Дворец Сан-Суси в Потсдаме – одна из главных достопримечательностей Германии

Город Потсдам

Потсдам – город на востоке Германии, расположенный в 25 км юго-западнее Берлина. Столица федеральной земли Бранденбург прошла удивительную трансформацию от небольшого гарнизонного городка до королевской столицы и стала одной из главных архитектурных жемчужин Европы. Потсдам – это 17 великолепных дворцов с красивейшими парками, шедевры архитектуры и культуры, которые внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Потсдам расположен на реке Хавель на моренной равнине богатой реками и озёрами. Самая высокая точка города – 114 м. Зелёные насаждения занимают около 3/4 площади города. Климат – умеренный с морским влиянием. Лето тёплое, зима достаточно мягкая с небольшими морозами.

Река Хавель

Потсдам является одним из самых красивых и посещаемых городов Германии, а расположение рядом с Берлином делает его очень популярным направлением для однодневных поездок.

Внешний и внутренний облик Дворца Сан-Суси

Замок – основное сооружение парковой территории. Он выглядит элегантно и современно несмотря на то, что построен в XVIII веке. Дворец имеет дорогое оформление, гармоничные формы и продуман до деталей. Отделка выполнялась лучшими материалами – мрамором, позолотой, тканями, произведениями выдающихся скульпторов и художников.

Перестройки не испортили дворец — наоборот многие моменты были усовершенствованы по современным параметрам. Он соединяет в себе комплекс художественных направлений городской и придворной европейской архитектуры.

Поскольку дворец был не основным и выполнял функции частной резиденции, его размеры небольшие. Главное здание имеет один этаж с просторной террасой. Большинство дверей замка стеклянные, что обеспечивает внутри хорошее освещение.

Главное здание находится в центре комплекса и окружено картинной галереей справа и зданием Новых палат слева.

Фасад, который выходит к винограднику, украшают скульптурные изображения с пышными формами. На крыше расположены вазы. Южная сторона дворца оформлена более красочно в отличие от северной.

Важное место во дворце отведено вестибюлю (северная сторона) и мраморному залу (южная сторона). В западной части расположено пять комнат для гостей

На восточной стороне – королевские апартаменты, включающие зал аудиенций, концертный зал, спальню, кабинет, библиотеку и длинную галерею.

Украшение вестибюля — коринфские колонны. На потолке размещены живописные изображения богини Флоры. Пол выполнен из высококачественного мрамора. По всему замку отчетливо прослеживается стиль рококо, роскошь которого видна даже в мелочах.

Картинная галерея

Картинная галерея – один из старейших музеев Германии. Здесь собраны лучшие произведения всемирно известных художников: Тициана, Никола Ланкре, Жана-Батиста Патера, Антуана Ватто. Король лично покупал произведения Антониса Ван Дейка, Караваджо, Питера Пауля Рубенса. Фридрих был истинным ценителем живописи, предпочитая итальянское и голландское искусство.

Роскошный интерьер галереи радует каждого туриста. В тон к украшенному орнаментами потолку на полу уложен мрамор. На стенах размещено много картин, позолоченные рамы которых плотно прилегают друг к другу. Однако не все полотна сохранились до наших дней: большая часть была утрачена во время войны.

Парк

Храм дружбы : построен к югу от главного проспекта от 1768 до 1770 Карл фон Gontard в памяти Фридриха Великого любимой сестры, маркграфиня Wilhelmine Байройт . Здание дополняет Античный храм, который находится к северу от переулка.

Китайский дом , спроектированный Иоганном Готфридом Бюрингом между 1755 и 1764 годами; павильон в Chinoiserie стиле: смесь рококо элементов в сочетании с восточной архитектурой.

После террасирования виноградника и завершения строительства дворца Фредерик обратил свое внимание на благоустройство большей части дворца и, таким образом, начал создание парка Сан-Суси. В своей организации парка Фредерик продолжил то, что он начал в Нойруппине и Райнсберге

Был проложен прямой главный проспект длиной 2,5 км, начинающийся на востоке у обелиска 1748 года и с годами простирающийся до Нового дворца, который отмечает его западный конец.

В продолжение садовой темы террасных садов в парке было посажено 3000 фруктовых деревьев, разбиты теплицы и питомники , где выращивают апельсины , дыни , персики и бананы . Также были воздвигнуты скульптуры и обелиски с изображениями богинь Флоры и Помоны . У Фридриха было несколько храмов и безумств, построенных в том же стиле рококо, что и сам дворец. Некоторые из них были небольшими домами, которые компенсировали отсутствие гостиных во дворце.

Фредерик вложил значительные средства в тщетную попытку ввести систему фонтанов в парке Сан-Суси, пытаясь подражать другим великим барочным садам Европы. Гидравлика на этом этапе все еще находилась в зачаточном состоянии, и, несмотря на строительство насосных станций и резервуаров, фонтаны в Сан-Суси оставались тихими и неподвижными в течение следующих 100 лет. Изобретение паровой энергии решило проблемы столетием позже, и, таким образом, резервуар, наконец, выполнил свое предназначение. Примерно с 1842 года прусская королевская семья, наконец, могла восхищаться такими особенностями, как Большой фонтан под террасами виноградников, стреляющий струями воды на высоту 38 метров. Сама насосная станция превратилась в еще один садовый павильон, замаскированный под турецкую мечеть , а его дымоход превратился в минарет .

Парк был расширен при Фридрихе Вильгельме III, а затем при его сыне Фридрихе Вильгельме IV. Архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус построили дворец Шарлоттенхоф в парке на месте бывшего фермерского дома, а Петеру Йозефу Ленне было поручено оформление сада. Широкие луга создавали визуальные пути между Шарлоттенхофом, Римскими банями и Новым дворцом и включали в себя такие безумия , как Храм Дружбы Фридриха Великого.

Башня Эйнштейна


Башня Эйнштейна. | Фото: Marco Verch Professional Photographer and Speaker / Flickr.

Вы любите знания и решили отправиться в Потсдам? Что посмотреть любителям науки как не знаменитую башню Эйнштейна! Она была построена в 1924 году в Научном парке имени Альберта Эйнштейна, и до сих пор является важной астрофизической обсерваторией, в которой активно функционирует большой солнечный телескоп. Сам телескоп был специально разработан для того, чтобы доказать теорию относительности Эйнштейна посредством наблюдений и экспериментов

Необычный экспрессионистский дизайн кирпичного здания отражает теории великого ученого, довольно эвфемистически описанные самим Эйнштейном как «органические»

Сам телескоп был специально разработан для того, чтобы доказать теорию относительности Эйнштейна посредством наблюдений и экспериментов. Необычный экспрессионистский дизайн кирпичного здания отражает теории великого ученого, довольно эвфемистически описанные самим Эйнштейном как «органические».

Обязательно обратите внимание на редкую довоенную скульптуру, которую удалось спрятать от нацистов (иначе они уничтожили бы ее), и на любопытную, маленькую бронзовую скульптура мозга, которая ссылается на теории немецкого ученого Эрнста Поппеля. Адрес: Einstein Tower, Albert-Einstein-Straße, 14473 Potsdam, Германия

Адрес: Einstein Tower, Albert-Einstein-Straße, 14473 Potsdam, Германия.

История после Первой мировой войны

Сан-Суси около 1900 г .; это мнение остается неизменным.

После Первой мировой войны , несмотря на конец немецкой монархии, дворец остался во владении династии Гогенцоллернов . В конечном итоге 1 апреля 1927 года он перешел под защиту прусского “Verwaltung der Staatlichen Schlösser und Gärten” (Управление национальных дворцов и садов).

Когда во время Второй мировой войны начались воздушные налеты на Берлин , наиболее известные произведения искусства бывших императорских дворцов были перевезены в целях безопасности в Райнсберг ( Бранденбург ) и Бернтероде (недалеко от Ворбиса , Тюрингия ). Структура дворца осталась невредимой, несмотря на ожесточенные бои в окрестностях в 1945 году, но древняя ветряная мельница , оставленная в парке Фредериком для придания деревенского шарма, была разрушена.

После окончания войны большая часть предметов, которые были перевезены в Райнсберг, были переданы в качестве награды Советскому Союзу ; только небольшая часть была возвращена во дворец в 1958 году. Художественные работы из Бернтероде, найденные американскими солдатами, сначала были отправлены в Висбаден на «Центральный пункт сбора произведений искусства», а в 1957 году они отправились во дворец Шарлоттенбург в Западном Берлине .

По сравнению со многими подобными зданиями, дворец хорошо жил в течение почти 50 лет под коммунистической юрисдикцией в Восточной Германии. Церковь Святого Спасителя в Sacrow и центре Потсдама были заброшены, а некоторые из исторического центра города Потсдам был разрушен. Городской дворец, Потсдам , содержащий архитектурные работы по Кнобельсдорфу был разрушен в 1960 году, но Суси выжили невредимые и правительство Восточной Германии стремилось иметь Суси помещен в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это было достигнуто в 1990 году при следующей цитате:

Могила Фредерика, Сан-Суси.

В 1991 году, после воссоединения Германии , гроб Фредерика был захоронен на террасе виноградника Сан-Суси – в еще существующем склепе, который он построил там – после наступления темноты, без помпезности, в соответствии с его волей.

Библиотека Фредерика была возвращена в 1992 году в свой бывший дом в Сан-Суси. В период с 1993 по 1995 год последовало 36 масляных картин. В 1995 году был основан Фонд прусских дворцов и садов в Берлине – Бранденбурге . Работа организации заключается в управлении и уходе за Сан-Суси и другими бывшими королевскими дворцами в Берлине и Бранденбурге.

Немного истории

Фридрих II (Великий) пожелал построить летнюю резиденцию, которая была бы уединенной, отвечала лишь его вкусам. Он любил заниматься музыкой, писал стихи, рисовал. Здешние виды давали королю вдохновение и отдых от государственных дел.

Готовы отправиться в поездку? Тогда предлагаю вам заказать билеты через superkassa. Простой и понятный сервис позволяет быстро найти билеты по всем направлениям. Не нужно ничего искать — все билеты на одном сайте.

Сан Суси часто принимал у себя известных художников, музыкантов и композиторов — королю было приятно проводить с ними время, беседуя об искусстве.

Строить комплекс начали еще с 1745 года. Оно продолжалось постепенно до 1860 года. Весь комплекс включает 20 строений самого разного назначения.

Стили — от Потсдамского барокко до буржуазного классицизма. Разница большая, но все здесь смотрится настолько гармонично и целостно, что трудно отличить один стиль от другого. Приглашаю вас на прогулку по Берлину — загляним на самый известный чекпоинт?

Архитектором проекта был Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. Помогал ему планировать сам король, он хотел, чтобы дворец и все постройки выглядели точно так, как он себе представлял.

Виноградная терраса — одна из самых интересных частей дворца и парка. Ее включили в список наследия ЮНЕСКО, как образец европейского искусства.

Вы знали, что Фридриха Великого называли самыми страшными словами — он был диктатором, чудовищем, жестоким человеком, по вине которого пролилось так много крови. Без сомнения, Фридрих был гением, но злым гением. А еще — основателем немецкой нации, хорошим музыкантом, талантливым художником. Да, диктатором, но очень одаренным политиком, практичным человеком, ценителем искусства, меценатом.

Самыми первыми были построены виноградные террасы — 6 террас, к ним ведет высокая лестница. Парк украшают скульптуры и фонтаны.

Во дворце устроена целая картинная галерея. Здесь интересная и немного необычная история. Король очень любил картины, часто покупал их не только у прославленных мастеров, но даже у неизвестных художников.

Для этого он переодевался в простую одежду, гулял по улицам, присматривался к работам уличных художников. Носил простую одежду, так легче было получить скидку, поторговаться. Многие из них даже не знали, что подают картину не чудаковатому любителю живописи, а самому королю.

Музей Александровка


Музей Александровка.

Фридрих Вильгельм III построил это русское поселение в 1820-х годах в память о царе Александре I, который умер в 1825 году. Это было своеобразное напоминание миру о родстве между прусским домом Гогенцоллернов и русским родом Романовых. Истоки поселения восходят к 1812 году, когда русские солдаты, захваченные в плен Наполеоном, поселились в Потсдаме и образовали здесь свою общину.

После смерти царя Александра I жители поселения получили в подарок милые деревянные дома в русском стиле. Поселение было организовано архитектором Ленне в форме Андреевского креста, а проекты 13 домов разрабатывались русским архитектором итальянского происхождения Карло Росси.

Последний из членов оригинальной общины умер аж в 1861 году, но дома переходили по наследству членам семей, а последний прямой потомок первых поселенцев скончался лишь в 2008 году.

Адрес: Museum Alexandrowka, Russische Kolonie 2, 14469 Potsdam, Германия.

Парк Бабельсберг


Парк Бабельсберг.

На северо-восточной окраине Потсдама рядом с озером Тифен-Зее расположен парк площадью 124 га, который был возведен специально для Фридриха Вильгельма IV в 30-х и 40-х годах XIX века.

Над оформлением извилистой местности, спускающейся к озеру, сначала трудился Питер Иосиф Ленне, а затем Герман Фюрст фон Пюклер-Мускау – еще один знаменитый ландшафтный архитектор своего времени.

Последний спроектировал систему узких, извилистых и пересекающихся троп, проходящих по холмистой местности парка, где ныне растут могучие деревья и откуда открывается шикарный вид на озеро. Дворец Фридриха Вильгельма IV в парке был спроектирован Карлом Фридрихом Шинкелем в стиле готического возрождения и внешне напоминает сказочный замок.

Адрес: Парк Бабельсберг, Park Babelsberg, Потсдам, Германия.

История строительства

В 1763 году по окончании семилетней войны началось строительство Нового дворца вместе с примыкающей к нему колоннадой. Проект его был создан еще в 1755 году Иоганом Бюрингом. За основу были взяты находящийся в Англии замок Говард и Кловенирсбюргваль – голландский дом, который когда-то впечатлил Фридриха Великого.

Гравюра с изображением Нового дворца в Потсдаме, Германия

Возведение этого архитектурного шедевра было задумано для того, чтобы показать миру, что Пруссия еще имеет достаточно сил и величия даже после проведения трех военных сражений. Несмотря на то что в то время в моду вошел классицизм, Фридрих пожелал оформить покои в стиле рококо, который господствовал в 17 веке.

Руководство строительством до 1764 года осуществлял Иоганн Готфрид Бюринг, а после его ухода в 1765 году на его место заступает Карл фон Гонтанд. К тому времени строительство дворца уже продвинулось настолько, что Гонтанд в основном занимался планировкой его внутреннего оснащения.

История парка при Фридрихе Великом и после

Король Фридрих прославился своей скромностью, воплощённую в его высказывании «Корона – просто шляпа, которая пропускает дождь». Без демонстрации роскоши и положения, но учитывая личную дисциплину, он управлял Пруссией. Его любимый летний дворец олицетворял всё, что только может пожелать каждый, живущий без забот.

На небольшом возвышении, покрытом террасными виноградниками недалеко от Потсдама, Фридрих Великий возвёл в 1745-1747 годах его летний дворец Сансуси. Это была не просто летняя резиденция и его любимое место. Парк стал личным святилищем, местом где он отдыхал временами от сложностей, расслабившись в компании своих собак. Фридрих неохотно устраивал небольшие ремонты дворца. Сансуси был его частным убежищем, и как он сказал «это должно длиться вечно». К несчастью, однако, его мечта не исполнилась.

После смерти Фридрих хотел быть преданным земле в Сансуси в склепе на самой главной террасе виноградника, поближе к могилам его любимых борзых. Но это было за много лет до того, как желание исполнили – перед самым перезахоронением в 1991. В настоящее время, «Философ Сансуси» покоится на самой высокой террасе холма. На его могильном камне эпитафия “Quand je serai l, je serai sans souci” (Однажды оказавшись там, я буду лишён забот).

В 1745 Фридрих Второй поручил своему архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу построить маленький летний дворец. Завершённый спустя два года, он был установлен над террасными виноградниками с подпорками и застеклёнными нишами. По правую и левую сторону дворца стояли ещё два здания: Новые Палаты, которые Фридрих обустроил как гостевой дом, и Картинная Галерея, наполненная картинами Рубенса, Караваджо и Тинторетто.

Позднее, Фридрих Вильгельм Четвёртый расширил два крыла. В 1873 Вильгельм Первый превратил дворец в музей – и он стал буквально первым дворцовым музеем в Германии. Сансуси остался невредимым во Вторую Мировую Войну, хотя некоторые из произведений искусства и мебель, изъятые в целях безопасности, считаются пропавшими.

Бранденбургские ворота


Бранденбургские ворота.

Вы наверняка слышали о Бранденбургских воротах в Берлине, однако собственная неоклассическая арка Потсдама была построена примерно на 20 лет раньше своего знаменитого столичного аналога.

Памятник, копирующий римскую арку Константина, был заказан Фридрихом Вильгельмом II в честь победы Пруссии в Семилетней войне. Он заменил средневековые ворота, которые стояли здесь до того и были частью потсдамских стен, которые были разрушены в начале XX века.

Отличительной особенностью Бранденбургских ворот является их оформление, которое заметно различается с городской и «полевой» сторон

Дело в том, что обе стороны были созданы разными архитекторами: городская сторона и ее пилястры создавались Карлом фон Гонтардом, а над созданием более важной полевой стороны и ее двойных рядов коринфских колонн работал его ученик — Георг Кристиан Унгер

Адрес: Brandenburger Tor, Luisenpl., 14471 Potsdam, Германия.

Музей Потсдамская тюрьма КГБ


Музей Потсдамская тюрьма КГБ.

Чтобы прочуствовать все «прелести» жизни в бывшей Восточной Германии, советуем посетить музей «Бывшая тюрьма КГБ». По иронии судьбы, бывшая следственная тюрьма СМЕРШ открылась в здании, которое раньше принадлежало местной общине евангелической церкви.

Тюрьма сотрудничала с соседним военным лагерем и немецким штабом КГБ и была известна тем, что удерживала в своих застенках как немецких, так и советских заключенных, подозреваемых в шпионаже или пособничестве Западу вплоть до 1980-х годов.

Теперь это очень популярный памятник всем тем, кого здесь держали и пытали. Посетители могут осмотреть бывшие тюремные камеры – некоторые из которых все еще украшены граффити заключенных – они есть на стенах и даже в изоляторах временного задержания. На территории музея работает постоянная выставка, посвященная ее ужасной истории.

Адрес: KGB Prison, Leistikowstraße 1, 14469 Potsdam, Германия.

Что стоит посмотреть

Сад в основании террас выполнен в стиле барокко, а в центре стоит огромный фонтан. В девятнадцатом веке, Питеру Джозефу Ленне, ведущему ландшафтному садовнику, было поручено разбить широкие парковые территории. У парка много очаровательных декоративных особенностей, включая Грот Нептуна, созданный Кнобельсдорфом, маленький округлый неоклассический Замок Дружбы, который Фридрих построил в память о его любимой сестре. Китайский Дом это прекрасная смесь рококо и шинуазри, окаймлённая тремя позолоченными фигурами. Интересная особенность неподалёку это Мельница Сансуси, стоящая близко к дворцу Сансуси. Чтобы увидеть изумительные виды на земли, стоит посетить Нормандскую башню на Руиненберг хилл и два бельведера – Бельведер на Клаусберг хилл и Бельведер на Пфингстберг хилл.

Оранжерейный дворец, построенный в подражание итальянскому стилю Вильгельма Четвертого, известный как «Романтика на троне», стал последним зданием, сконструированным для парка. Очень чувствительные к зиме растения проводят здесь зимы в кадках, расставленных в холлах для растений. Главный дворец, естественно, побогаче украшен, и декорирован копиями работ Рафаэля. Вкус к итальянскому архитектурному стилю настолько очевиден в Римских Банях и Фриденскирхе. Бывший королевский дворец Шарлоттенхоф, проектировавшийся совместными усилиями архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем и ландшафтным дизайнером Питером Джозефом Ленне, предложившие вниманию смесь архитектуры и ландшафта.

Ночь дворцов в Потсдаме

Раз в году парк превращается в обширную сцену для различных мероприятий. Звуки классической музыки и мелодий джаза эхом проходят через весь ночной парк, а закрытие мероприятий отмечается эффектным салютом. С1998 года, каждое лето, праздник Ночь дворцов проходит в парке Сан-Суси. Мероприятие проводится в середине августа и длится 2 дня.

Вместе с королем на прогулку

Пожалуй, самым впечатляющим и необычным объектом являются Висячие сады на южном склоне холма. Работа по их созданию началась в 1744 году. Инициатором проекта был Фридрих Великий, который захотел выращивать свой виноград и инжир.

Под руководством архитектора склон был разделен на шесть широких террас с подпорными стенками и 168 застекленных ниш. Сооружение сохранилось до наших дней почти без изменений.

На вершине виноградных террас расположился сам широкий приземистый дворец, к которому ведет широкая лестница. Деревенский характер пейзажа подчеркивает красивая мельница неподалеку от особняка.

У подножия виноградников разбит великолепный круговой цветник (Französiches Rondell) на фоне изумрудных газонов вокруг огромной чаши с фонтаном в центре.

Двенадцать мраморных статуй римских богов работы французского скульптора Жана-Батиста Пигаля, окружают чашу, а также аллегорические статуи четырех элементов стихий – подарок от короля Людовика XV.

Впечатляющую скульптурную композицию называют « Прусским Версалем». Работа над ее созданием продолжалась почти 20 лет до 1764 года.

Декоративный фруктовый сад и «кухонный огород» с десятками скульптур, купающийся в цветах и цветущих кустарниках, расположенный к юго-востоку от виноградников был создан в 1715 году для короля Фридриха Вильгельма I – отца Фридриха Великого, который в шутку называл его «мой Марли» иронично сравнивая с парком французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа.

При расширении парковый комплекс был дополнен дорожками, ведущими мимо живых изгородей из граба, фонтанами и скульптурными композициями на фоне пышной зелени и идеальных газонов. В 1825 году Фридрих-Вильгельм III построил сыну дворец, вокруг которого разбил романтический сад в английском стиле.

Чопорный сицилийский сад засажен хвойными деревьями и субтропическими растениями, дополняя Nordischer Garten – другой декоративный сад в северной части парка. Его наиболее интересная особенность – Felsentor или Каменная арка из цельных камней, увенчанная орлом с распростертыми крыльями.

Одним из самых впечатляющих зданий является Оранжерея с экзотическими растениями  в стиле ренессанс, на дизайн которой  вдохновило короля путешествие по Италии.  Здание было построено между 1851 и 1864 и до сих пор используется по назначению.

От западного крыла Оранжереи ведет липовая аллея к Бельведеру в силе рококо, а в паре сотен метров от него вы можно зайти в Drachenhaus – Дом виноторговца в стиле китайской пагоды, в котором уставшие туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.

Парк имеет несколько входов. С востока вы попадете в него через большие кованые ворота в окружении статуй Флоры и Помоны – богинь цветов, садов и огородов, указывающих на ландшафтный стиль парковой территории.

Пройдя по аллее можно полюбоваться Гротом Нептуна и художественной галереей (Bildergalerie), искусственными романтическими руинами Руиненберга, где стекает вода в систему парковых фонтанов. От руин к дворцу Сан-Суси вы дойдете всего за 10 минут.

В южной части парка можно полюбоваться очаровательным золотистого цвета Китайским чайным домиком, который просто сияет в лучах солнца. Домик окружают колонны с расположенными рядом реалистичными позолоченными  статуями, которые пьют чай и музицируют. Крыша украшена золотой фигурой сидящего мандарина. Внутри домика находится коллекция старинного фарфора Мейсена, Китая и Японии.

Через четыре года после завершения китайской чайной Фридрих Великий поручил строительство еще одного здания в восточном стиле: Drachenhaus – Дом дракона. Павильон, который напоминает пагоду, назван в честь статуй дракона, которые украшают крышу. 

К югу от дворца Сан-Суси расположен ароматный Розовый сад с десятками роз самых разных сортов, Роща поэтов со скульптурными группами, пруд с карпами и Palace Charlottenhof – самый молодой из дворцов, построенный в неоклассическом стиле.

Канал, проложенный на территории парка, приведет вас к живописной части сада, оформленной в итальянском стиле. Здесь расположены Римские бани, древняя вилла, храм, садовый павильон и уютная беседка.

Площадь дворцово-паркового ансамбля настолько великолепна и огромна, что за один день все увидеть просто невозможно. На посещение дворцов и осмотр всей территории вам понадобится минимум два незабываемых дня.

Парк Сан-Суси Ландшафтный дизайн садов и парков

При строительстве Потсдама

Его сын, Фридрих Великий (1712 – 1786) на южной вершине одного из пустующих, после варварской вырубки дубов, холмов решил создать частное владение по своему личному проекту. На склоне этого холма после вырубки построили 6 террас и это пространство было использовано под максимальную посадку целой коллекции винограда, пользующегося огромной любовью Фридриха Великого и ставшего впоследствии визитной карточкой дворца.

Никогда прежде, в истории ландшафтного искусства, виноградник не выступал в роли парадного центра дворцового ансамбля. В стеклянных нишах был посажен инжир, сами террасы засеяны газонной травой и отделены виноградной лозой на цепях

Поблизости располагали огород, которому придавалось важное значение, в наши дни, вместо огорода, внутри живых ограждений посажены фруктовые деревья

Вершину холма виноградников венчает небольшой дворец, который из-за террас кажется размещенным очень высоко на горе, а сама гора из-за этого выглядит еще выше.

Первоначально Фридрих II решил построить небольшой дворец, но позже остановил свой выбор на тихом уединенном местечке в стиле рококо, где можно играть на флейте в полной гармонии с природой. Во дворце не предусматривались покои для его жены, ее поселили подальше от дворца.

Существует мнение, что

название дворца Сан-Суси (Sans-Souci, фр. – «без забот») связано с желанием короля обустроить себе последний, беззаботный приют в дивном месте и связано не с праздной жизнью, а местом упокоения.

Возле подножия холма с террасами из винограда был создан шикарный регулярный парк с прямоугольными посадками фруктовых деревьев и большим фонтаном в середине, опоясанным изысканными скульптурными фигурами римских богинь и богов, помимо них, присутствуют изображения 4 элементов стихий – воды, огня, земли и воздуха. Огромный фонтан, хоть и был уникальной красоты, но начал подавать воду лишь через 100 лет: созванные Фридрихом фонтаньеры не сумели успешно справиться с задачей по запуску установки. В 1843 г. при помощи хитро спрятанной паровой системы – высокой трубы, в под красивую мечеть, наконец позволила заработать конструкции фонтанов. Струя огромного фонтана поднялась вверх на 38 метров.

Основная аллея парка

размашистой ровной стрелой располагается от подножия холма с виноградниками к красивейшему Новому дворцу, который был выстроен после Семилетней войны как символ силы и непобедимости великой Пруссии.

Интересно. Количество статуй, которые украшали дворец по кровле и периметру составило 428 штук! Фридрих Великий иронически именовал данный дворец «фанфаронским».

Рядом с виноградниками находится картинная галерея. Эта постройка возведена во времена Фридриха Великого и действует по настоящее время, несмотря на то, что сама коллекция пострадала во времена Второй мировой войны. Это строение каждым камнем олицетворяет собственное предназначение: и свод, и просветы между окнами, красиво оформленные иносказательными скульптурными фигурами искусств и науки, и его некая приподнятость, и легкость, такое возвышенное состояние. Возле картинной галереи проведены дорожки, окаймленные живой оградой и мраморными лавочками, где есть все шансы поймать творческую мысль.

После смерти Фридриха II в жизни парка наступил новый этап. Его наследник, Фридрих Вильгельм II на время строительства Мраморного дворца в Новом саду, вселился в отремонтированные палаты старого дворца. Это был период классицизма, что отразилось в отображении Мраморного дворца, а после переселения, в старом дворце поселилась заброшенность. Далее в дворцово-парковый ансамбль каждый из королевских наследников добавлял что-то своё до тех пор, пока после упокоения вдовы Фридриха Вильгельма IV в 1873 году, не стал музеем.

Архитектура

Трехэтажный дворцовый комплекс простерся в длину на 213 метров. В нем находится 322 окна, 428 статуй и 230 пилонов. Частью архитектурного ансамбля является колоннада вместе с триумфальной аркой. У фасада здания и на балюстраде на его крыше установлено 400 статуй античных богов.

Статуи на балюстраде (парапете) крыше дворца.

В середине дворца над главным входом расположен купол высотой 55 метров, зрительно увеличивающий высоту всего дворца. На нем изображены три грации, несущие корону королей Пруссии: Аглая, Евфросина, Талия. Они символизируют собой красоту, радость и изобилие.

Остальные купола имеют меньший размер, но не менее богатую отделку и увенчаны золотыми орлами.

Фридрих Великий очень любил старинные здания с кирпичной кладкой, которые он видел в Голландии, но изготовить достаточное количество строительного материала в Пруссии в те времена не могли. И архитекторы прибегли к обману: стены здания имитируют кладку из красного кирпича, кроме его южного крыла, которое на самом деле сооружено из натурального кирпича. В этом крыле расположены королевские апартаменты.

Дворец имеет декоративные оконные проемы, а его стены украшены лепниной и рифлеными пилястрами.

Это окна мезонина (декоративной надстройки над основной частью дома). На фото видны окна-иллюминаторы, именуемые «бычий глаз». Окна дворца украшены головами и крыльями. Разделены окна пилястрами (выступами, имитирующими колонны).

Фасад центрального здания украшен барельефом, на котором изображены сцены рождения легендарного Пегаса и его спасения от морского чудовища, а также сцены обезглавливания Персеем Горгоны – морской медузы.

Перед зданием расположена площадь, предназначающаяся для проведения праздничных торжеств и церемоний, а также военных парадов.

Так как комплекс предназначался для использования в качестве гостиницы, внутри он разделяется на отдельные покои. В середине строения располагаются пышные залы для официальных приемов и праздничных торжеств. Но главная изюминка дворца – придворный театр, занимающий 2 этажа.

Коммуны – жилые помещения для прислуживающего персонала – были скопированы с Гран Коммун, находящихся в Версале. В них также расположены кухня и несколько хозяйственных помещений. Чуть позже к ним были достроены пристройки: с северной части соорудили помещение для гвардейцев, а с южной стороны расположены комнаты для кастеляна. После Второй мировой войны в стенах коммун открыли колледж, в настоящее время здесь располагается факультет философии Потсдамского университета.

На гравюре изображена коммуна с колоннадой тех времён. Колоннада изначально предназначалась для того, чтобы закрыть вид с окон дворца на болото за парком. Коммуны были гостевыми домами для путников и жилищем прислуг.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий