Авиакомпания Air Berlin: от успеха до банкротства

Воздушный парк компании

К моменту банкротства авиапарк компании насчитывал 107 самолетов различного типа, возраста и технического состояния. Средний возраст воздушных судов, которые использовались Аir Вerlin, составлял 9 лет. Также компания активно использовала авиалайнеры, которые брала в лизинг. Большинство лайнеров относятся к одному классу обслуживания клиентов, но есть и несколько исключений.

В состав авиапарка входили:

● 10 лайнеров Airbus A319-100;
● 58 лайнеров Airbus A320-200;
● 4 лайнера Airbus A321-200;
● 2 лайнера Airbus A330-200;
● 5 лайнеров Boeing 737-700;
● 8 лайнеров Boeing 737-800;
● 1 лайнер De Havilland Canada DHC-8-400.

До 2012 года авиапарк был более обширным, но из-за начавшихся экономических проблем часть самолетов, особенно рассчитанных на значительное количество мест, пришлось продать.

Из истории авиакомпании

Air Berlin (“Берлинские авиалинии”) была основана в 1978 году в США. Первые полеты авиакомпания совершила в 1979 году. В 1992 году ее купила группа немецких бизнесменов, и офис перевозчика переместился из штата Орегон в Германию. Изначально Air Berlin осуществляла перелеты по средиземноморскому региону.
После объединения Германии в 1990 году авиакомпания получила лицензию от Федерального авиационного ведомства, и с 16 апреля 1991 года официальным ее названием стало Air Berlin GmbH & Co. Luftverkehrs KG. Тогда же был изменен и профиль компании: на смену маленьким чартерным рейсам пришли полеты на боингах по всей Европе. По маршрутной сети Air Berlin не уступала крупным авиакомпаниям и в 1991 году стала членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ICAO).

В 2010 году Air Berlin стала членом всемирного альянса Oneworld и подписала договора с American Airlines и Finnair.
В 2016 году у перевозчика начались тяжелые времена. Например, из-за сокращения спроса на авиаперевозки компания прекратила полеты в Россию, в том числе и в Санкт-Петербург.

Турбизнес: «Авиакомпания Air Berlin начала процедуру банкротства»

Наши эксперты комментируют причины и последствия возможного ухода с рынка второго по величине немецкого авиаперевозчика.

О начале процедуры банкротства заявили вчера представители авиакомпании Air Berlin. Решение было принято после того, как главный акционер компании, национальная авиакомпания ОАЭ Etihad Airways (владеет 29,21% пакетом акций перевозчика), объявила о прекращении финансирования Air Berlin, – сообщает «Немецкая волна».

Немецкая авиакомпания уже несколько лет пыталась решить финансовые проблемы, сокращая штат и самолетный парк. В сентябре 2016 года Lufthansa договорилась с Air Berlin о лизинге 38 самолетов A319 и A320. Лайнеры взяла в аренду авиакомпания Eurowings (“дочка” Lufthansa) вместе с экипажами на 6 лет с возможностью продления.

По итогам 2016 года убытки Air Berlin составили 780 млн евро. В последние месяцы участились случаи отмены рейсов и опозданий рейсов перевозчика, – сообщали СМИ. В руководстве авиакомпании, однако, уверяют, что процедура банкротства не окажет влияния на ее работу в ближайшей перспективе и полеты будут продолжаться благодаря кредиту от правительства Германии.

Комментируя нам эту новость, Александр Турченко, генеральный директор компании “Чайка Тур”, напомнил, что “финансовые трудности перевозчик испытывает давно и ранее уход с российского рынка и был сделан для оптимизации расходов. Вероятно, арабские акционеры приняли решение не финансировать далее Air Berlin.

Но надо понимать, что процедуру банкротства перевозчик начал с целью обеспечения защиты своего бизнеса. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше, но уверен, что Air Berlin либо как-то решит сложившуюся ситуацию и останется на рынке, либо вольется в какую-то другую компанию. Хотя есть и вероятность того, что перевозчик действительно навсегда прекратит свое существование. Конечно, это печальное событие. Перевозчик всегда предлагал привлекательные тарифы, к тому же чем больше перевозчиков, тем выше конкурентная среда, что выгодно для конечного потребителя”. “Слухи о финансовой несостоятельности авиакомпании ходят давно. Продолжать полеты компании Air Berlin удавалось за счет финансовой помощи от Etihad Airways. Авиакомпания предлагала доступные тарифы на авиаперелеты, которые были особенно востребованы у самостоятельных путешественников, для которых стоимость авиаперевозки в Европу имеет существенное значение. Поэтому банкротство авиакомпании однозначно не позитивная для наших туристов новость. Тем не менее, рейсов по направлениям Европы из России в настоящее время вполне достаточно, поэтому вряд ли российские туристы столкнутся с дефицитом авиаперевозки”, – говорит Светлана Баранова, PR-директор туроператора BSI Group. “Это неприятное известие, но с точки зрения определяющего значения для рынка не глобальное. Минус один хороший перевозчик”, – прокомментировал это событие еще один наш эксперт, представляющий авиабизнес.

Напомним, что авиакомпания Air Berlin, основанная в 1978 году, является вторым по величине авиаперевозчиком Германии. С 2012 года является участником международного альянса oneworld. Компания выполняет полеты из берлинского аэропорта Тегель, а также из Дюссельдорфа. Парк перевозчика состоит из более 120 воздушных судов, включая те, которые были переданы в аренду авиакомпании Eurowings.

Последний рейс перевозчика в Россию состоялся 18 января прошлого года. Как сообщили тогда в пресс-службе перевозчика, «из-за продолжающегося снижения спроса Airberlin Group частично перестраивала свою летную программу с начала года. К сожалению, спрос так и не повысился, поэтому принято решение отменить рейсы на оставшихся направлениях из России и в Россию. Это рейсы из Дюссельдорфа в Москву и из Берлина в Москву и Калининград».

Между тем, в мае этого года замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, выступая на международном форуме “Транспорт Сибири”, заявил, что компании EasyJet и Air Berlin могут вернуться в нашу страну. “Коммерческие права на выполнение полетов у них присутствуют. Мы видим, что динамика перевозок весьма позитивная в этом году. Это наверняка является предпосылкой для того, чтобы им пересмотреть свои планы по свертыванию перевозок, которые были приняты в прошлом году“, – сказал тогда Валерий Окулов.

Какие еще авиакомпании работают в Германии

На территории Германии работает огромное количество авиакомпаний, которые осуществляют рейсы как внутри страны, так и за ее пределами.

  • Germanwings представляет собой немецкую бюджетную авиакомпанию, которая базируется в аэропорту Кёльн-Бонн. Компания предоставляет ограниченный сервис, если пассажир покупает обычный билет. В его стоимость входит только ручная кладь до 8 кг. Багаж, еду и напитки необходимо оплачивать отдельно. Рейсы этого перевозчика летают в Домодедово.
  • Eurowings базируется в Дюссельдорфе и ранее выполняла исключительно внутренние перевозки, но сейчас вышла на международный рынок. Авиабилеты этой компании недорогие, а клиентам предоставляется весьма широкий набор услуг.
  • TUIfly – третья по размерам немецкая авиакомпания, принадлежащая частному туристическому агентству. Она осуществляет международные перевозки по постоянным маршрутам, а также чартерные рейсы.
  • Condor Airlines – компания, на борту самолета которой можно отправиться в Азию, Африку, Северную или Южную Америку. Она осуществляет как регулярные, так и сезонные перевозки.

Репутация и последние новости

Авиакомпания начала процедуру банкротства после отказа основного акционера Air Berlin — национальной авиакомпании ОАЭ Etihad Airways — о финансовой помощи. Etihad владела 29,2% Air Berlin.

До этого компания принимала мере по сокращению издержек, среди которых лизинг части аэрофлота компании Lufthansa. Но в период с 2011 по 2017 годы убытки авиакомпании составили €2,7 млрд, чистый долг достиг отметки €1,2 млрд.

Главной причиной банкротства компании считается высокая конкуренция со стороны бюджетных перевозчиков, в частности Ryanair, который активно развивал свой бизнес на немецком рынке. Высокие издержки и неспособность адаптироваться к современным авиационным реалиям также поспособствовали гибели компании.

Общая информация

Air Berlin владела внушительным по размерам и разнообразию моделей самолетов авиа парком и разнообразием направлений по всему миру.

Флот

Air Berlin использовала следующие типы авиалайнеров:

  1. Airbus A319-100: 150 мест — 11.
  2. Airbus A320-200: 174 места — 58.
  3. Airbus A321-200: 210 мест — 21.
  4. Airbus A330-200: 303 места — 14.
  5. Airbus A330-300 — 3.
  6. BAe 146-200 — 3.
  7. Boeing 707 — 2.
  8. Boeing 737-200 — 5.
  9. Boeing 737-300 — 11.
  10. Boeing 737-400 — 13.
  11. Boeing 737-700: 144 места — 5.
  12. Boeing 737-800: 186 мест — 11.
  13. Bombardier Dash 8 Q400: 76 мест — 17.
  14. Embraer 190 — 3.
  15. Fokker 100 — 18.

Направления перелета

До своего банкротства Аэр Берлин совершала регулярные и сезонные рейсы по пяти регионам:

  1. Африка:и Алжир, Египет, Кения, Марокко, Намибия, Южная Африка, Тунис.
  2. Северная Америка: США, Канада, Мексика, Куба, Багамские острова, Ямайка, Доминиканская Республика.
  3. Ближний Восток: ОАЭ, Ирак, Израиль.
  4. Азия: Китай, Индия, Камбоджа, Мальдивские острова, Сингапур, Таиланд.
  5. Европа: Австрия, Армения, Болгария, Хорватия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Косово, Мальта, Черногория, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия, Великобритания, Румыния, Россия, Испания, Сербия, Швеция, Швейцария, Турция.

Авиакомпания совершала стыковочные рейсы вместе с:

  1. American Airlines (США).
  2. Bangkok Airways (Таиланд).
  3. British Airways (Великобритания).
  4. Finnair (Финляндия).
  5. Hainan Airlines (Китай).
  6. NIKI (Австрия).
  7. S7 Airlines (Россия).
  8. Pegasus Airlines (Турция).

Классы обслуживания

Авиакомпания обслуживала клиентов в двух классах: бизнес и экономическом.

Преимущества бизнес-класса:

  1. Перелет на комфортабельных кожаных креслах, расстояние между рядами — 137 см.
  2. Широкий выбор питания, закусок и напитков на протяжении перелета.
  3. Наличие сенсорного экрана с бортовыми развлечениями.
  4. Отдельная стойка регистрации с экспресс-обслуживанием.
  5. Право провоза две единицы ручной клади вместо одной.
  6. Приоритетная загрузка багажа.
  7. Получение 200% цены билета в качестве бонусных миль.
  8. Доступ в VIP-залы ожидания в 22 немецких и международных аэропортах.
  9. Предоставление трансфера на лимузине при путешествии в Бангкок, Таиланд или из него.

Air Berlin предлагала пассажирам следующие тарифные опции:

  1. Economy Light — перелет с одной единицей ручной клади, билет возврату и обмену не подлежит.
  2. Economy Saver — перелет с одной единицей ручной клади и сдаваемого багажа, билет возврату и обмену не подлежит.
  3. Economy Classic — перелет с одной единицей ручной клади, сдаваемого багажа и спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, возможен обмен билета с дополнительным сбором, возврату не подлежит.
  4. Economy Flex — перелет с одной единицей ручной клади и спортивного инвентаря, двумя единицами сдаваемого багажа, бесплатный выбор места, обмен и возврат с дополнительным сбором.
  5. Business Saver — перелет с двумя единицами ручной клади и сдаваемого багажа, одной единицей спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, билет возврату и обмену не подлежит.
  6. Business Flex/Classic — перелет с двумя единицами ручной клади и сдаваемого багажа, одной единицей спортивного инвентаря, бесплатный выбор места, обмен и возврат с дополнительным сбором.

Основные и дополнительные услуги

Авиакомпания разработала собственную программу лояльности — TopBonus. Она позволяла получать бонусные баллы-мили за совершенные рейсы. Баллы можно было потратить на покупку нового билета по всему миру или на повышение класса обслуживания до бизнес класса. После вступления в OneWorld участники бонусной программы получили доступ в премиум залы ожидания, а также тратить баллы на рейсы участников альянса.

Перечень дополнительных услуг компании:

  1. Питание на заказ: вегетарианские, кошерные, диетические и т. п. блюда.
  2. Провоз сверхнормативного багажа — от €20.
  3. Перевоз домашних животных: в салоне — от €30, в багажном отсеке — от €75.

Стоимость авиабилетов

Цены на билеты Air Berlin по наиболее популярным для россиян направлениям (цены за 2015 год):

  1. Цюрих-Москва — от ₽11264.
  2. Москва-Бранденбург — от ₽11654.
  3. Москва-Вена — от ₽11935.
  4. Москва-Копенгаген — от ₽11935.
  5. Москва-Стокгольм — от ₽11935.
  6. Афины-Москва — от ₽17998.
  7. Амстердам-Москва — от ₽14440.
  8. Москва-Париж — от ₽14440.
  9. Калининград-Париж — от ₽11935.
  10. Аликанте-Москва — от ₽19702.
  11. Сочи-Стамбул — от ₽15047.
  12. Москва-Гран-Канария — от ₽19989.

Руководство авиакомпании

Штаб-квартира авиакомпании располагалась в Берлине. Последним исполнительным директором компании был Томас Винкельманн.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий