Система школьного образования в Германии в 2021 году

Таблица: преимущества и недостатки обучения в германских вузах

ПреимуществаНедостатки
  • высокое качество образования;
  • престижность диплома;
  • поступление без экзаменов;
  • возможность учиться бесплатно;
  • право получать стипендии и гранты;
  • возможность хорошего трудоустройства по окончании обучения;
  • территориальная близость к родине;
  • относительно большое количество студентов-соотечественников.
  • требование для выпускников российских школ получить дополнительное образование перед поступлением в немецкий университет или институт;
  • необходимость оформлять студенческую визу;
  • преподавание только на немецком языке (иногда на английском);
  • высокая стоимость проживания в Германии.

Поступление в германский вуз можно считать способом иммиграции. Поэтому само решение требует взвешенности и точного подсчёта материальных ресурсов, поскольку на начальном этапе затратная часть проекта «учёба в Германии» будет достаточно велика, несмотря на то, что само обучение бесплатно. Но учиться в Германии всегда было, есть и будет престижно и перспективно с любой точки зрения.

Популярные вузы страны

Самым старым в Германии является университет в Гейдельберге, который был открыт еще в XIV веке. Многие лучшие вузы ФРГ почти не уступают ему в возрасте. Большинству учреждений уже исполнилось 500 лет. В рейтинг престижных университетов регулярно попадают и современные учебные заведения, открывшиеся лишь во 2 половине XX века. В целом самыми престижными являются:

  • Мюнхенский университет;
  • институт Фрайбурга;
  • Свободный университет Берлина;
  • институт в Бонне;
  • университет им. Гумбольта.

Немецкое образование отличает то, что даже самые престижные вузы сотрудничают с российскими институтами и реализуют совместные программы обмена.

Дошкольное образование в Германии

Воспитание детей в Германии начинается с дошкольных учреждений. Они имеют давние традиции, поскольку первые такие заведения появились более 200 лет назад. И сегодня, так же, как и в XIX веке, главной целью их работы является гармоничное развитие личности ребенка и его подготовка к школе.

Обычно дети находятся в саду только до обеда, во второй половине дня уходят домой. Впрочем, для тех семей, где взрослые работают полный рабочий день, есть своеобразная «продленка» – малыши находятся там до вечера.

Ежедневно около 30 % немецких детей в возрасте от 3 до 6 лет посещают садик, и к 6 годам они уже прекрасно подготовлены к школьному обучению. Для остальных с пятилетнего возраста организованы подготовительные занятия под общими названиями Schulnachmittage, Vorbereitungsjahr, Vorschule. Здесь пятилетки в течение года проходят подготовку к школе.

Система школьного образования в Германии

Общее образование в Германии бесплатное. Абсолютно для всех обязательно 9-летнее школьное образование, а для самых способных и одаренных детей, планирующих поступление в вуз, система образования в Германии рассчитана на 12-13 лет. В Германии на сегодняшний день для более 12 миллионов школьников открыто около 50 тысяч школ.

Система школьного образования делится на три ступени: начальное (до 4го класса), первое среднее (с 4го по 10й класс) и второе среднее (с 10го по 13 класс).

Все дети, которые достигли шестилетнего возраста, поступают в начальную школу (Grundschule). Обучение в ней продолжается четыре года, нагрузка составляет порядка 20-30 часов в неделю.

После окончания начальной школы дети могут продолжать обучение в Hauptschule, Realschule, Gymnasium или Gesamtschule.

Наиболее слабые ученики для дальнейшего обучения направляются в Hauptschule (главную школу), где обучаются в течение пяти лет. Основная ее цель заключается в подготовке к малоквалифицированной деятельности. Здесь можно получить лишь базовое образование. Нагрузка составляет 30-33 часа в неделю. По окончании главной школы выпускник может продолжить обучение и получить профессиональное образование или начать работать.

Ученики с результатами выше средних поступают в Realschule (реальную школу) и обучаются на протяжении шести лет. Такие школы обладают достаточно высоким статусом и предоставляют профессиональное образование в сферах торговли, обслуживания и государственной службы. Полученный по результатам обучения высокий бал позволяет с легкостью поступить в гимназию, а затем и в вуз.

Наиболее престижным типом школы является Gymnasium (гимназия), ее диплом позволяет без экзаменов поступить на многие факультеты университетов. Гимназии, как правило, специализируются на гуманитарном образовании. Ученики тринадцатого класса являются уже абитуриентами, они непосредственно готовятся к учёбе в университете. По окончании последнего класса школьники сдают экзамены по основным школьным дисциплинам (Abitur). Качество подготовки в тринадцатом классе и сложность экзаменов в гимназии очень высоки.

Основные черты вышеперечисленных учреждений объединены в Gesamtschule (объединенной школе). Продолжительность обучения в ней составляет шесть лет, то есть с пятого по десятый класс. Некоторые объединенные школы предлагают обучение в старших классах (с одиннадцатого по тринадцатый). Их организация напоминает старшие классы гимназий, но сюда поступают дети, не имеющие рекомендации из начальной школы. К тому же не во всех землях есть школы данного типа. В случае успешного окончания старших классов объединенной школы ученику выдается Hochschulreife (аттестат зрелости). Этого документа будет достаточно для поступления в вуз.

Кроме вышеперечисленных разновидностей школ, система образования в Германии включает специальные школы самого разного уровня и профиля для учеников с ограниченными физическими или умственными возможностями, называются они Sonderschule.

Система образования в Германии  устанавливает стандартные правила для поступления в университет. Допуском к обучению в вузе является диплом Abitur. Этот документ выдается по итогам обучения в гимназии или в объединенной школе по программе гимназии. Международная классификация стандартов образования ЮНЕСКО ISCED определяет, что эти требования соответствуют второму курсу университетов стран, в которых применяется десятилетняя или одиннадцатилетняя система школьного образования (к примеру, в Российской Федерации).

Средняя оценка экзаменов является важнейшим критерием в получении возможности обучения в вузе. Вступительные экзамены в университеты Германии не проводятся. Приём абитуриентов осуществляется в соответствии со средними оценками в аттестате, также учитываются некоторые социальные факторы. Если на обучение в вуз претендентов больше абитуриентов, чем есть свободных мест, то принимаются только самые лучшие. Все остальные становятся в очередь и могут получить гарантированное место в следующем году.

Также к системе школьного образования в Германии можно отнести так называемые штудиенколлеги – колледжи довузовской подготовки, которые позволяют иностранным студентам с недостаточным уровнем среднего образования восполнить этот дефицит и поступить в университеты Германии.

Дошкольное образование

В Германии принято отдавать детей в детские сады (Kindergarten) с трех лет. До этого времени мамы ухаживают за малышами сами либо нанимают няню. Так как услуги няни достаточно дороги, то работающие мамы стараются найти садики с ясельными группами (Kindertagesstätte).

Детский сад в Германии

Учебная программа и оснащение дошкольных учреждений сильно отличаются. Это может быть Вальдорфская школа, Лесной детсад, садики религиозной и других направленностей. Примерно за полгода до того как отдать ребенка в садик немецким родителям рекомендуется узнать особенности ближайших к дому учреждений, уточнить наличие свободных мест.

Посещение садиков не является обязательным. Однако оно рекомендовано для семей где немецкий не является языком общения. В садиках дети получают хорошую языковую практику. В 4-5 лет детей тестируют на знание немецкого языка. Если выявляется недостаточный уровень, родителям рекомендуется водить ребенка на интенсивные курсы немецкого. В некоторых городах есть билингвальные или двуязычные детские сады, где обучение ведется не только на немецком.

Все штудиенколлег Германии

Для удобства эти учебные заведения представлены в виде таблицы. Буквами обозначены следующие учебные курсы:

  • G – гуманитарные.
  • M – медицина / биология
  • S – лингвистика / история / обществоведение
  • T – технические.
  • W – экономические
НаименованиеКурсы подготовкиУровень знания языка
G, M, T, WB2
G, M, S, TB2
M,T,WB2
G, M, S, T, WB2
TB1
G, M, S, T, WB1
G, M, S, T, WB1
G, M, S, T, WB1
G, M, S, T, WB1
G, M, T, WB2
G, M, S, T, WB2
G, M, T, WB1
G, M, T, WB2
Studienkolleg DarmstadtG, TB1
TB1
S, T, WB1
lT, WB1
T, WB1
T, WB1
Studienkolleg CoburgS, T, WB1
T, WB2
T, WB1
T, WB1
G, M, T, WB1
T, WB1
T, WB1
M, T, WB2
M, T, WB2
G, M, S, T, WB2
M, T, WB2
T, WB1
T, MB2
G, WB2
T, WB1
T, WB1
T, WB1
TС1
G, M, T, WB1
M, T, WB1
M, T, WB1
M, T, WB1
T, WB2
T, WB1
T, WB2
Privates Studienkolleg HalleG, M, S, T, WB1

Иностранные ученики

Система образования в Германии позволяет принимать на обучение граждан других государств.

Для того чтобы получить аттестат об образовании, ребенок должен минимум 2 года проучится в учебном учреждении Германии. Обучение иностранцев производится на общих для всех основаниях, а значит – бесплатно.

Но, так как функционирует система образования в Германии на немецком языке, перед поступлением в учебное заведение необходимо пройти соответствующие курсы, по результатам которых гражданин другой страны получит свидетельство об их успешном прохождении. Только при наличии такого документа иностранца могут принять в учебное заведение Германии.

Плюсы учебы в Германии

Признак эффективного человека — стремление получать больше от любых затрат, будь то финансовые, временные траты или затраты энергии.

Высшее образование — не исключение.

Лучший вариант — получение образования в Германии.

Год за годом немецкие вузы попадают на первые позиции мировых рейтингов, при этом учеба в них бесплатная.

К несомненным плюсам немецких вузов можно отнести:

  • высокий уровень образования в Германии;
  • разнообразие вузов;
  • богатый выбор программ;
  • оперативное реагирование на достижения современной науки и техники;
  • новые и междисциплинарные направления;
  • новаторские программы, такие как дуальное обучение;
  • академическую свободу;
  • возможность учиться сразу на 2-3 специальностях и получить несколько дипломов;
  • большое количество практики;
  • международные стажировки;
  • хорошее оснащение вузов учебными и практическими материалами.

Для абитуриентов из России весомый плюс немецких вузов — поступление без ЕГЭ. Для любого студента-иностранца жизнь и учеба в Германии — интересный и волнующий опыт, поскольку это самобытная страна с особой культурой, высоким уровнем жизни, хорошей экологией.

После окончания учебы в вузе выпускники могут устроиться на работу в Германии.

Немецкая система образования имеет множество особенностей. Начиная с детского сада, учащиеся проходят многоступенчатый путь развития и обучения. В России, Украине, Беларуси, Казахстане и других странах постсоветского пространства система образования существенно отличается от немецкой, но у наших выпускников есть возможность получить высшее образование в Германии. Немецкое высшее образование можно получить бесплатно, а диплом немецкого вуза дает возможность устроиться на работу в Германии

Но без учебы в немецких гимназиях поступление в немецкий вуз имеет свои тонкости; важно правильно собрать необходимый пакет документов. Разобраться во всех нюансах помогут специалисты

Среднее образование

Средние школы в ФРГ делятся на несколько типов: основная, реальная школы и гимназия. Обучение в них происходит в два этапа: среднее I – до 10 класса, среднее II – 11, 12 классы. Эти названия условны и просто обозначают ступени полученного образования, они соответствуют российским понятиям неполного среднего и общего образования, которые открывают перед учащимися разные возможности.

В основную или главную школу hauptschule идут более слабые ученики. Срок обучения – 5 лет, основная задача – подготовить к малоквалифицированной работе. После окончания hauptschule можно идти работать или учиться в системе профобразования.

Учащиеся, получившие в начальных классах средние баллы, продолжают обучение в реальной школе realschule. Закончив 10-й класс, учащийся получает возможность работать или поступить в гимназию и обучаться в ней 11-12 классы.

По данным статистики, почти 10 % учащихся обучаются в школах, объединяющих основное и реальное обучение. Такая система комбинированного образования позволяет получить профессиональную подготовку.

Гимназия – самое престижное учебное заведение. В пятый класс учащийся может поступить только по рекомендации учителей. В гимназии учатся 9 лет. После 12-го класса выдается диплом, с которым может вступить в технический институт. Обучение в 13-м классе и сдача госэкзамена позволяет получить аттестат и поступать по его оценкам в любое высшее учебное заведение.

Есть еще так называемые общие школы. В них учатся 6 лет, в некоторых открыты классы с 10-го по 13-й. В такое учебное заведение можно поступить без рекомендации учителей.

Что собой представляет немецкая школа

Особый интерес вызывает немецкая школа не как образовательная система, а как место, где дети проводят большую часть своего времени. Расписание построено так, чтобы посещение учебного заведения выпадало на первую половину дня.

Начало занятий зачастую в 8 утра, окончание – в час пополудни. Старшеклассники могут задерживаться на дневные занятия. Семьи, где оба родителя работают, могут отправить ребенка в группу продленного дня.

Первый день учебного года в каждом регионе устанавливается индивидуально. Но он никогда не приходится на 1 сентября. Обычно это вторая неделя первого месяца осени.

График каникул также находится в ведомстве субъектов Федерации.

Посещение школы – не просто обязанность, но и административная ответственность немецких граждан. Родители не могут себе позволить оставить ребенка дома просто потому, что сегодня его некому вести в школу. Прогульщиками здесь занимается полиция.

Отпроситься на день-два, потому что вам удалось купить билеты на самолет по хорошей цене и дата вылета немного не совпадает с началом каникул, тоже не получится без согласования этого вопроса с директором. При этом подписанное разрешение нужно захватить с собой, иначе сотрудники аэропорта обязательно поинтересуются, а знают ли в школе, что ученик отсутствует. Если ребенок заболел, это обязательно должно быть подтверждено медицинской справкой.

У малышей начальной школы нет строго разделения программы по предметам. Например, на уроке NaWi они рассматривают темы по естественным наукам – география, химия, природоведение, физика, биология. Оценивание знаний в начальной школе не применяется. Табель выдается 2 раза за весь учебный год.

Перемены между занятиями имеют разную продолжительность. Первый и второй урок чаще всего вообще не разделены временем на отдых. А вот большая перемена предназначена для проведения ее на свежем воздухе.

Обязательного обеда для школьников здесь нет. Предполагается, что завтракает ребенок дома, а с собой берет ланч. Малыши обедают в школьной столовой после 12.00. Старшеклассники посещают кафетерий.

Форма для школьников в государственных учебных заведениях в прошлом столетии была отменена. Сегодня ею пользуются только в частных школах и то не во всех.

То, как выглядят школы в Германии, тоже привлекает внимание иностранцев. Обычно к ним примыкают спортивные площадки и ухоженные зоны для досуга, где ученики могут отдохнуть на перемене.

Примечательно то, что все учебные заведения здесь являются инклюзивными

То есть дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми. Но это касается только физических увечий. Для учащихся с умственными отклонениями разработана такая форма обучения, как школа-интернат

Примечательно то, что все учебные заведения здесь являются инклюзивными. То есть дети-инвалиды учатся вместе со здоровыми. Но это касается только физических увечий. Для учащихся с умственными отклонениями разработана такая форма обучения, как школа-интернат.

Дошкольное образование в Германии

Воспитание детей в Германии начинается с дошкольных учреждений. Они имеют давние традиции, поскольку первые такие заведения появились более 200 лет назад. И сегодня, так же, как и в XIX веке, главной целью их работы является гармоничное развитие личности ребенка и его подготовка к школе.

Обычно дети находятся в саду только до обеда, во второй половине дня уходят домой. Впрочем, для тех семей, где взрослые работают полный рабочий день, есть своеобразная «продленка» – малыши находятся там до вечера.

Ежедневно около 30 % немецких детей в возрасте от 3 до 6 лет посещают садик, и к 6 годам они уже прекрасно подготовлены к школьному обучению. Для остальных с пятилетнего возраста организованы подготовительные занятия под общими названиями Schulnachmittage, Vorbereitungsjahr, Vorschule. Здесь пятилетки в течение года проходят подготовку к школе.

Профессиональное обучение

Система профессионального образования в Германии предполагает:

  • профессиональную подготовку;
  • профессиональное обучение;
  • повышение профессиональной квалификации;
  • профессиональное переобучение (переквалификация).

Получают профессиональное образование выпускники реальных и основных школ.

Профессиональная подготовка предназначена для тех, у кого уровень обученности относительно низок. И в процессе подготовки они получают элементарные навыки работы по профессии.

Профессиональное обучение способствует повышению теоретических знаний и совершенствованию навыков на практике, но только после предварительной профессиональной подготовки.

Повышение профессиональной квалификации и переквалификация предназначены для усовершенствования существующих и приобретения дополнительных знаний по выбранной специальности. Помогают адаптироваться к обновлениям технического процесса или подтянуть существующую квалификацию для поднятия ранга.

В доказательство о переобучении человек получает удостоверение, в котором отображаются оценки за сданные экзамены. А значит, удостоверение указывает на обновление знаний, приобретение практических возможностей и опыта в производственном процессе определенного уровня.

Особенности образования в Германии

Система обучения состоит из нескольких ступеней: дошкольное, начальное, среднее, высшее образование. Как и в других западных странах, обучение в школе проходит в несколько этапов и в среднем составляет около 13 лет – это один из наиболее длительных сроков в Европе. В школу дети идут с 6 лет, а заканчивают полный курс среднего обучения в 19.

Специалисты отмечают такие особенности образовательной системы в Германии:

  • рынок образования в ФРГ имеет свои особенности: каждое учебное заведение, которое находится на территории отдельной земли (административной единицы ФРГ), устанавливает свои программы, включая в нее необходимые компоненты, сроки каникул и периодов учебы, свои правила приема и обучения;
  • дошкольное и высшее образование учащиеся получают по желанию, учеба в школе обязательна;
  • дети учатся не только в государственных, но и в частных, религиозных, коммунальных заведениях.

Иностранцы могут обучаться в любом учебном заведении, но условия приема в частные, католические детсады, школы, вузы более сложные, чем для государственных учреждений.

Становление инклюзивной системы в Германии

В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25 % от этого количества посещает обычные школы. Все остальные являются учащимися спецшкол для детей с различными нарушениями.

Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В ФРГ она вступила в законную силу и начала применяться в 2009 году. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих ограниченных возможностей.

Сегодня в Германии функционирует порядка тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем оставляют учебу в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.

Как проходит подготовка педагогического состава

Развитие инклюзивного образования в Германии начинается с педагогов. С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.

В свою очередь Министерство образования на постоянной основе публикует данные о том, какое число учительских ставок выделено в каждой земле, какие этапы проходит реформирование системы, как необходимо решать возникающие проблемы. Педагогические коллективы школ регулярно знакомятся с опытом зарубежных коллег.

Первостепенно у учителей формируется отношение к такому явлению, как инклюзия. В целом в Германии разработано три подхода к переобучению педагогов:

  • старая модель, при которой обучающие курсы в разных землях не связаны никакой зависимостью;
  • подготовка на уровне двух специально переквалифицированных университетов, где будущие учителя проходят подготовку по общей и коррекционной педагогике, а потом уже переходят к изучению более узких предметов. Выпускник такой высшей школы получает знания, как учить детей с ОВЗ и преподавать свой предмет всему классу одновременно. Он получает два диплома – педагога общей школы и специальной. Но такой подход применим только к детям, имеющим несложные нарушения;
  • смешанная модель – такую подготовку проходят педагоги во всех других вузах. Предполагается, что кроме своего узкого предмета им предстоит изучить спецпредмет по инвазивной педагогике. Происходит это за счет сокращения на 4 часа программы по другим дисциплинам.

Учебный процесс в инклюзивных школах

Отдельного внимания заслуживает вопрос, как построена учеба в совместных школах:

  • Все ученики, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них обучается 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один учащийся с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
  • Оборудование в классах оснащено большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и самый настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
  • Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить о смене вида деятельности.
  • Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут воспользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
  • Преподнесение знаний в инклюзивных школах проводится на основе смоделированных ситуаций. Например, считать дети учатся в импровизированном магазине, а вот физику осваивают на обычных бытовых приборах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
  • Ученики с ОВЗ вовлечены во все школьные процессы, включая физкультуру.
  • В классе кроме учителя постоянно присутствует сопровождающий педагог и тьютеры (помощники учителя).
  • Среди форм обучения предпочтение отдается парным и групповым, что позволяет «особым» детям быстрее пройти процесс адаптации.

Большое внимание в таких школах уделяется личностному росту каждого ученика. Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка. А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период

Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития

А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.

Разновидности школ в Германии

Немецкая система обучения включает в себя несколько типов школ. Школьное образование в Германии могут получить даже дети с ограниченными возможностями, для них есть специальные учебные заведения — Sonderschule. Главные образовательные учреждения страны — государственные. Здесь можно получить бесплатное среднее образование вне зависимости от гражданства ученика. Кроме того, в стране функционируют следующие учебные заведения:

  • международные школы. Они работают для детей, приехавших из-за рубежа. Если вы ищете обучение в школах Германии немецкому языку, эти образовательные учреждения для вас. В этих школах детям легче преодолеть языковые преграды при общении с учителями и сверстниками;
  • пансионы. Предназначены для родителей, желающих дать ребенку элитное образование в школах Германии. Учиться здесь могут как местные дети, так и иностранцы. Однако чтобы поступить сюда, нужно владеть немецким на высоком уровне. Поэтому перед тем как получить образование в таком учреждении, нужно пройти курсы. Пансионы располагаются за пределами крупных городов в красивых местах. Частные школы в Германии обеспечивают куда более высокий уровень знаний. Однако и стоимость высока;
  • русские школы. Если вас интересует школьное образование в Германии для россиян, данные учебные заведения дают такую возможность. Учатся здесь как на русском, так и на немецком языке.

Кстати, образование в школах Германии часто дается по методикам Вальдорф и Монтессори. Они предусматривают необходимость использования оценок только в старшей школе и запрет любого психологического воздействия. Метод Монтессори предполагает, что дети сами будут изучать мир, а задача педагога — лишь помочь ребенку достичь желаемых целей.

Условия для поступления

Все желающие, вне зависимости от гражданства, поступают в немецкие образовательные учреждения на общих основаниях. Привилегий или дополнительных испытаний для иностранцев нет. Необходимо быть абитуриентом российского ВУЗа не менее 2 лет, доказать свободное владение немецким языком. А также иностранцы наряду с местными студентами имеют возможность работать и стажироваться на местах.

Основные требования

Поступить после российской школы в ВУЗ Германии можно только после прохождения вступительного собеседования. Такая возможность есть у медалистов с серебряными и золотыми медалями. Всем остальным нужно поступить сначала в гимназию, окончить ее успешно, по результатам выпускных экзаменов переходить в ВУЗ. Есть еще вариант для студентов из России – поступать после 2 лет обучения в отечественном институте.

Любой россиянин, украинец, казахстанец или белорус может на конкурсной основе поступить в лучший ВУЗ Германии по программе «Мост в немецкий университет». Для этого не нужно проходить вступительных экзаменов на общих основаниях. Способ предполагает стипендиальную поддержку и сопровождение на этапах поступления и первого года обучения.

Перечень необходимых документов

Для поступления в школу иностранец должен предъявить список документов:

  • рекомендательное письмо;
  • учебную визу;
  • мотивационное сопровождение;
  • сертификат о владении иностранными языками;
  • аттестат.

Если родители перевезли ребенка в Германию сразу после окончания российской школы, то ему придется обучаться все еще на начальном или среднем этапах образования этой страны. Россиянин, окончивший школу, не может быть зачислен в немецкий ВУЗ. Молодому соискателю не хватает 3 лет Abitur, поэтому проще всего предъявить диплом об окончании института в СНГ или поехать поступать за границу после 3 курса отечественного университета.

Для въезда в Германию студенты должны получить студенческую визу, которую впоследствии можно продлить в Германии. После въезда в страну необходимо зарегистрироваться в ведомстве по делам иностранных граждан и предъявить документы о зачислении в ВУЗ.

Школа в Германии: как, что и сколько?

Немецкие детишки идут в школу с 6 лет и грызут гранит науки до… 19! Да, дальнейшее обучение, в высших учебных заведениях, они продолжают в возрасте, когда наши студенты уже перебывают на 2-3 курсе. Стартует учебный год не с 1-го сентября, а с середины августа и длится до 1 июля. Что интересно, первоклассники несут с собой на «линейку» Schultüte (конусообразный пакет со сладостями, который первоклашка получает от родителей), а к учителю обращается исключительно по фамилии – например, Фрау Меркель. На школьные летние каникулы выделяется около 1.5 месяца+2 недели осенью и столько же на новогодние праздник+неделя на пасхальные торжества. 

Начальное образование в Германии стартует с 6-летнего возраста и длится около 4-6 лет (в разных регионах – разное количество лет), далее идет средняя школа, где дети также проводят до 6 лет – тут все зависит от ее типологии, ну и заключительный этап – это 3 года обучения, после которых дети полностью готовы к поступлению в высшие учебные заведения. 

Среднее общее образование в Германии можно поделить на 5 «школ»: 

Основная школа или Hauptschule – это 5-10 классов (иногда только 5-9). Что-то наподобие нашего техникума или профтехучилища. Здесь дети проходят трудовое обучение. По окончанию такой школы выпускник отправляется в вечернее профтехучилище более высокого уровня или идет практиковаться на производство. 

Техникум или Berufsschule (техникум) – сюда поступают после Основной школы и продолжают обучаться выбранной специальности, стажируясь непосредственно на рабочем месте. По окончанию свежеиспеченный спец получает соответствующий сертификат.

Смешанная (объединенная) школа или Gesamtschule – представлена не во всех регионах страны. Представляет собой микс из разных, вышеперечисленных, школ. По окончанию школы ученик может продолжить образование в выбранном ВУЗе. 

Когда у школьника на руках свидетельство об оконченном среднем образовании или диплом Abitur, это еще не гарантирует его поступление в ВУЗ: для того, чтобы стать студентом в понравившемся университете, он должен сдать 4 экзамена по основным предметом. И… привет, Альма-матер! 

Школы в Германии в 2019 году: график работы

Система образования в России построена на единстве. Государственные учреждения начинают и заканчивают работу в один и тот же день. Это касается и каникул — ни в одном провинциальном городке нашей родины детей не заставляют учиться на Новый Год.

В Германии система работает иначе. Все школы начинают год в разное время, с отличием в пару недель. Это помогает избежать пробок на автострадах, давок в канцелярских магазинах. Типичных для наших реалий километровых очередей за тетрадями и записей в салоны красоты на месяц вперед нет.

Школы начинают работать в разное время

Каникулы в Германии устраиваются чаще, но длятся меньше. Летом школьники могут рассчитывать всего на шесть недель отпуска вместо привычных трех месяцев.

Забрать ребенка в учебное время не получится — посещаемость в школах контролируется строго. Чтобы школьник мог пропустить занятия, нужна веская причина. Простое «хотим полететь в отпуск в середине октября» не подойдет. Вне каникул директора отпускают подопечных только из-за болезни, необходимости срочного санаторного лечения или проблем с родственниками.

При полете за границу с собой придется взять заявление, подписанное лично администрацией учебного заведения. Если разрешения выехать в учебное время нет, в аэропорту вас могут просто не пустить на рейс.

Пропуски в школах Германии учитываются по следующей системе:

  • Менее 3 дней. Нужна объяснительная записка от родителей с указанием причины прогула.
  • Более 3 дней. Требуется медицинская справка.

Родителей школьника, неоднократно замеченного в пропусках без уважительной причины, штрафуют. К прогульщикам приходит милиционер и просит объяснить причину отсутствия на занятии. Если она неуважительная — ребенка отправляют в школу, а на опекунов заводят дело.

Правила школы

12) Школьной формы нет. Ученики могут выбирать одежду, прическу и макияж по своему желанию.

13) Практически во всех школах запрещены мобильные телефоны. Зато разрешены калькуляторы.

14) Нет школьных автобусов, но если школьник добирается на общественном транспорте издалека, школа оплачивает годовой проездной. Часто ученики приезжают в школу на велосипедах.

15) На переменах кабинеты закрывают. Свободное время ученики в основном проводят вне здания школы: во дворе или пекарнях на территории кампуса.

16) Система питания в разных школах может отличаться. В некоторых нет своей кухни. Но обычно в школе всё же есть столовая, киоски и автоматы. Но чаще всего ученики приносят обед из дома в ланчбоксах и съедают его на больших переменах.

17) Летние каникулы в Германии длятся полтора месяца, рождественские — три недели, весенние и осенние — две. Но расписание каникул в разных школах отличается. Учебные заведения разных федеральных земель Германии по-своему определяют даты начала и окончания учебного года. Считается, что такая система помогает справляться с трафиком на трассах.

18) Нет торжественного первого сентября и праздника День знаний. Школьники просто возвращаются с каникул и приступают к учёбе.

***Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

ОЦЕНКИ

Оценок в течение семестра практически не ставят. Зачетные единицы студенты получают после сдачи экзаменов в конце семестра. Экзамены могут быть модульными и для получения квалификационного сертификата. За модульный экзамен студент получает оценку, которая идет в диплом. Сдать такой экзамен необходимо либо с первой, либо со второй попытки. Оценка за экзамен на квалификационный сертификат не ставится, его можно лишь сдать или не сдать. Причем сдать его можно и в последующих семестрах.

Некоторые профессора задают домашние работы в течение семестра, которые заключаются в анализе или кратком изложении пройденной темы. За выполнение этих работ студенты также могут получить в сумме необходимые зачетные единицы.

Исходя из этого, обучение в Германии нельзя назвать напряженным. Главное, получить нужное количество зачетных единиц в определенный срок. Причем, часто этот срок не ограничен одним семестром или годом. Однако нужно быть готовым к тому, что экзамены и дипломная работа оцениваются очень строго, поэтому расслабляться совсем нежелательно.

Alexander-von-Humboldt-Stiftung

Одна из главных задач, которую ставит перед собой фонд имени Александра фон Гумбольдта, — поддержка и развитие культурного взаимодействия, диалога между странами. Этот фонд поддерживает активных молодых людей с блестящими академическими заслугами, которым важна судьба и развитие их страны, а также Германии. Огромное количество различных стипендий, в зависимости от целевой аудитории, можно найти на сайте фонда по ссылке. Очень интересная стипендия, например, предлагается молодым управленцам из различных областей (политика, СМИ и медиа, администрация, социально-общественная или культурная деятельность), имеющим законченное высшее образование и опыт работы и готовым в течение года осуществлять свой проект в сотрудничестве с той или иной организацией с немецкой стороны. Эта программа носит имя федеративного бундесканцлера и предоставляет не только финансирование в размере от 2.150 до 2.750 евро ежемесячно, но и индивидуального ментора, а также участие в семинарах и проектах, поддержку семьи и детей включая языковые курсы для них. Подробнее здесь.Также у этого фонда есть различные стипендиальные программы для обучения в аспирантуре и научно-исследовательской деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий