Архитектура музея Гуггенхайма в Бильбао
Не так давно Бильбао был серым, грязным, убывающим мегаполисом. Сейчас город привлекает ежегодно более миллиона туристов со всего мира. Благодаря строительству Музея Гугенхайма и ряда других зданий стало известно о феномене так называемого “эффекта Бильбао”. Здание музея с испанским названием Museo del Guggenheim было открыто 18 октября 1997 года. Фрэнк Гери вместе с командой архитекторов под его руководством разработали структуру, отличающуюся волнистыми формами и изгибами. Кроме того, наружные стены здания были покрыты 60 тоннами титанового листа. Здание принимает разные формы как при дневном, так и при искусственном освещении, такие как гигантский цветок розы или корабль с парусами и даже рыба. Инновация музея была основана на использовании компьютерной программы Catia при проектировании многогранного твердого тела объекта. Эта программа ранее использовалась Европейским космическим агентством при работе над формами корпусов самолетов и искусственных спутников.
Что можно увидеть снаружи?
Даже не заходя в музей, посетители могут увидеть первые и очень необычные экспонаты.
Оригинально и мило выглядит огромная (13 метров в высоту!) скульптура щенка терьера, превращенная по прихоти автора (Дж. Кунса) в огромную, вечно цветущую клумбу. Это произведение является уникальным, увидеть его можно только в Бильбао. А вот представленный рядом букет гигантских тюльпанов того же автора является одной из пяти авторских копий, но от этого она не становится менее красивой.
Шокирует посетителей огромная скульптура паучихи, установленная у входа в музей. Автором этой устрашающей скульптуры является Луиза Буржуа. Особенно зловеще выглядит паучиха на заходе солнца, когда скульптура отбрасывает гигантскую тень.
Но оригинальные скульптуры – это не все, чем музей может удивить посетителей. Например, установленная по периметру машина по производству облаков практически не видна. Но когда запускаются форсунки и здание начинает окутывать плотный туман, вид создается действительно сказочный. Так что посетителям не стоит спешить заходить в здание, лучше немного погулять и дождаться очередного сеанса запуска облаков. Правда, эффектное зрелище можно наблюдать только в безветренную погоду. Изобретателем этой удивительной машины является Фуджику Накайа.
Идея создать огненные фонтаны и разместить их по периметру здания музея принадлежит Иву Кляйну. Но это зрелище можно увидеть только в темноте. А вот фонтаны водные, которые пускают струи прямо из-под земли по какому-то непредсказуемому ритму, можно наблюдать и в дневное время.
Интерьер и экспонаты
Интерьер музея представляет собой постоянно меняющееся пространство. Основа коллекции — произведения современного искусства начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь выставлены работы Марка Ротко, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Энди Уорхола. В музее можно увидеть шедевры и современных испанских художников: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антанио Саура, Хуан Муньос.
В музее Гуггенхайма много интерактивных экспонатов, с которыми посетители могут контактировать с помощью видеоарта и инсталляции.
При этом в культурном комплексе выставляются и работы мастеров, чей гений проверен временем. Здесь были временные выставки рисунков Микеланджело, гравюр Дюрера из коллекции Государственного Эрмитажа.
Третий этаж занимает постоянная экспозиция с картинами художников середины прошлого столетия. Еще в трех залах представлены работы различных направлений – от кубизма до сюрреализма. Здесь можно увидеть работы Пикассо, Модильяни, Кандинского и др.
На первом и втором этажах организовываются временные выставки. Например, там можно увидеть работы Луизы Бурже. Ее инсталляции представляют собой маленькие пространства, куда нужно заглядывать словно в замочную скважину, чтобы увидеть странный предмет, наводящий на раздумья.
Наиболее впечатляющая работа Ричарда Сери «Материя времени» — скульптурная группа, которая поражает масштабами и весит до трех тонн. Она представляет собой некие закругленные коридоры, двигаясь которыми по спирали, оказываешься в замкнутом пространстве.
В других залах можно увидеть инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса.
Несколько залов занимают работы немецкого художника Ансельма Кифера. При написании картин он использует не только краски, но и подручные материалы, например шелуху от семечек.
Впечатляет выставка «Прыгающие волки»: 90 волков размером в натуральную величину прыгают на огромную стеклянную стену, бьются о нее, отряхиваются, идут обратно и прыгают снова.
Выставки [ править ]
В музее, в частности, представлены «крупномасштабные работы и инсталляции современных художников для конкретных мест», такие как 100-метровая змея Ричарда Серры , и представлены работы баскских художников », а также жилые дома Подборка произведений »из собрания современного искусства Фонда. В 1997 году музей открылся «Музеями Гуггенхайма и искусством этого века», обзором из 300 произведений искусства 20-го века от кубизма до искусства новых медиа. Большинство произведений происходило из постоянной коллекции Гуггенхайма, но музей также приобрел картины Виллема де Кунинга ,Марк Ротко и Клиффорд Стилл и заказали новые работы Франческо Клементе, Ансельм Кифер , Дженни Хольцер и Ричард Серра .
Выставки часто меняются; в музее обычно проходят тематические выставки, посвященные, например, китайскому или русскому искусству. [ необходима цитата ] Традиционные картины и скульптуры – меньшинство по сравнению с инсталляциями и электронными формами. Изюминкой коллекции и ее единственной постоянной экспозицией является The Matter of Time (включающая более раннюю работу, Snake ), серию скульптур из погодоустойчивой стали, спроектированную Серрой, которая размещена в 130-метровой галерее Arcelor (ранее известной как Рыбная галерея, но переименованная в 2005 году в честь производителя стали, спонсировавшего проект). Коллекции обычно посвящены авангардному искусству., Абстракция ХХ века и беспредметное искусство. Когда музей объявил о проведении в 2011 году выставки «Световой интервал», показа произведений искусства, принадлежащих греческому бизнесмену Димитрису Даскалопулосу , который также является попечителем музея, это вызвало критику, среди прочего, из-за слишком большой кураторской власти для серьезного благотворителя. В 2005 году Оливье Берггрюэн и Ингрид Пфайффер организовали ретроспективу Ива Кляйна .
В 2012 году выставка Дэвида Хокни привлекла более 290 000 посетителей в музей.
Тюльпаны по Джеффа Кунса
Щенок по Джеффа Кунса перед зданием музея
Из истории
В промышленном городе Бильбао в первой половине ХХ века особых достопримечательностей не было, поэтому сюда редко приезжали туристы.
В конце 80-х годов, когда начался спад производства, остро встал вопрос об оживлении экономики за счет привлечения туристов. Тогда местные власти решают изменить город руками известных архитекторов современности. Как раз в это время фонд всемирно известного мецената Гуггенхайма искал место для строительства нового музея в Европе.
За возможность получить новый музейный комплекс Гуггенхайма боролись большие города, среди которых были Вена, Токио, Зальцбург и другие. Но фонд выбрал промышленный Бильбао.
Появление музея сильно изменило жизнь города. Новый культурный центр вошел в список мест, рекомендуемых для посещения в Испании.
Интересно, что на этапе строительства музей Гуггенхайма подвергался критике из-за высокой стоимости проекта, однако уже к 2013 году музей окупился 37 раз.
Знаменитый баскский скульптор Хорхе Отейса назвал здание «сыродельным заводом» и пообещал, что его работы никогда не будут выставлены в музее. Но быстро одумался, и сегодня его скульптуры входят в постоянную экспозицию.
Три шедевра из коллекции музея
Львиная часть экспонатов состоит из авангардных работ, инсталляций и абстракции. Некоторые из них пользуются большей популярностью у посетителей чем другие:
- «Суть времени» Ричарда Сери занимает отдельный зал. Экспонат представлен в виде закрученных листов стали, из которых образуются странные коридоры. Этой композицией автор показывает свое отношение к изменению временного предела.
- Знаменитое шелкографическое полотно «Мэрилин Монро» более известное как «Диптих Мэрилин» американский художник выполнил в стиле поп-арт через 7 дней после смерти великой актрисы. Критики нелестно отзывались относительно данной работы, однако время все расставило по своим местам – критики давно канули в лету, а шедевр и по сей день посещает огромная толпа ценителей настоящего искусства.
- Серия «Тени» Уорхола, в состав которой входит 102 полотна. На полотнах с помощью губки и красок художник изобразил силуэты реальных событий.
Серия «Тени» Уорхола
Необычные скульптуры
Со стороны реки проложен пешеходный изогнутый полудугой мостик, по которому можно пройти, чтобы осмотреть здание музея, подойти к огромной металлической скульптуре паука с неимоверно длинными «лапками». Автор этой скульптуры Луиза Буржуа, наверно, стремилась выразить идею роли насекомых на нашей планете, показать зависимость сильного человека от крошечного насекомого: фигура стоящего рядом с «лапкой» человека кажется маленькой игрушкой.
Перед зданием музея есть еще одна удивительная 13-метровая «скульптура» цветочного щенка, сделанная американским художником Кунсом. Оригинальная фигура как нельзя лучше подходит для оформления такого необыкновенного здания, каким является Музей Гаггенхайма. Надо отдать должное автору скульптуры и цветоводам, ухаживающим за цветочной «шерстью» щенка. Органично подобранные оттенки создают очень симпатичный облик гигантского изображения милого щенка-терьера.
Вызывает восхищение наружная инсталляция тюльпанов, изящно изготовленных из тончайшей стали, покрытых блестящей краской разных цветов: они тоже как будто из космоса. Завораживающим зрелищем смотрится абстрактная гирлянда, сотканная из стеклянных сине-серых шаров.
«Величайшее здание нашего времени»
Так назвал музей в Бильбао американский архитектор Филип Джонсон. Авангардное здание со сложной геометрией, построенное из известняка, титана и стекла, было спроектировано гениальным канадцем Фрэнком Гери – отцом-основателем архитектурного деконструктивизма.
Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.
В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое.
Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Вокруг музея Гуггенхайма
Некоторые из «постоянных» экспонатов музея Гуггенхайма находятся за его стенами, большинство расположились на бульваре, отделяющем здание от реки Нервион. Рядом с главным входом можно увидеть красочную скульптуру Джеффа Кунса под названием «Щенок». 13-метровый щенок породы вест-хайленд-уайт-терьер покрыт цветами, непрерывно поливаемыми изнутри. В целом «Щенок» символизирует детскую сентиментальность автора. Еще одна скульптура, ставшая не только символом музея, но и города, – Mama. Это девятиметровый абстрактный силуэт паука Луизы Буржуа. Интересно, что это своего рода дань уважения художника к своей матери. Паук символизирует двуличие природы материнства, с одной стороны опекунство (яйца подвешены в коконе под телом), с другой – хищничество. Вдоль одного из фасадов музея работает Фонтан Огня, созданный Ивом Кляйном. Он представляет себя исключительно во время ночных шоу, на фоне покрытых титаном волнистых стен здания. Еще одна скульптура, встроенная в фонтан – «Высокое дерево и глаз» работа Аниши Капура. Задача художника – перевести сложные математические принципы в скульптурные формы. Tall Tree & The Eye – это 63 шара, соединенных друг с другом, что благодаря их расположению в соответствующем, неправильном порядке отражению других объектов придает скульптуре динамичный вид.
Советы посетителям музея
Многие посетители этого музея подчеркивают, что идти сюда нужно подготовленным. Детям, скорее всего, здесь будет неинтересно. Для того чтобы разобраться и по достоинству оценить современное искусство, нужны хотя бы базовые познания в истории искусства.
К тому же нет смысла заранее покупать электронный билет через интернет. Все равно потом придется отстоять в очереди, чтобы обменять свой электронный билет на бумажный.
Зритель должен четко понимать, что это очень необычный музей, который не похож ни на элегантный Лувр, ни на роскошный Эрмитаж. Это своеобразный культурно-развлекательный комплекс, цель которого – пробудить в каждом посетителе немного гордости за приобщение к искусству, которое на первый взгляд может оказаться и непонятным.
Посетители музея Гуггенхайма, которые побывали в этой обители искусства, советуют сразу же отправиться в музей Сальвадора Дали, расположенный в Фигейросе, тоже в Каталонии. При этом гости Испании подчеркивают, что баски в отличие от каталонцев являются более рачительными хозяевами, которые вкладываются в развитие музея, поэтому их работа заслуживает самой высокой оценки.
Если вы хорошенько подготовитесь к посещению этого музея, то вас гарантированно ждет море удовольствия и новых впечатлений, которые долго не сотрутся из памяти.
История [ править ]
В 1991 году баскское правительство предложило Фонду Соломона Р. Гуггенхайма финансировать строительство музея Гуггенхайма в ветхом портовом районе Бильбао , который когда-то был основным источником дохода города. Правительство Басков согласилось покрыть расходы на строительство в размере 100 миллионов долларов США, создать фонд для приобретений в размере 50 миллионов долларов США, выплатить единовременный сбор в размере 20 миллионов долларов США Гуггенхайму и субсидировать музей в США. Годовой бюджет 12 миллионов долларов. Взамен Фонд согласился управлять учреждением, перемещать части его постоянной коллекции через музей Бильбао и организовывать временные выставки.
Музей был построен Ferrovial , на сумму US $ 89 миллионов долларов . Около 5000 жителей Бильбао посетили феерию перед открытием музея в ночь перед официальным открытием, во время которой проходили световое шоу под открытым небом и концерты. 18 октября 1997 года музей был открыт Хуан Карлос I Испании .
Здание
Здание для музея современных искусств не может быть обыкновенным. Поэтому для постройки музея был привлечен архитектор Фрэнк Гери, славящийся своими авангардными работами.
И действительно, созданный и воплощенный в жизнь проект отличается оригинальностью. Внешне здание имеет невероятную форму. Если смотреть вблизи, то здание выглядит хаотичным нагромождением блоков, а вот издалека оно напоминает то ли инопланетный корабль, то ли распускающийся бутон розы. Безусловно, архитектура этого уникального здания сама по себе является великолепным образцом современного искусства.
Для выполнения отделки здания было использовано три вида материала: плиты песчаника, тонированное стекло и пластины титана. Эти пластины уложены наподобие рыбной чешуи, они красиво переливаются под лучами солнца и отражаются в воде реки, на берегу которой построен музей. Но особенно эффектно здание выглядит вечером, когда включают цветную подсветку. Фото здания музея позволяют оценить необычность форм, но полностью оценить красоту здания можно, только увидев его воочию.
Временные экспозиции
Огромная площадь музея становится проблемой для тех посетителей, которые хотят увидеть все лучшее за один раз. Поэтому выставка «Шедевры музея Гуггенхайма», которая будет открыта до 3 апреля 2016 года, – идеальный вариант познакомиться с иконами современного искусства. На экспозиции представлены работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Роберта Раушенберга, Жана-Мишеля Баския, Клиффорда Стилла и Ансельма Кифера. Там же и знаменитый диптих «Мэрилин Монро» короля поп-арта Энди Уорхола.
А вот нетипичного Уорхола в музее Гуггенхайма показывают до 2 октября. Выставка «Тени» состоит из 102 полотен, которые великий американец создал с помощью губки и краски по фотографиям теней реальных объектов.
Гигантский цветок из металла
Центральный атриум музея Гуггенхайма находится на высоте 55 метров. Он напоминает гигантский цветок, сделанный из металла. От него расходятся изгибающиеся объемные лепестки. Именно в них расположены анфилады знаменитых выставочных залов, в которых организованы экспозиции.
Музей Гуггенхайма в Бильбао похож на большинство работ скульптора Гери и состоит из очень мягких, текучих контуров. Сам Гери неоднократно утверждал, что подобная беспорядочность изгибов необходима для того, чтобы здание могло улавливать и преломлять солнечный свет. Во время создания чертежа и макета этого здания была использована система автоматического проектирования.
Еще одна отличительная особенность: здание облицовано листами титана, общая площадь которых около 24 тысяч квадратных метров.
Необычные арт-объекты
Еще не заходя внутрь здания, посетители понимают, что их ожидает что-то необычное. Фасад музея охраняет 13-метровый цветочный щенок по кличке Пуппи. Скульптора Джеффа Кунс вдохновила шотландская порода West highland white terrier. «Шерсть» собаки состоит из 70 тысяч цветков. Здесь есть бархатки, ноготки, петуньи, магнолии и прочие.
Собака меняет цвет в зависимости от того, какие цветы цветут. Как только цветы отцветают, их сразу же заменяют новыми.
Изначально скульптура предназначалась для выставки в Германии в 1992 году, потом была перевезена в Австралию. Щенок был привезен в Бильбао к открытию Музея современного искусства, где стоит и по сей день.
Под козырьком здания размещена еще одна инсталляция американского художника Джеффа Кунса — «Тюльпаны». Но увидеть ее можно, только пройдя на первый этаж. «Тюльпаны» изготовлены из нержавеющей стали и покрыты цветной глазурью. На вид кажется, что цветы выполнены из хрупкого стекла, который является материалом для новогодних игрушек.
На набережной возвышается 9-метровая паучиха. Инсталляция называется «Мама» и принадлежит скульптору Луизе Бурже. Художница испытывая особую страсть к паукам, в этой работе отразила теплые чувства к родной матери, поскольку та была ткачихой.
За паучихой находится мост La Salve с яркими красными арками, автором которого является художник-концептуалист Даниель Бюрен.
Увидеть скульптуру «Высокое дерево и глаз» Аниша Капура можно, пройдя к реке. Инсталляция напоминает цепь ДНК и состоит из 73 стальных шаров диаметром 1 метр. Высота скульптуры ‒ 14 метров.
Под мостом находится скульптура, изображающая лидера социалистической рабочей партии — Рамона Рубиаля Кавия, который “направляется” к «Воротам Почтения» — работе Касто Солано.
Архитектура музея
Здание, по форме далекое от привычных стандартов, внешне напоминает какой-то инопланетный огромный корабль, снабженный замысловатыми, диковинного вида деталями. Музей находится на берегу реки Нервьон, отражаясь в спокойных водах своими сюрреалистическими формами и становясь от этого еще более загадочно-фантастическим.
Центральная часть здания похожа на раскрывающийся цветок артишока, а длинные крылья-павильоны, расходящиеся в разные стороны, напоминают лепестки. Стены, покрытые титановыми плитами, сверкая под солнцем, усиливают эффект космически неземной конструкции, приземлившейся на берег испанской реки. Кажущийся хаос изгибов металлических рукавов несет на себе функцию «улавливания света», поэтому даже в самую мрачную погоду авангардное здание выглядит сияюще праздничным. Так же потрясающе красиво оно на фоне сине-фиолетового вечернего неба и речной воды, зеркально отражающей удивительные формы уникального сооружения.
Экспозиции музея
Разглядев музей снаружи, спускаемся по лестнице вниз, покупаем билет за 12 евро и проходим внутрь.
Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень текуче, неожиданно и как бы слегка озадачивает.
Вертим в разные стороны головой, выходим из холла на берег, возвращаемся и поднимаемся на лифте на третий этаж.
Вид вниз с третьего этажа:
План музея Гуггенхайма в Бильбао
Я читала до этого, что в музее Гуггенхайма в Бильбао размещена огромная коллекция произведений современного искусства. Однако ожидаемое сильно отличалось от увиденного. Огромное здание внутри разбито на три высоких этажа. Третий этаж занимает постоянная экспозиция, там размещены картины художников середины прошлого века и позже (301-304 залы). Еще в трех залах представлены направления от кубизма до сюрреализма. Это работы начала прошлого века художников «парижской» школы (Шагал, Кандинский, Пикассо, Модильяни, Брак и др.)
Была еще небольшая выставка фотографий Парижа времен проведения там всемирных выставок.
Экспозиции третьего этажа, на мой неискушенный взгляд, — самое интересное в музее.
С третьего этажа мы спустили на второй, и тут меня ждало разочарование. Весь второй этаж (8 залов) занимала выставка Луизы Бурже. За полгода до этого та же выставка демонстрировалась в Москве, и все эти инсталляции я уже видела.
Инсталляции Луизы – это, как правило, маленькие замкнутые пространства типа комнаток, куда зритель заглядывает (полное ощущение подглядывания в замочную скважину) и видит некие странные предметы, наводящие на раздумья – в первую очередь на то, что детская жизнь Луизы состояла из страхов, тревог, сложных отношений с родителями и, возможно, таких же подглядываний за жизнью взрослых, какие она предлагает своим посетителям. Некий показательный фрейдизм. Мне делается очень неприятно от ее работ.
На первом этаже – еще три зала. В одном из них демонстрировались видеоролики.
Другой был занят композицией Энди Вархола «Тени», состоящей из ста полотен с абстрактной живописью.
Третий зал – длинное узкое пространство — занимали так называемые «The matter of time», представлявшие собой некие закругленные коридоры, в которых двигаешься по спирали и в результате оказываешься в замкнутом пространстве. Коридоры, направляющие тебя, были и относительно ровные, и с сильной кривизной, но в целом ходить по ним было довольно скучно.
Вдоль одной из стен — вертикальные бегущие строки
Вот вам и весь музей, все его три этажа. Не первый раз ловлю себя на мысли, что выходя из музея абстрактного искусства, чувствую себя несколько одураченной, и даже хочется воскликнуть: «Король-то голый!» В то же время себя останавливаю: «Вполне возможно, я чего-то недопонимаю. Как люди 19-го века не понимали импрессионизм». И на этом успокаиваюсь.
Признаюсь, что и само здание музея Гуггенхайма не доставило мне эстетического удовольствия. Посимпатичней, конечно, парижского Центра Помпиду, но сказать, что оно вызвало восхищение, не могу.
Пожалуй, из всех музеев современного искусства, где мне довелось побывать, наибольшее впечатление произвел Леопольд-музеум в Вене. Я вышла оттуда потрясенной. Очень понравился музей Эгона Шиле в Чешском Крумлове. Впрочем, в обоих случаях это было не абстрактное искусство, язык художников был мне ясен и близок.
Тем не менее, раз уж ты каким-то образом оказался в Бильбао, трудно удержаться от посещения столь разрекламированной достопримечательности. Я даже подумала, что в следующий свой приезд в Венецию при наличии времени схожу в музей Пегги Гуггенхайм. Любопытно же.
Впрочем, достопримечательности Бильбао музеем Гуггенхайма не ограничиваются. И в следующий раз мы с вами посмотрим сам Бильбао – самый крупный город Страны Басков.
Путешествие по Испании (август 2016) — оглавление
______________________
Level.Travel запустил продажу туров в Гоа и Тайланд
Промокоды для покупки туров будут действовать до 31 декабря:
- LT-HAPPY-TH на 5000 ₽ – на туры в Таиланд, от двух взрослых;
- LT-HAPPY-IN на 3000 ₽ – на туры в Гоа (Индию), от двух взрослых.
С 6 декабря Level.Travel запускает акцию с беспроцентной рассрочкой на 120 дней. ______________________Свои путешествия я организую с помощью этих сайтов:
- авиабилеты – Aviasales
- отели – Booking и Hotellook
- туристическая страховка – Cherehapa
- такси/трансфер – KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто – Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
- экскурсии – Tripster и Sputnik
- туры – Travelata и YouTravel.Me
История возникновения музея
Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.
В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.
Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.
Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.
Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.
Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.
В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).
В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.
За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.
Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.
Экспозиции в музее Гуггенхайма
Здание имеет три этажа с выставочными залами. Первая комната, расположенная в той части музея, которая предназначена для осмотра достопримечательностей, – это атриум. В его центральной точке временно выставлены масштабные скульптуры, доходящие до третьего этажа. В 2014 году вышла абстрактная работа Эрнесто Нето «Падающее женское тело». Постоянная экспозиция на нижнем этаже включает в себя композицию из покрытых ржавчиной стальных пластин, образующих серию лабиринтов под названием «Материя времени». Его автор, Ричард Серра, буквально «знакомит» зрителей со все более сложными пространственными формами (эллипсоиды, спирали), которые предназначены для нарушения зрения и движения. На вид не визуально интересные композиции вызывают значительное удивление получателей после их «прохождения». На первом этаже дома кинотеатр, в котором можно посмотреть интересную подборку фильмов, состоящую из фрагментов с разных этапов кинематографии. Лейтмотивом показа являются “Часы” Кристиан Марклай. Благодаря более чем тысяче эпизодов, вырезанных из разных фильмов, время показывается невероятно связным образом.
Арт объекты перед зданием музея
Посетители начинают восторгаться музеем, как только его силуэт появляется в поле их зрения. По мере приближения восторги становятся более бурными и нарастающими. Особенно трогательно смотрится скульптура щенка, которая является результатом художественной задумки американского скульптора Кунса. Для создания милого щенка использовались живые цветы, миловидное существо встречает каждого посетителя ласковым взглядом.
Для тех, кто терпеть не может пауков дальше лучше не идти. Им может не понравиться 10 метровая скульптура, выполненная в виде паука, авторство которой принадлежит американскому скульптору и живописцу французского происхождения Лиузу Буржуа. Лучше пойти другой дорогой и посмотреть на необычную конструкцию – поднимающиеся ввысь блестящие шары, которые напоминают воздушные пузырьки. Этот шедевр –результат кропотливой работы индийского скульптора Аниша Капура.
Рекомендовано1 рекомендаций
Как создавался?
Начинается история создания музея в далеком 1937 году. Именно тогда богатый промышленник по имени Соломон Гуггенхайм решил отойти от дел и заняться меценатством. По его инициативе был создан первый музей современного искусства, расположенный в Нью-Йорке.
Намного позднее, благодаря инициативе племянницы основателя был открыт небольшой филиал в Венеции. Намного позднее по инициативе Министерства культуры Испании было решено открыть большое отделение в Испании.
Но если музей в США создавался на основе коллекции шедевров искусства, которая собиралась основателем на протяжении десятков лет, то испанский филиал начали строить буквально «с нуля». То есть, сначала было построено здание, а потом стали формировать фонды, из которых составлена основная экспозиция.
Поэтому в испанском музее настоящих шедевров, которые можно признать культурным наследием человечества, не так много. Впрочем, это не делает собрание экспонатов менее интересным. Залы музея открыты для выставки работ молодых авторов, которым нужно себя проявить.
Нужно сказать, что на первом этапе план организаторов был довольно скромным. Планировалось открыть всего несколько залов в помещении самого министерства. Однако потом было решено строить отдельное здание, пригласив для работы одного из самых известных современных архитекторов. Конечно, при этом, стоимость проект выросла в разы, но и результат получился потрясающим.
Сегодня музей ежегодно посещают до миллиона посетителей, поэтому затраты на его создание давно окупились и в казну города поступает чистый доход.