Технологии и стиль работы Гауди
Глубокое исследование наследия Гауди осложнено тем, что большая часть документов и макетов были уничтожены в 30-х годах во время гражданской войны в Испании.
К счастью какая-то информация о технологии работ Гауди осталась и ее иногда можно услышать от экскурсовода или специалиста по строительству.
Надо отметить, что Гауди был не только гениальным архитектором, но также художником, скульптором и декоратором.
Он сам расписывал жилые помещения некоторых заказчиков, отливал копии с «образцов» животных, использовал технику тренкадис для облицовки конструкций обрезками стекла и керамической плитки.
Еще до начала своей работы по строительству знаменитого храма Святого Семейства (Саграда Фамилия) Гауди имел уже опыт и был модным архитектором с большим портфелем заказов. Стиль, в котором работал Гауди назывался Арт-нуво.
Арт-нуво (Википедия) — фр. art nouveau, букв. «новое искусство» или как называли в России — модерн.
Строил Гауди, применяя различные технологии в зависимости от стоимости заказа и от того, какими ресурсами он располагал.
Если работа была экспериментальной или было минимальное финансирование, то чаще всего использовался обычный кирпич и железобетон.
Металлическая арматура позволяла получить любую форму, которая заполнялась искусственным камнем.
По этой технологии Гауди построил дом Мила (Педрера) — последняя работа перед тем, как перейти к проекту возведения храма Святого Семейства.
В наше время аналогичный метод используют мастера при строительстве бетонных сооружений с применением ферроцемента, железобетона и фибробетона.
Как строил Гауди, совмещая кирпич и искусственный бетонный камень, а также умело закрывая видимые участки поверхности (фронтон) декоративной цементной штукатуркой, можно увидеть на следующих фотографиях.
Парк Гуэль (1890–1914)
Парк Гуэль, заказанный покровителем Гауди Эусеби Гуэлем как идеальный зеленый коттеджный поселок, не был закончен: Гауди построил лишь два жилых дома и один из них купил сам в 1906 году.
Не смотря на это, сегодня парк пользуется невероятной популярностью: люди приходят полюбоваться на величественную парадную лестницу парка Гуэль, “сказочные” входные павильоны, бесконечную извилистую скамейку, выложенную в технике тренкадис (мозаика, составленная из частиц мрамора, стекла и битой глазурованной плитки неправильной формы), и насладиться видами Барселоны с высоты холмов.
Сейчас на территории парка расположен Дом-музей Гауди, где можно посмотреть на образцы его мебели из дома Бальо и дома Мила.
Дом Мила
На углу с Cаrrеr dе Prоvеncа (ул. Провенса) стоит главная достопримечательность бульвара – дом Мила (Casa Milà, Provença, 261-265, Pаssеig dе Grаtiа, 92). Эта постройка Антонио Гауди больше напоминает скульптурное произведение, чем произведение архитектуры.
Архитектура Дома Мила
Шестиэтажный дом похож на огромную скалу, его оконные и дверные проемы напоминают гроты, балконные кованые решетки выполнены в виде фантастических растений. Дом часто называют Ла- Педрера, то есть «Каменоломня». Гауди возвел его в 1906-1910 гг. для богатейшей семьи Мила; здесь располагались жилые помещения хозяев, контора, а часть квартир сдавалась внаем. Сейчас, помимо банка Cаixа dе Cаtаlunyа, выделившего средства на реставрацию здания, в доме находится музей Гауди.
В одной из квартир устроен своеобразный музей быта эпохи модерна; обратите внимание, что здесь нет прямых линий! Можно также подняться на фантастическую крышу, где гигантские разноцветные выступы дымоходов напоминают средневековых рыцарей. Именно на этой крыше проходили съемки знаменитого фильма М
Антониони «Профессия: репортер».
Религиозные мотивы в архитектуре Гауди
Дом построен на месте храма Девы Марии XI в., и поэтому весь его облик пронизан религиозными мотивами. Венчать здание должна была колоссальная фигура Мадонны (12 м) с ангелами – все здание дома Мила воспринималось бы тогда как ее грандиозный постамент. Однако Мадонна так и не была установлена из-за антицерковных беспорядков Трагической недели 1909 г., когда толпа громила и жгла церкви и монастыри. Религиозная символика присутствует во всех постройках Гауди; «безмолвная волна синей горы» (так назвал дом Мила английский искусствовед Д. Рескин) должна была запечатлеть «душу Каталонии2 и напоминать монастырь Монсеррат.
Но нужно помнить, что Гауди намеревался несколько смягчить впечатление суровой мощи от этого дома — жильцы должны были украсить свои балконы стелющимися и свисающими цветами, кактусами, пальмами, тем самым дополнив архитектуру и скульптуру живой растительностью. Важнейшую роль в возведении дома Мила сыграл постоянный помощник Гауди Ж. Жужоль, который проектировал кованые решетки балконов здания.
Посетить Дом Мила в Барселоне:
- Дом Мила — в списке памятников ЮНЕСКО
- Адрес: Provença, 261-265, Барселона
- www.lapedrera.com
- Проезд: метро : L3 и L5 остановка Diagonal.| автобусы: 7, 16, 17, 22, 24, 39 и V17.| Поезда FGC: станция Provença.| Barcelona Bus Turístic: остановка Pg. de Gràcia-La Pedrera.
- Время работы:
- Ноябрь — февраль: La Pedrera днем: ежедневно 9 — 18:30, последний вход 18 часов. The Secret Pedrera: среда — суббота 19 — 22:30, выбор туров и языков.
- Март — октябрь: La Pedrera by Day: еж. 9 — 20, последнй вход 19:30. The Secret Pedrera: еж. 20:30 — 0:00, выбор экскурсий и языков.
- Закрыто: 25 декабря и 1 неделю в январе.
- Вход: ДНЕМ: взрослые €16.50, студенты: €14.85 инвалиды: €14.85, дети(до 6 лет включительно): бесплатно, дети 7 — 12 лет:€8.25
- Вход ВЕЧЕРОМ: взрослые: 30 €, дети 7 -12 дет: 15€, дети до 6 лет включительно — бесплатно.
Когда достроят
Строительство Саграда Фамилия началось 19 марта 1882 года — в день заложения первого камня в фундамент храма. Возведение Саграда Фамилия продолжается на сегодняшний день и по планам завершится в 2026 году. Фигуры желтых подъемных кранов, которыми окружен храм последние десятилетия и вечная стройка уже стали элементами достопримечательности Саграда Фамилия для туристов.
На момент смерти главного архитектора Антонио Гауди Саграда Фамилия был окончен на 25%. Кончина гения разделила мнение культурного сообщества. Часть считала, что стоит продолжить дело Гауди в знак уважения к мастеру. Другая часть была против строительства Саграда Фамилия, считая невозможным исполнить первоначальный замысел автора.
В итоге, работы по возведению Саграда Фамилия продолжились. Долгие сроки обусловлены и тем, что храм Саграда Фамилия со дня основания возводится лишь на благотворительные сборы прихожан.
Как добраться до Епископского дворца в Асторге
Асторга — небольшой городок в 46 км от испанского Леона. Добраться до него можно на поезде, автобусе или на машине.
На поезде
Железнодорожная станция Асторги находится в 1 км от Епископского дворца. Это расстояние вы сможете пройти за 15–20 минут, заглянув по пути в Музей шоколада. В Асторгу прибывают поезда из Барселоны, Леона, Вальядолида, Паленсии и др.
Расписание поездов, билеты в/из Асторги
На автобусе
От автостанции идти еще ближе — около 400 метров. Из Оренсе ходят автобусы BlaBlaBus, из Мадрида, Леона, Понферрады, Саламанки — рейсы компании ALSA.
Официальные сайты перевозчиков — BlaBlaBus и ALSA
На машине
Вместительная парковка располагается прямо у дворца. Тут практически всегда есть свободные места. Следуя из других городов Испании, воспользуйтесь GPS-навигатором и координатами 42.457805, -6.055956.
Службы такси Cabify, mytaxi и Uber помогут быстро передвигаться городу.
Епископский дворец в Асторге: видео
Когда и зачем архитектор Барселоны Гауди переехал в столицу Каталонии
В 70-е годы 19 столетия Антонио Гауди перебирается в Барселону, где на протяжении пяти лет учится на подготовительных курсах и поступает в провинциальную школу архитектуры. В ней Гауди получил оптимальный объем знаний для освоения архитектурного дела, притом, не являясь выдающимся студентом. Гауди все время выделялся остроумием и глубиной мысли, потому его руководитель так и не сумел понять, с кем имеет дело – с гением либо с помешанным.
ХОТИТЕ ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО БАРСЕЛОНЕ И ДРУГИМ ГОРОДАМ?
ПОСМОТРЕТЬ
ПОСМОТРЕТЬ
ПОСМОТРЕТЬ
ПОСМОТРЕТЬ
Антонио Гауди изобрел план ворот кладбища в качестве своего учебного проекта. Это он сделал не случайно, потому как для него они служили символом ворот крепости, которые отделяли живых от мёртвых, а еще были подтверждением того, что вечный покой — только лишь вознаграждение за почтенную жизнь.
В 1870—1882 годах Антонио Гауди трудился чертежником под руководством архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра, исполняя различные небольшие заказы. Еще проектировал мебель для своего дома.
Мебель Гауди в музее MNAC
Антонио Гауди жил в 2-х местах, со своим отцом и племянницей, потому как был холост. Его мать ушла из жизни 2-я годами раньше.
Антонио Гауди с большим интересом наблюдал за творцами неоготического стиля, зарождение которого выпало как раз на тот период. В частности ему нравились такие деятели, как: английский критик и искусствовед Джон Рескин, а также французский архитектор и писатель Виолле-де-Люк — заметнейший в 19 столетии реставратор готических соборов. Как раз Виолле-де-Люк восстанавливал Собор Парижской Богоматери.
Парк Гуэля. Город-Сад (Parc Güell)
Вероятно, любой хотя бы раз видел пряничные домики Гауди – один из символов каталонской столицы, который можно увидеть на открытках, магнитиках и прочей сувенирной продукции. Отыскать их возможно на входе в парк Гуэля, либо порой его именуют еще «парк Гауди».
В свое время данный востребованный парк в Барселоне начинал свое путь под видом коммерческого проекта. После поездки в Англию Гуэль был воодушевлен парковыми территориями и зажегся идеей реализовать что-либо похожее в Барселоне. Для того он купил внушительный участок на холме и обратился к Антонио Гауди с просьбой взяться за проект. В соответствии с идеей Гуэля, парку надлежало стать жилым поселком для каталонской «сливок». Но жители города не подхватили его запал. В результате из жилых домов были возведены лишь 3 выставочных экземпляра, в которых стали жить сами авторы проекта – Гуэль и Гауди, а еще их товарищ — адвокат. В дальнейшем городской совет Барселоны приобрел эту архитектуру Антонио Гауди у наследников мецената и превратил его в городской парк, а два других дома стали муниципальной школой и музеем. Дом адвоката и сейчас в собственности его семейства.
Парк Гуэля. Город-Сад
Архитектор отлично выполнил свою работу. Он спроектировал все нужные коммуникационные системы, распланировал улицы и площади, соорудил виадуки, валы, входные павильоны и лестницу, которая приводит к залу «100 колонн». На крыше зала находится большая площадь, обрамленная по периметру яркой изогнутой скамьей.
Начало творческого пути
Место рождения будущего великого архитектора доподлинно неизвестно: согласно одним источникам, он родился 25 июня 1852 года в Реусе, другие утверждают, что Гауди появился на свет в пригороде этого городка — в Риудомсе, где у его родителей был свой небольшой загородный дом (эту версию всячески поддерживал и сам архитектор).
Отец Антонио занимался ковкой и чеканкой по меди: потомственный кузнец, именно он уже с первых лет жизни сына привил ему интерес к рисованию и изображению зданий, научил ребенка воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира.
Мать Гауди, похоронившая до рождения Антонио двоих сыновей, с трепетом и беспокойством заботилась о своем третьем ребенке. Он рос хилым и слабым, его сводили с ума ревматические боли в ногах, успокоившиеся только к совершеннолетию. Одним из диагнозов, также поставленных будущему архитектору, был недуг, в простонародье называемый преждевременным старением.
Если в юности он просто выглядел немногим старше своих сверстников, то уже к двадцати шести годам он казался окружающим солидным сорокалетним мужчиной, а в свои пятьдесят — дряхлым семидесятилетним старцем.
В начальной школе Антонио всегда был в числе первых учеников по успеваемости, но вот его поведение оставляло желать лучшего. Потом, когда мальчика перевели в другую школу (очевидно, его проказы пришлись не по вкусу учителям), единственным предметом, занимавшим его, стала геометрия. Его друзья Эдуардо Тода и Хосе Рибера, напротив, учились с завидными усердием и усидчивостью, однако их пример не был для Антонио заразительным: уже в то время он находился в поисках своего истинного предназначения. Попробовав себя однажды в качестве театрального художника во время школьного спектакля, Гауди понял, что его привлекает не классическая живопись, но «живопись в камне» — архитектура.
Закончив школу, он решил не поступать в высшее учебное заведение, а с благословения родителей попытать счастье в Барселоне. Сначала, совсем еще юный, 17-летний Антонио устроился чертежником в городское архитектурное бюро. Потом он стал слушателем на курсах естественнонаучного факультета университета Барселоны. Гауди не оставлял своей мечты овладеть искусством зодчества и создавать собственные проекты. Интересно то, что в то время обязательными подготовительными предметами для освоения профессии архитектора были дифференциальное и интегральное исчисления, механика, геометрия, любимая Антонио еще со школы, география, физика, химия, естественная история, тригонометрия и алгебра.
Еще до поступления в высшую школу Гауди не жаловал абстрактные дисциплины, явно тяготея к искусству. Спустя четыре года после приезда в Барселону он стал студентом Провинциальной школы архитектуры. В учебе он был неутомим: наконец-то ему предоставилась возможность учиться тому, что нравится и приносит удовольствие.
Он неоднократно выезжал на строительные площадки и, вдохновленный, возвращался из учебных поездок. Однако, несмотря на явный талант и успехи студента, учителя отмечали крайнее упрямство Антонио: в концептуальных спорах молодой человек доходил до неистовства и всегда был непреклонен. В 26 лет Гауди с большим успехом сдал все экзамены и получил вожделенный диплом архитектора. В напутственной прощальной речи ректор школы отметил выдающиеся способности своего выпускника, но также, памятуя о конфликтах Антонио с преподавателями, намекнул на то, что прямота в оценках и высказываниях, свойственные Гауди, далеко не всегда уместны в обществе.
Собор Саграда Фамилия (Собор Святого семейства)
Собор Саграда Фамилия в Барселоне
Собор Саграда Фамилия в Барселоне
Церковь Саграда Фамилия явилась делом все жизни великого архитектора Гауди, которому он посвятил весь остаток своих дней. История данного строения началась еще в 1883 году, когда по задумке властей Барселоны собор начал возводить и проектировать Франсиско де Вильяру. Де Вильяр задумал данную церковь в стиле неоготики. Правда ему удалось построить одну лишь крипту под аспидой и далее проект был передан Гауди в 91 году того же 19 века.
Гауди посвятил собору 43 года своей жизни и сотворил строение в своем собственном стиле, не похожем ни на одно из придуманных великими мастерами направлений. Антонио Гауди во всей истории архитектуры находится в стороне от всех, так как ему не было, и нет равных и даже сегодня, когда храм так и не был достроен до конца. Не нашелся еще тот, кто смог понять идею художника и его цель и закончить дело его жизни.
Кафедральный собор святому семейству был задуман архитектором, как воплощение нового Завета в жизнь и вся лепнина фасада должна была передать жизнь и дела Христа на Земле. Гауди и тут не отошел от своих принципов и ни чего не придумывал заранее, а воплощал свои идеи в жизнь по мере их возникновения во время работ. Для этого он постоянно присутствовал на строительных площадках, и полностью контролировал весь процесс.
Чтобы находиться ближе к своему детище, Антонио переселился в одну из комнат будущего Собора, и порой, его задумки шли на перекос с его же прошлыми идеями. После чего строителям приходилось ломать одно и возводить что-то новое, что Гауди только что придумал. Именно так и начал над всеми домами Барселоны медленно расти и возвышаться удивительный Собор, который поражал своими формами и архитектурными изваяниями всех жителей в те времена и продолжает поражать взгляды посетителей со всего мира и сегодня.
По задумке Гауди церковь должна была иметь вид в форме трех фасадов с одинаковым оформлением, которые должны украсить четыре криволинейные башни. В результате должно быть 12 башен, каждая из которых символизирует одного из апостолов, а фасады должны были олицетворить жизнь Христа – «Рождество», «Страсти Христа» и «Воскресение».
Но, как это ни печально, даже после стольких лет строительства, Гауди успел воплотить в жизнь только часть своих идей, и ему удалось представить взору граждан один лишь «рождественский» фасад – восточная часть Собора. А так же четыре его башни, которые, правда, были достроены уже после смерти мастера в 1950 году. Остальные фасады, лепнина и башни так и остались в незавершенном своем состоянии.
Антони Гауди
Антони Гауди-и-Курнет родился 25 июня 1852 года в городке Реусе, в 100 км от Барселоны, в Каталонии.
В 70-х гг 19 века юный Гауди переехал в Барселону. После 5 лет подготовительных курсов Гауди был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую он окончил в 1878 году.
В 1870—1882 годах Антони Гауди работал чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах. Он изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектируя и мебель для собственного дома.
В это время в Европе начался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал за передовыми идеями. Провозглашённая последователями неоготики декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью совпадала с представлениями Гауди, который со временем развил свой собственный, совершенно неповторимый архитектурный почерк.
Архитектура Гауди
В начале творчества Гауди, находясь под влиянием архитектуры Барселоны и архитектора Марторела, строит свои первые здания, богато декорированные: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Каприччо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный Дом Кальвет (Барселона) в псевдо барочном стиле. В это же время Гауди делает проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).
Решающую роль в реализации Гауди сыграла встреча архитектора с Эусеби Гуэлем, с которым он подружился. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.
Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).
Со временем Гауди выработал свой собственный стиль, где не было ни единой прямой линии. Строительство Дворца Гуэля превратило Гауди в самого модного архитектора Барселоны, вскоре превратившись в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.
Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.
Смерть Гауди
Гауди погиб в возрасте 73 лет. 7 июня 1926 года он вышел из дома, отправившись в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Когда он шел рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай, и Гауди потерял сознание.
Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Все-таки Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали только примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан собора Саграда Фамилия. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им собора.
Внутреннее убранство
Интереснейшим решением Гауди было соединить все пространство дворца огромным куполом, как в храме. Все элементы интерьера не только роскошны, но и имеют различный подтекст.
В религиозной задумке архитектора, описанной выше, жилое помещение дворца должно было стать олицетворением соприкосновения неба и земли. Поэтому он наполнил помещение католическими символами. Так в доме появилось 120 колонн, намекающих на историю о Педро Жестоком, потолки из дерева олицетворяют эпоху королей Фердинанда Второго Арагонского и Изабеллы Первой Кастильской, а фреска с Геркулесом должна ассоциироваться у знатока искусств с салоном Филипа Четвертого в Мадриде.
Но несмотря на все это, при планировании дворца Гуэля Гауди еще придерживался классической планировки помещений. Это впоследствии он будет рушить все общепринятые каноны внутренней архитектуры, а в этом доме создал общепринятые залы для приемов, второй этаж с жилыми спальнями и кабинетами, третий — для прислуги и подсобных нужд. Парадная лестница во дворце Гуэля в Барселоне — на фото ниже.
Особый восторг у посетителей вызывают огромные инкрустированные двери, ведущие из гостиной в домашнюю часовню. К сожалению, сама она была разрушена во время Первой мировой войны. По воспоминаниям, была выполнена в стиле турецкой бани.
Как и для всех остальных домов Гуэля, Гауди разработал для дворца уникальный дизайн предметов мебели, наиболее подходящий для стилистических решений каждой комнаты и здания в целом. Каждый предмет (или гарнитур) является уникальным и существует лишь в одном экземпляре.
Дом Фигерас На Улице Бельэсгуард, Барселона (Casa Figueras)
В начале 16-я столетия монарх Марти Гуманный возвел на склоне горы Тибидабо восхитительный дворец, который именовал Бельесгуард – в переводе с каталонского «прекрасный вид». Спустя пятьсот лет, в 1900 году, на том же месте появился абсолютно иной, более элементарный дворец в неоготическом стиле — архитектура Антонио Гауди. В дальнейшем он был назван Дом Фигерас.
Дом вышел достаточно причудливым. Сооружение как будто нацелено ввысь, при том, что сама по себе эта архитектура Антонио Гауди совсем не высокая. Такой эффект Гауди получил применением для конструкции острого шпиля, а еще специального завышения любой части дома. Высота подвала — три метра, первого этажа – пять метров, бельэтажа – шесть метров. Общая высота дома – тридцать три метров и смотрится он целиком законченным в вертикальном направлении.
Архитектура Антонио Гауди: Дом Фигерас На Улице Бельэсгуард
Средневековую дорогу в процессе строительных работ Гауди в определенной степени сдвинул и поместил ее на своды с наклонными колоннами. Данный прием он задействовал и в парке Гуэль.
До 2013 года дом Фигерас был закрыт для визитов, но потому как хозяевам были нужны средства для реконструкции этой архитектуры Антонио Гауди, они решили открыть его для путешественников.
Впереди — самое занимательное. Это — знаменитые и востребованные достопримечательности Барселоны — архитектура Антонио Гауди, и первая среди них – парк Гуэля.
Смерть
7 июня 1926 года Гауди был сбит проезжающим трамваем на Гран-Виа (одна из самых главных улиц в Барселоне). Хотя Антонио потерял сознание, он не получил немедленной помощи, потому что никто не узнал известного архитектора. Из-за потертой одежды Гауди люди приняли Антонио за нищего и бездомного человека.
После того, как Гауди некоторое время пролежал без сознания, его в конце концов отправили в больницу для бедных Санта-Крю. Здесь архитектору оказали первую медицинскую помощь, но не более того. Тем временем отсутствие Гауди насторожило его доброжелателей, и они пошли искать его. 8 июня 1926 года капеллан Храма Святого Семейства узнал в Антонио известного архитектора. Но к тому времени его состояние ухудшилось, и стало понятно, что дополнительное лечение ему больше не поможет. Он умер два дня спустя, 10 июня 1926 года. Гауди было тогда 73 года.
Его похороны состоялись 12 июня 1926 года в часовне Богоматери на горе Кармель в склепе Собора Гауди — в Саграда-Фамилии. Там присутствовала огромная толпа, которая вышла попрощаться с великим архитектором. Позже Антонио был похоронен в той же церкви.
Саграда Фамилия
Собор Святого Семейства – самая величественная и монументальная работа Антонио Гауди. Правда, нельзя сказать, что весь храм – целиком его заслуга. Над ним и до, и после трудились другие мастера, но свой лоск и неповторимый шарм собор Святого Семейства обрёл только после того, как Гауди пересмотрел исходные чертежи. Первые их образцы составил Франческо дель Вияр, но уже через год за работу взялся Гауди. Он сразу обозначил, что созданное руками человека никак не может быть выше и величественнее того, что создано матерью-природой (речь идёт о горе Монжуик, высота которой составляет 171 метр), и решил, самый высокий шпиль будущего храма будет вздыматься над землёй не выше, чем на 170 метров.
Не только над фасадами постарался великий архитектор: внутреннее убранство собора так же поражает воображение. Интерьер храма похож на лес, ветви деревьев которого практически полностью скрывают звёздное небо. Гауди продумал всё до мелочей, а скульптуры для собора делал лично, с живых зверей.
История его ухода из жизни так же неразрывно связана с Собором. Попавшего под трамвай Гауди доставили в больницу для нищих, так как тот одевался в неброские костюмы и не имел много наличности с собой. Качественную помощь там ему оказать, конечно же, не смогли, и 10 июня 1926 года Антонио Гауди нашёл последнее пристанище в одном из своих детищ: соборе Святого Семейства.
Антони Гауди
Антони Гауди-и-Курнет родился 25 июня 1852 года в городке Реусе, в 100 км от Барселоны, в Каталонии.
В 70-х гг 19 века юный Гауди переехал в Барселону. После 5 лет подготовительных курсов Гауди был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую он окончил в 1878 году.
В 1870—1882 годах Антони Гауди работал чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах. Он изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектируя и мебель для собственного дома.
В это время в Европе начался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал за передовыми идеями. Провозглашённая последователями неоготики декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью совпадала с представлениями Гауди, который со временем развил свой собственный, совершенно неповторимый архитектурный почерк.
Архитектура Гауди
В начале творчества Гауди, находясь под влиянием архитектуры Барселоны и архитектора Марторела, строит свои первые здания, богато декорированные: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Каприччо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный Дом Кальвет (Барселона) в псевдо барочном стиле. В это же время Гауди делает проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).
Решающую роль в реализации Гауди сыграла встреча архитектора с Эусеби Гуэлем, с которым он подружился. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.
Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).
Со временем Гауди выработал свой собственный стиль, где не было ни единой прямой линии. Строительство Дворца Гуэля превратило Гауди в самого модного архитектора Барселоны, вскоре превратившись в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.
Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.
Смерть Гауди
Гауди погиб в возрасте 73 лет. 7 июня 1926 года он вышел из дома, отправившись в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Когда он шел рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, его сбил трамвай, и Гауди потерял сознание.
Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Все-таки Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали только примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан собора Саграда Фамилия. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им собора.