персонал школы обязан фиксировать свои действия по удовлетворению особых потребностей конкретного ребенка. Иногда это делается в рамках составления плана урока.
Уровень «Действия школы плюс»
Если бзовый уровень поддержки не дает полноценного эффекта, школа может начать рассмотрение вопроса о привлечении специалиста со стороны: дефектолога, логопеда. Классный руководитель и координатор будут получать профессиональные советы и наставления от специалистов. Если наблюдения за успеваемостью и поведением ребенка показывают, что его потребности не удовлетворяются с помощью оказанных действий, школа может обратиться в местный орган образования с запросом на проведение стандартизированного обследования с последующим возможным составлением «Заключения об особых образовательных потребностях».
Уровень «Акт». «Заключения об особых образовательных потребностях»
Запрос на обследование может исходить и не от школы. Обратиться с просьбой о проведении обследования могут также родители, причем еще до поступления ребенка в школу.
По результатам обследования может быть составлено Заключение об особых образовательных потребностях. Это достаточно большой документ, в котором дается характеристика ребенка с приложениями документов специалистов, описываются все области трудностей, которые испытывает ребенок. Далее дается подробная информация обо всех мерах по поддержке ребенка и о том, как будет осуществляться мониторинг процесса поддержки, рекомендуется тип школы, которая подходит ребенку, и предлагается та или иная конкретная школа.
Обычно Заключение составляется в отношении учащихся с тяжелыми или множественными нарушениями, хотя комиссия может отказаться составлять его на основании того, что школа без и так уже осуществляет адекватные меры для ученика. Если же Заключение составлено, то выдавший его орган образования отвечает за выполнение всех предписанных мер.
Большинство детей с Заключениями выбирают обучение в общеобразовательных государственных школах (61,2 процента по данным 2013 года) по сравнению со специальными школами (26,4 процента по данным того же года) , и эта тенденция продолжает прослеживаться.
Особенности законодательства об инклюзивной школе в России
В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:
- «Об образовании в РФ»;
- «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Конвенции ООН «О правах ребенка» статья №28.
Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:
- https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;
- https://rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html;
- https://rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html;
- http://dou24.ru/32/images/stories/doc/inkluz_obr/oratif_konv_po_prav_inv.doc;
- http://base.garant.ru/135709/;
- http://dou24.ru/32/images/stories/doc/inkluz_obr/o_merah_po_real_gos_pol.doc;
- http://base.garant.ru/70485996/;
- http://docs.cntd.ru/document/499050217;
- http://suvagcentr.ru/news/270?searchString;
- http://uo-vmr-mo.ru/sites/default/files/files/zakon_moskovskoy_oblasti_ot_27_iyulya_2013_goda.doc.
Работа в группе
Специальная поддержка, на которую могут рассчитывать инвалиды в рамках инклюзивного образования, предоставляется со стороны команды учителей из разных дисциплин. С детьми работают воспитатели, помощники, социальные работники, дефектологи, доктора, родители и заинтересованные в их судьбе представители социальных объединений. Суммарно, таким образом, реализована единая образовательная политика, позволяющая избавить ребенка от маргинальных сторон жизни и дать ему возможность на лучшее будущее. Каждый из взрослых, участвующий в процессе, несет ответственность за успех работы.
Структурная концепция школы Вальдхоф
В каждом классе совместно учатся и живут не более 18 учеников, примерно поровну с особыми учебными потребностями и без них.
Ответственность за один класс разделяют два-три педагога и вспомогательный персонал. Они работают по схеме обязательного присутствия в школе (35 часов присутствия, из них 28 часов активной работы с детьми). Каждый имеет свое индивидуальное рабочее место в учительской, предназначенной для данного года обучения.
Вальдхоф работает как обычная школа продленного дня с 8-00 до 15-00 часов (в пятницу до 13-00). Однако ребята могут приходить к 7-00 утра и оставаться до 17-00 (в пятницу до 15-00).
Каждый класс имеет классное и групповое помещение, включая кухонный уголок. Лаборатория и школьная медиатека позволяют проводить самостоятельное научное обучение с проведением экспериментов. Помещения для терапии и отдыха, а также комната снузелен создают пространство для индивидуально оформленных учебных процессов.
Оснащение инклюзивной школы
Вход в школу
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота не менее 5 см) и поручни (высота 50 – 90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Внутреннее пространство школы
Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов, дублированы шрифтом Брайля.
Классные кабинеты
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты целесообразно предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не может быть менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Кроме этого, рекомендуется оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях мог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детям-инвалидам по зрению необходимо оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола
Особое внимание рекомендуется уделить освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с нарушенным зрением, а написанные на доске тексты нужно обязательно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка с ослабленным зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, у такого учащегося должна быть возможность пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать
Пособия, которые используются на разных уроках, рекомендуется сделать не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать
Когда используется лекционная форма занятий, у такого учащегося должна быть возможность пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, рекомендуется сделать не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того, чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
Принятие в Москве специального закона об образовании детей с особыми возможностями – большой шаг вперед к созданию безбарьерной среды, лучшее подтверждение того, что инклюзивное образование в России больше не является экспериментом. Это официальная программа, в которой четко прописаны права и обязанности всех заинтересованных сторон. Будем надеяться, что законодательно оформленный опыт столичных образовательных учреждений станет отправной точкой для принятия аналогичных правовых документов и в других регионах страны. Россия сделает еще один шаг на пути к признанию детей с ограниченными возможностями здоровья равноправными членами общества и созданию для них новых по качеству условий для получения образования.
Становление инклюзивной системы в Германии
В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25 % от этого количества посещает обычные школы. Все остальные являются учащимися спецшкол для детей с различными нарушениями.
Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В ФРГ она вступила в законную силу и начала применяться в 2009 году. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих ограниченных возможностей.
Сегодня в Германии функционирует порядка тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем оставляют учебу в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.
Как проходит подготовка педагогического состава
Развитие инклюзивного образования в Германии начинается с педагогов. С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.
В свою очередь Министерство образования на постоянной основе публикует данные о том, какое число учительских ставок выделено в каждой земле, какие этапы проходит реформирование системы, как необходимо решать возникающие проблемы. Педагогические коллективы школ регулярно знакомятся с опытом зарубежных коллег.
Первостепенно у учителей формируется отношение к такому явлению, как инклюзия. В целом в Германии разработано три подхода к переобучению педагогов:
- старая модель, при которой обучающие курсы в разных землях не связаны никакой зависимостью;
- подготовка на уровне двух специально переквалифицированных университетов, где будущие учителя проходят подготовку по общей и коррекционной педагогике, а потом уже переходят к изучению более узких предметов. Выпускник такой высшей школы получает знания, как учить детей с ОВЗ и преподавать свой предмет всему классу одновременно. Он получает два диплома – педагога общей школы и специальной. Но такой подход применим только к детям, имеющим несложные нарушения;
- смешанная модель – такую подготовку проходят педагоги во всех других вузах. Предполагается, что кроме своего узкого предмета им предстоит изучить спецпредмет по инвазивной педагогике. Происходит это за счет сокращения на 4 часа программы по другим дисциплинам.
Учебный процесс в инклюзивных школах
Отдельного внимания заслуживает вопрос, как построена учеба в совместных школах:
- Все ученики, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них обучается 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один учащийся с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
- Оборудование в классах оснащено большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и самый настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
- Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить о смене вида деятельности.
- Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут воспользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
- Преподнесение знаний в инклюзивных школах проводится на основе смоделированных ситуаций. Например, считать дети учатся в импровизированном магазине, а вот физику осваивают на обычных бытовых приборах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
- Ученики с ОВЗ вовлечены во все школьные процессы, включая физкультуру.
- В классе кроме учителя постоянно присутствует сопровождающий педагог и тьютеры (помощники учителя).
- Среди форм обучения предпочтение отдается парным и групповым, что позволяет «особым» детям быстрее пройти процесс адаптации.
Большое внимание в таких школах уделяется личностному росту каждого ученика. Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка
А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.
Немецкая школа
Все годы, которые подрастающее поколение проводит в получении и усвоении знаний, можно разделить на три основных этапа:
- начальная школа;
- средняя;
- высшая.
Обязательными являются первые две ступени, которые гарантируют детям доступ к образованию как в государственных, так и в частных школьных учреждениях. Настоящая учеба для немецкого ребенка начинается в 6 лет.
Длится начальная школа обычно 4 года, после можно выбрать один из четырех вариантов дальнейшего образования:
- основная школа;
- реальная;
- общая;
- гимназия.
Обучение на этой ступени длится до 10 класса. Выпускники гимназии имеют возможность продолжать учебу в 11-13 классах, которые являются подготовительными для поступления в вуз. Выпускники получают Abitur (аттестат), на основании которого они могут быть зачислены в интересующий их вуз без экзаменов.
Об особенностях образования в ФРГ вы узнаете из нашего материала «Образование в Германии».
Проблемы инклюзивного образования в украинских школах
Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:
- Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
- Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
- Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
- Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
- Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.
Нужно ли это?
В наши дни обучение за рубежом после 11 класса или до этого момента в инклюзивной системе – шанс принять участие в школьной жизни, подстроенной под требования участников. Европейские, американские образовательные учреждения, работающие по такой системе, дают своим школьникам достаточную поддержку, чувство защищенности, безопасности. Каждый участник может стремиться к новому, достигать успехов, новых высот, наслаждаться социальной жизнью и ценить каждую минуту такого общения.
Инклюзивное образование в России и за рубежом направлено на несколько иные цели, нежели обычная традиционная система. Достижения, к которым стремятся участники школы, – жить социальной жизнью, быть активными участниками коллектива. Каждый школьник имеет на это право, а нюансы его физиологии или психического состояния не должны ограничивать возможности. Инклюзивная образовательная система направлена на максимально высокий и продуктивный уровень межличностного взаимодействия, а каждый ученик может рассчитывать на помощь в любой сложной ситуации.
Система специального образования
Учебные заведения системы специального образования Японии делятся на три вида:
– специальные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения;
– специальные образовательные учреждения для детей с нарушением слуха;
– специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, а также хроническими заболеваниями (школы, в которых реализуется все три типа обучения).
Школы для слепых и глухонемых детей вошли в систему обязательного образования в 1948 году, а в 1979 году специальные школы в Японии стали обязательными. Дети, которые не могут посещать школу, обучаются на дому.
Возможные формы обучения
Согласно законодательству, ребенок может посещать специальную школу или специальный класс в общеобразовательных организациях. Он может также ходить в массовую школу, получая специализированную поддержку через ресурсные комнаты при условии, что у ребенка имеется только одно и при этом не тяжелое нарушение в развитии. Для детей-дошкольников с нарушениями развития (в возрасте от 3 до 6 лет) психологопедагогическая помошь может быть оказана только в специальном детском саду.
«Ресурсные комнаты»
Это специальная форма образования для детей с нарушениями развития средней тяжести, обучающихся в массовой школе.
В обычных классах система поддержки оказывается детям с интеллектуальными нарушениями, аутизмом и другими трудностями развития. При необходимости любой ученик имеет возможность несколько часов в неделю посещать малогрупповые или индивидуальные занятия с педагогом в ресурсной комнате.
Специалисты оказывают ребенку помощь по профилю имеющегося нарушения. Именно эта форма поддержки рекомендуется детям с речевыми нарушениями, отклонениями в эмоциональном развитии, слабовидящим, слабослышащим, страдающим двигательными нарушениями, а также хронически болеющим. Согласно статистике, чаще других в ресурсных комнатах получают помощь ученики с нарушениями речи и эмоциональными нарушениями. Гораздо реже обращаются к специалистам ученики с нарушением зрения, еще меньше – дети с хроническими заболеваниями или нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Учащиеся с нарушениями средней тяжести обучаются в специальных классах общеобразовательных школ. Здесь им оказывается необходимая специальная поддержка в соответствии с индивидуальными потребностями.
В зависимости от характера нарушения и степени его выраженности учебное место для такого ребенка организуется в специальной школе соответствующего вида. В особых случаях обучение осуществляется на дому приходящим педагогом. Для детей, находящихся длительное время на стационарном лечении, при госпиталях работают особые школы.
Процент детей, получающих отсрочку или освобождение от обучения в силу тяжести недуга минимален – 0,001 процента детей школьного возраста.
Государство не торпится закрывать специальные классы и школы, наоборот, расширяет возможности специального образования. Например, если первоначально для подавляющего большинства детей специальное обучение заканчивалось в 14–15 лет, то уже 2004 г. около 96 процентов учеников, окончивших неполную среднюю школу, продолжили свое образование в старших специальных классах. Ресурсных комнат на этих ступенях уже нет.
Статистические показатели 2004 года говорят о том, что почти половина выпускников, имевших нарушение зрения и слуха, продолжили образование в высшей школе. Пятая часть выпускников (20,4 процента), в том числе с интеллектуальными нарушениями, сумели получить работу.
На одного педагога – 1,5 ученика
В специальных школах соотношение педагог – учащиеся составляет примерно 1:1,5. С учетом педагогического штата и вспомогательного персонала, соотношение меняется – почти 1:1. Средняя наполняемость класса для детей с недостатками развития и специальной, и в общеобразовательной школе не превышает трех учеников. Наполняемость обычного класса в массовой школе около 40 человек.
Педагогическая концепция
Педагогическая работа преследует следующую цель: создать условия для индивидуального обучения всех учеников, поощрять их и стимулировать; все ребята должны вместе учиться и открывать для себя что-то новое каждый день.
Что касается таких вопросов, как разнородность и индивидуальность, то здесь руководством к действию должны служить следующие положения:
- Как дополняют друг друга преимущества и чем компенсируются недостатки?
- Какой вклад может внести в группу каждый ребенок?
- Кто и как может стать друг другу взаимным помощником и партнёром?
- Каковы потребности детей?
Благодаря индивидуальным учебным программам дети могут развивать свои собственные таланты и определять необходимые именно для них задачи и цели. При этом педагоги стремятся к следующему:
- как можно активнее поддерживать детей в их работе над собой, но лишь в той мере, в какой это необходимо: дети не должны попасть в зависимость от взрослых;
- бросать детям вызов, чтобы они опробовали свои собственные возможности для развития своих наиболее сильных сторон.
Качество преподавания в инклюзивной школе, как и раньше, является одной из самых сложных задач, так как почти все учебные материалы адресуются, как правило, либо обычным школьникам, либо детям с особыми образовательными возможностями. Поэтому нам приходится самим разрабатывать инклюзивные материалы для занятий, моделировать соответствующий учебный ландшафт, в котором дети могли бы пойти своим собственным путем в соответствии с индивидуальными возможностями. Базовая работа, учебные семинары и проектные недели для отдельных классов и всей школы превращаются при этом в важнейшие элементы рабочего процесса.
Чтобы в почасовом планировании выделить как можно больше места для практической междисциплинарной учебы, были созданы следующие открытые пространства:
1. Каждый день начинается с получасовой свободной работы или с недельного планирования.
2. Пятница в почасовом плане рассматривается в качестве проектного дня, который классы могут использовать самостоятельно или в сотрудничестве с другими, чтобы разрабатывать важные или интересные для них темы или проекты.
3. Занятия по интересам (в том числе и для открытия дарований), встроенные в почасовой план, предлагают детям трижды в неделю (по понедельникам, вторникам и четвергам) возможность выбрать один из кружков, которых сегодня насчитывается более 40. Тот, кто ничего не выбрал на этот час, занимается самостоятельно. Ребенок должен выбрать как минимум один кружок, но может выбрать для себя по одному кружку на каждый час из трех. Мы предлагаем следующее: игра на скрипке, саксофоне и синтезаторе, тренировки по кроссу, футбол, водные виды спорта, рыбалка, добровольная пожарная дружина, математический клуб, мастерская чистописания, театр, хор, творческая мастерская, керамика, верховая езда, йога, дзюдо, танцы, вязание спицами, крючком и много другое.
Работа с неоднородностью и требования к успеваемости
Работа с неоднородностью учеников стала ключевым направлением работы в школе Вальдхоф. Хотя уже удалось добиться хороших успехов, школа в этом отношении продолжает совершенствоваться. Точно так же, как школьникам не возбраняется учиться на своих ошибках, взрослые тоже учатся на своих.
Помимо педагогов, работающих с маломобильным категориями детей, в школе работает специалист, занимающийся одарёнными школьниками. При этом мы исходили из того, что одаренность и какие-либо ограничения по здоровью представляют собой два полюса, между которыми и нужно создавать учебные условия.
Практические жизненные уроки обеспечивают умственное развитие для детей с особыми учебными потребностями. Согласно инклюзивной концепции эта возможность расширена на всех детей. Каждый класс с 2008/2009 учебного года имеет четыре учительских часа, чтобы параллельно с предметными занятиями в виде альтернативы предлагать жизненную практику тем, для кого важен индивидуальный план обучения. Тем самым предлагается дополнительная индивидуальная возможность развития для всех. В качестве оценки успеваемости используется презентация собственной работы или регулярные беседы с ребенком и родителями об уровне развития и успеваемости, которые проводятся как минимум три раза в год, причем одна из них — в конце полугодия вместо письменного экзамена.
Важным моментом, во избежание ошибочной ориентации на результат, стало введение общего свидетельства для всех учеников. До сих пор в школах с интеграционным обучением к свидетельствам относились избирательно: одни дети получали «нормальное» свидетельство, а интегрированные дети — коррекционно-педагогическое свидетельство согласно своему статусу. Новое свидетельство действует для всех. Цифровые оценки впервые появляются в конце 5-го класса. Оценки проставляются только по пяти предметам: немецкий язык, математика, английский язык, природоведение и обществознание. Успеваемость по всем остальным предметам по-прежнему описывается устно. Критериев успешности всех детей является общая программа начальной школы. Это значит, что ребенок с особыми учебными потребностями, который в конце пятого класса демонстрирует хорошие показатели для третьего класса, получает в свидетельстве «2» с примечанием «согласно учебной программе 3-го класса». (В немецкой школе наилучшей оценкой является единица, а двойка соответствует нашей четверке).
Роль учителя — от борца-одиночки к командному игроку
Роль учителя в школе Вальдхоф коренным образом изменилась. Не только в связи с временем работы, но и первую очередь в связи с работой в команде. Педагогический коллектив для обоих параллельных классов одного года обучения получил огромную ответственность: за эту группу учащихся отвечают два коррекционных педагога (как правило, они выступают в роли классных руководителей), два учителя начальных классов и воспитатель.
- Учителя принимают решение о почасовом плане и переменах.
- Коллектив одного класса отвечает за оформление уроков и достижение целей и решает, кто, что и когда преподает.
- Воспитатели тоже могут преподавать; учителя отвечают за то, чтобы предметные требования учитывались во всех проектах.
В процессе командной работы возникает интенсивный диалог между педагогикой начальных классов и коррекционной педагогикой. Точно так же, как методы обучения учеников начальных классов стимулируют работу с умственно отсталыми детьми, коррекционная педагогика открывает социально-эмоциональный и дифференцированный доступ к учебным способностям всех школьников.
Большие трудности для коллектива заключаются в том, что до настоящего времени существует очень мало учебных материалов, подходящих для совместного инклюзивного обучения, и в первую очередь отсутствует интеграционный план обучения. Приходится не только планировать и оформлять совместные занятия, но и одновременно разрабатывать соответствующие материалы и определять рамки интеграционного учебного плана, чтобы не оставлять занятия на произвол судьбы. Так как для этого не предусмотрено дополнительных ресурсов, то учителя часто загружены до предела. То, что они регулярно проводят «открытые уроки» для других учителей, свидетельствует об их огромном энтузиазме.
Как организована инклюзия в школах
В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.
Инклюзивные школы:
- имеют этические стандарты и лидерство, которые строят культуру инклюзивного учебного заведения;
- имеют хорошо организованные системы, эффективную коллективную работу и конструктивные отношения, которые определяют и поддерживают включение всех учеников;
- используют инновационные и гибкие методы, которые отвечают потребностям всех учащихся.
Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.
Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.
Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:
- представление информации для поддержки понимания;
- представление учащимся возможности творить, учиться и сотрудничать;
- стимулирование устойчивого интереса и мотивации в обучении.
В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.
Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.