Как добраться до монастыря Эскориал
Попасть на территорию комплекса можно несколькими способами, и самый комфортный из них — сесть на популярный среди туристов пригородный поезд C-8, идущий от пригородного вокзала Аточа. По сути это экспресс-электричка с удобными сидениями и кондиционерами в вагонах, а путь в почти 50 км пролетит мгновенно. Станция в Сан-Лоренсо всего одна — «El Escorial», идти от неё придётся почти 2 км, зато без петляющих поворотов — прямо, через большой парк, прилегающий к монастырю.
Альтернативный вариант — ехать на автобусе от станции «Madrid Intercambiador» на одном из двух маршрутов — № 661 или № 664. Оба идут до остановки прямо у ворот аббатства, но входа рядом с ней не будет. Центральные ворота расположены с северной стены, везде стоят знаки с указателями, куда необходимо свернуть. Ориентир — туристический информационный центр, от него нужно будет просто перейти дорогу, никуда не сворачивая.
Расписание поездов и автобусов из Мадрида до монастыря Эскориал
Что касается такси, то тут заведомо дорогой вариант. Если заказывать машину мадридской муниципальной службы (белые седаны с красной гербовой полосой по бокам), то поездка будет считаться по двойному пригородному тарифу, а это около 3–4 € за километр. Сэкономить поможет мобильное приложение Uber, но оно на всей территории Испании работает не всегда стабильно — его периодически блокируют из-за протестов местных профсоюзов.
А вот о тех, кто путешествует на автомобиле, власти Сан-Лоренсо позаботились вдвойне. Городок предлагает две платные парковки по щадящим по сравнению со столицей тарифом 1 € в час. Одна стоянка находится напротив восточного парка на улице Celleja Larga (40.587739, -4.143657), вторая чуть дальше — у парка Филиппа II под землёй (40.590544, -4.143711). Ближе к аббатству оставить автомобиль не выйдет физически — средневековые улочки под такое не приспособлены.
Монастырь Эскориал на Google-панораме:
Видео о монастыре Эскориал:
Эскориал (дворец и монастырь): история, описание
Эскориал (Испания) был построен с использованием ряда ансамблей, которые были выбраны не случайно. Его строительство относится к 1557 году, когда англо-испанская армия одержала победу в сражении с французскими войсками. Филипп II, ждавший данную победу с нетерпением, пообещал в случае победы воздвигнуть храм, который в последующем получил название «Святого Лаврентия».
Обратите внимание! При составлении плана посещения Эскориала стоит обратить внимание на то, что само здание имеет форму решетки. Этот факт связан с легендой о сожжении Лаврентия по указу, изданному императором
Внутри Эскориала
Сам король Филипп II был достаточно меланхоличен, глубоко верил в небесные силы, ему требовалось восстановление здоровья. Для этого ему необходимо было место, где не будет никого. Он мечтал, что после того, как будет построено здание, он будет жить в окружении монахов.
Именно поэтому король хотел совместить в одном здании монастырь, резиденцию короля и жилье для свой свиты. Эту мечту воплотить самому королю не удалось, но вот его дети смогли это сделать. После того как король умер, во дворце была выстроена усыпальница для монархов. Монастырь Эскориал начал строиться в 1563 году.
Интересно! В строительство было вложено огромное, по тем временам, количество средств.
Мадрид Эскориал строился длительное время, и при его строительстве использовались такие материалы, как сосна и мрамор. Тут были установлены дорогие светильники, лампы, церковная утварь, а также использовались различные красивые вышивки. Создателем Эскориала считается Хуан де Эррер.
Обратите внимание! Попав во дворец, туристы отмечают явные отличия между теснотой жилища короля и великолепием самого Эскориала. Зайдя в библиотеку, поражает то, насколько тщательно выставлены книги в золотом обрамлении
Комплекс относится к наследию ЮНЕСКО.
Королевский Пантеон Эскориала
Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала — создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 г. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.
И короли, и королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, захоронены здесь в каменных ящиках на полках этажерок, предварительно отлежавшись в течение 50 лет в потайных комнатах «пудридерос», и перемещавшиеся в Пантеон уже в виде праха.
Напротив находится соединенный подземным коридором возведённый в XIX веке Пантеон инфантов, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона. Саркофаг для королевских детей (El Panteon de Infantes), умерших в младенчестве называется из-за своей пышной формы «Ла-тарта» (торт). Сооружен по просьбе королевы Изабеллы II в 1888 году мастером Хосе Сегундо де Лема.
Своеобразный дизайн этого неоднозначного сооружения позволяет людям, наделенным развитым воображением, легко представить себе этот «торт» нарезанным на дольки и с начинкой в виде малолетнего дофина в каждой порции.
Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, — Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.
Также помимо королевской усыпальницы в Эскориале есть множество помещений для королевских родственников, но надгробия в основном однообразны: одинаковые или почти одинаковые саркофаги, гербы и надписи.
Особой красотой здесь выделяется мраморная гробница Хуана Австрийского — победителя турков в исторической битве при Лепанто в 1571 году. Он — незаконнорожденный сын императора Карла V. Его все знают под именем Дон Жуана, того самого, кто разбивал сердца легкомысленным дамам своего времени. Наверное, поэтому на его пальцах 14 (!) обручальных колец. Рыцарь из каррарского мрамора покоится во сне, сжимая в руках меч. В ногах у него лежат перчатки доспехов, в знак того, что он не погиб в битве, а умер от болезни.
За последующие несколько сотен лет Эскориал потерял часть своих коллекций из-за пожаров и грабежей, но и сегодня он остается наиболее полным и впечатляющим памятником позднего Возрождения в Испании. Сейчас Эскориал включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из самых посещаемых достопримечательностей Испании.
Легенды монастыря
Набожные испанцы уже несколько столетий передают из уст в уста легенду, полную загадок и магии. Поговаривают, что монастырь Сан-Лоренсо был построен, чтобы закрыть «Врата в ад», которые якобы находятся у подножья гор Гвадаррама. Наиболее впечатлительные монахи ордена Святого Августина утверждали, что по ночам к месту строительства прибегал огромный черный пес Цербер, чтобы защищать Врата от любопытных прихожан. А после завершения стройки, длившейся 21 год, король Филипп II перевез в новую библиотеку колоссальную коллекцию книг по оккультизму и магии, о которых даже не подозревала Святая инквизиция.
Настоящая причина строительства монастыря именно под Мадридом не столь мистична. В 1557 году армия короля в сражении с французами во Фландрии, которая тогда находилась во власти Испании, случайно разрушила храм Святого Лоренсо, почитаемого на всей территории страны. В честь победы и в память о святом Филипп II приказал построить самый величественный замок в Европе, где он собирался основать королевскую резиденцию, библиотеку, монастырь Святого ордена Иеронима, чтобы отдохнуть от обязанностей короля в обществе монахов.
У Филиппа II была мечта построить пантеон для захоронения своего отца, императора Карла V. На сегодняшний момент здесь можно увидеть гробницы королей и королев, принцев и принцесс, правивших страной со времен Карла V.
Фасады и залы Эскориала
Монастырско-дворцовый комплекс в целом ориентирован по сторонам света. Главный, западный (или монастырский) фасад выходит на обширную площадь, его центральная часть решена в виде гигантского двухэтажного и 12-ти колонного портика.
Через парадную дверь гигантских размеров посетители попадают в так называемый двор Королей. И на его противоположном конце видят вход в центральную часть всего сооружения: базилику Святого Лоренцо. Если смотреть прямо на нее, то по правую руку находятся здания собственно монастыря Эскориала, по левую — помещения школы (семинарии).
За базиликой, вход в которую также обозначен портиком, находится королевская усыпальница. А за ней дворец Филиппа II.
Этот монарх, известный своей крайней набожностью, настоял, чтобы его покои примыкали к алтарной части храма. И на склоне лет мог присутствовать на мессе, не вставая с кровати (Филиппа II мучила подагра) — дверь из спальни выходит прямо на хоры
Туристы ломятся посмотреть на спальню «Властителя полумира» и его кабинет, где решались все вопросы войны и мира в Европе. Но они ничем, кроме крайнего минимализма, не примечательны. На себя мрачный и воинственный Филипп II тратил не так уж много.
Иное дело библиотека Эскориала. Обширное помещение, свод которого расписан прекрасными фресками работы Пелегрино Тибальди. Служит местом хранения более 40 тысяч томов, большая часть из которых совершенно уникальна.
Здесь даже книги ставятся особенно — корешками внутрь, чтобы сохранить переплеты. Правда, на экспозиции в основном представлены копии — оригиналы в запасниках!
Слева от базилики находится дворец Бурбонов, в котором жили короли этой династии (правившей Испанией, начиная с 1715 года) во время своего, почти всегда недолгого пребывания в Эскориале. Окна их апартаментов выходят на север и, частично, восток.
Справа от базилики, вокруг двора Евангелистов, располагаются монастырские помещения. Часть восточного фасада занята Пантеоном Инфантов (где захоронены все принцы и принцессы испанской королевской фамилии).
Как уже отмечалось, западный и северный фасады выходят на обширные мощеные площади. Возле южного раскинулись обширные регулярные, так называемые Монастырские сады (Gardens of the Friars), разбитые по прямому указанию короля Филиппа II.
К ним примыкает красивая Галерея выздоравливающих (Galería de Convalecientes). Прогуливаясь по которой вы сполна оцените чистоту и свежесть горного воздуха.
Северный и южные фасады полностью лишены архитектурных излишеств и представляют собой суровую, прямую, буквально крепостную стену. Разве что многочисленные окна немного скрашивают ее суровость.
Напротив восточного фасада разбит еще один сад — Королевский. Именно сюда выходят окна личных апартаментов Филиппа II.
Библиотека
Огромный зал, размерами сторон пятьдесят четыре и девять метров и с десятиметровыми полотками является вторым в мире по богатству фондов, уступая только книгохранилищам Ватикана. Росписи на стенах и потолке изображают семь научных дисциплин – диалектику, геометрию, арифметику, музыку и астрономию на потолке, а теологию с философией на торцевых стенах помещения. Это единственное место в мире, где книги хранятся в шкафах переплетом внутрь. И если раньше это делалось для лучшей сохранность корешка, то сейчас уже просто дань традиции, тем более что здесь находятся только копии. Но ходили и разговоры, что тут содержались «запрещенные» книги, и такое способ хранения был не более, чем маскировкой.
Первые сорок две книги были подарены библиотеке монастыря в 1565 году, а к моменту смерти монарха. Здесь насчитывалось уже около четырнадцати тысяч томов, а в 1616 году, когда был составлен первый каталог – больше сорока тысяч.
Наиболее ценными в коллекции являются собрание арабских манускриптов, рукописи святых Терезы и Августина, Эразма Роттердамского и Коперника, и мн. др.
Коллекция монастырской библиотеки настолько ценна, что папа Григорий XIII издал особое распоряжение, которое гласит, что тот, кто осмелится украсть отсюда книгу будет отлучен от церкви. Это распоряжение увековечено надписью над входом в библиотеку.
Музеи и другие достопримечательности Эскориала
На территории дворцового комплекса находится достаточно много интересных объектов, на осмотр которых вам потребуется не мене половины дня. Расскажу кратко о каждом из них.
План Эскориал
План Эскориал
Музеи Эскориала
Музей архитектуры расположен в подвале, под Апартаментами Бурбонов. Музейная экспозиция посвящена строительству Эскориала, вы увидите макеты, чертежи, схемы. А второй музей в девяти залах хранит полотна знаменитых художников (Босх, Ван Дейк, Тициан, Эль Греко и другие) из личной коллекции королевской семьи.
Монастырь и Собор Эскориала
Зайти следует обязательно, потому что убранство Собора, действительно, поражает. Базилика имеет форму греческого креста и содержит 45 алтарей.
Библиотека Эскориала
Определенно, библиотека является очень интересным музеем, потому что ее масштаб уступает лишь библиотеке Ватикана. Примечательно, что книги в библиотеке стоят корешками внутрь, потому что считается, что так книги лучше сохраняются.
Пантеон королей Испании
В мавзолее хранится прах всех королей Испании (начиная с Карла V, кроме Филиппа V и Фердинанда VI). Отдельно выделены склепы королей и королев, которые родили наследников испанского престола. Внебрачные дети, принцы и женщины, не родившие мальчика, находятся на другой стороне пантеона.
Дворец Филиппа II (Palacio de Felipe II)
Дворец Филиппа II включает в себя палаты, используемого королем во время пребывания в Эль Эскориал. Можно посмотреть спальню, где Филипп II умер в 1598 году, и другие личные предметы.
Дворец Бурбонов
В 18 веке, во времена царствования Карлоса III, все части здания был перестроены для размещения королевских апартаментов Бурбонов. Здесь выставлена прекрасная коллекция гобеленов, сделанных на Королевской фабрике Санта-Барбара, сотканных из карикатур Гойи.
Кухня в Испании
В кулинарные традиции страны внесли свой вклад разные народы, среди которых греки, римляне, арабы, итальянцы и др. В местных ресторанах часто предлагают блюда из риса, овощей, рыбы, морепродуктов и мяса.
Национальные блюда Испании отличаются богатым набором ингредиентов. Самыми популярными компонентами считаются лук, чеснок, различные специи и зелень. Блюда готовят различными способами, но в большинстве случаев их жарят, запекают или тушат.
Кроме того, кухня Испании предлагает картофельную тортилью, суп гаспачо, каракатиц, ставриду с чаколи, теруэльский мигас и другие блюда.
Паэлья-национальное Испанское блюдо из риса.
Что посмотреть в городе
Генеральная рекомендация: не зацикливайтесь на чем-то одном. Мадрид, несмотря на сложившееся реноме, очень разнообразен. И чтобы его понять, придется много ходить.
Музеи
Трио местных собраний широко известно и за пределами Испании. Причем, что удивительно, не по отдельности, а скопом. Лишь Прадо можно счесть самодостаточным, а вот музей Тиссен-Борнемиссы и Рейна София известны в основном как составные части “Золотого треугольника искусств”.
Прадо определенно достоин визита – и меньше, чем за 1 день, вы не уложитесь. Даже если разоритесь на опытного экскурсовода.
Два других топовых мадридских собрания посещаются по желанию! Музей Тиссена – частная коллекция, выкупленная государством, музей королевы Софии специализируется на современном искусстве. Здесь много Пикассо и Дали, “гвоздь” коллекции – знаменитая “Герника”.
Отдельные билеты: 15 € – Прадо, 12 € – Тиссен, 10 € – София. Отвести 2 или 3 дня на посещение этих сокровищниц Мадрида – абсолютно естественно
Крайне рекомендуем почтить визитом два малых музея: Хоакина Сорольи (Paseo del General Martínez Campos, 37 – вообще не по пути ниоткуда) и Серральбо (Calle Ventura Rodríguez, 17), что в 600 метрах от королевского дворца.
Первый – дом самого известного испанского импрессиониста, от потолка до крыши набитый его картинами. Второй – резиденция гранда, сохранивший интерьеры XIX века и массу собранного владельцами, маркизами Серральбо, антиквариата.
Визит в каждый стоит всего 3 €!
Площади и дворцы
Плаза Майор и Пуэрта-дель-Соль – иконы города. Первая знаменита архитектурой домов – единый ансамбль создали в XVII веке и с тех пор не перестраивали!
Пуэрта-дель-Соль, созданная на месте старинных городских ворот, ныне считается главной в городе. Здесь дислоцировано здание Ратуши, скульптура-эмблема Мадрида – “Медведь и земляничное дерево”, вмонтирован в брусчатку “Нулевой километр” Испании. От которого отсчитываются все расстояния в стране.
Про королевский дворец, Palacio Real de Madrid, возвышающийся над Садами Сабатини, мы уже упомянули. Экскурсия по залам с гидом заменит небольшой университетский курс по истории Испании и искусств. И позволит узнать много “тайн мадридского двора”.
Самостоятельное посещение ценят в 10 €, за аудиогид придется отдать еще 4 €. Вход бесплатен для детей до 5 лет. Дворец работает ежедневно с 10 до 18 (20 – летом), без выходных.
Не пренебрегайте и возможностью зайти в главный кафедральный собор столицы, Альмудену. Благо, он в 2 шагах – только перейти площадь.
Дворец и собор, знаменитые плазы, бульвар Прадо соединяет прямой маршрут длиной под 4 км: Calle Mayor – Carrera San Jeronimo.
Церкви и монастыри
Помимо придворной Альмудены в Мадриде должно увидеть собор святого Франциска Великого, мощное здание постройки второй половины XVIII века.
Наружные фасады не изобилуют декором и по старой испанской традиции скорее суровы, чем привлекательны. Внутри – все роскошно, на отделку не поскупились. Картины на религиозные сюжеты принадлежат кисти гениев: Эль Греко, Веласкеса, Гойи.
От собора Альмудены по Calle de Bailén идти минут 7-8.
Действующий женский монастырь Энкарнасьон рядом с Королевским дворцом стоит осмотреть разве что тем, кто неплохо знает испанский язык. Поскольку посещение возможно только в составе группы с местным гидом, отзывы русских туристов полны негодования. Еще бы: внутри столько интересного и буквально уникального, но узнать подробности дано не всем.
А вот небольшую церквушку Эрмита Сан-Антонио-де-ла-Флорида, что устроилась между рекой Мансанарес и Западным (Дель Оэсте) парком, мы рекомендуем включить в список того, что можно посмотреть в Мадриде. Особенно если вы располагаете 1-2 днями свободного времени.
Внутри – великолепные фрески Гойи на тему жития святого Антония. Здесь же похоронен и сам великий художник. Творивший в очень своеобразной манере, которую много искусствоведы считают “мостиком” к импрессионизму.
Заметим, что от церкви всего за несколько минут можно дойти до древнеегипетского Храма Дебод. Оригинал, II век до нашей эры, подарок Египта Испании в благодарность за спасение комплекса Абу-Симбел при строительстве Асуанской плотины.
Эскориал, архитектурное чудо Испании
За мостом через реку Гвадарраму начинается подъем – гористые откосы, каменистая почва, нагромождения бурых скал, кустарник, редкие сосны. Встречаются небольшие, с красными черепичными крышами селения. Склоны покрывают прекрасные дубовые рощи.
Со второго подъема виден Эскориал. Он расположен у подножия грандиозного амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Безупречно правильный прямоугольник ансамбля, увенчанный куполом, издалека кажется совсем небольшим. Его суровый, мрачный вид подчеркивается серым гранитом стен монастыря, четкостью архитектурных форм, отсутствием каких-либо скульптур или других украшений.
Иное впечатление возникает, если смотреть на Эскориал с севера, от склонов Сьерры-де-Гвадаррамы, – словно целый город встает в огромной, залитой солнцем серебристой долине Мансанареса. Безбрежные широкие просторы, массивы диких сиреневых гор, чистый свежий воздух и удивительный ясный свет под горным небом – все создает ощущение раскинувшегося вокруг вольного мира. Нужно было найти совершенно особые формы образной выразительности, чтобы сооруженный здесь архитектурный комплекс не оказался поглощенным величием и беспредельностью этого прекрасного мира.
Едва строительство Эскориала было завершено, как испанцы не замедлили провозгласить этот архитектурный памятник восьмым чудом света. Написанная в 1609 г. Лопе де Вегой комедия так и называлась «Восьмое чудо» и иносказательно воспевала чудесный храм, воздвигнутый «королем Бенгалии» у подножия высокой горы, чье имя Гвадаррама.
Известности Эскориала во многих странах мира немало способствовали гравюры 1587 г. Педро Перета по рисункам архитектора Хуана де Эрреры. Основу литературы о знаменитом королевском ансамбле заложили историки, хронисты, путешественники разных национальностей. Но Эскориал имел и собственных эрудированных историографов в лице монахов иеронимитского ордена, для которого предназначался монастырь Сан-Лоренсо. Среди них прежде всего должен быть назван фра Хосе Сигуэнса, ученый, писатель, музыкант, первый хранитель эскориальской библиотеки, автор «Истории ордена Св. Иеронима» (1600–1605) – одного из основных источников по истории Эскориала.
Эскориал: описание и что посмотреть
В очертаниях пятиэтажного архитектурного ансамбля площадью 208 на 162 метров с высоты птичьего полета угадывается место казни мученика Лаврентия — перевернутая гигантская жаровня прямоугольной формы с башнями высотой 56 метров по углам, имитирующими ножки. Извне монастырь Эскориал напоминает фортификационное сооружение, лишенное каких-либо архитектурных украшений.
Вход в Эскориал закрыт гигантскими бронзовыми воротами, ведущими в Дворик Королей, украшенными статуями библейских царей-праведников — Саула, Давида, Соломона и других. В центре расположен искусственный водоем-колодец в виде храма, с прилегающими к нему с четырех сторон бассейнами, отделанными разноцветным мрамором.
Внутреннее пространство, отделанное светло-серым мрамором, разделено на 16 патио (внутренних двориков), которые символизируют решетку жаровни. Украшенные пышной зеленью растений дворики соединены между собой живописными галереями. В центре расположен Собор святого Лаврентия, в северной части — Дворец Инфантов, в южной — монастырские постройки.
В отличие от строгого аскетичного фасада, интерьеры Эскориала поражают роскошью отделки. Военные залы, королевские покои, внутренние помещения собора декорированы изделиями из серебра, золота, бронзы, мраморными скульптурами работы выдающихся скульпторов Милана. Стены и потолки отделаны художественной росписью и резьбой, над которыми работали лучшие мастера эпохи — Эль Греко, Камбьязо, Тибальдини, Кастелло.
Библиотека Эскориала
По указу Филиппа II, в Эскориале была создана библиотека, где в гигантских застекленных шкафах из дерева ценных пород по сей день хранятся уникальные монастырские кодексы, книги, манускрипты. Их общая численность превышает 40.000 экземпляров. Библиотека находится в огромном зале с мраморным полом и расписанными стенами и потолком.
Музеи Эскориала
На территории Эскориала находится два музея.
В первом из них представлена экспозиция предметов, относящихся к истории создания комплекса. Среди экспонатов музея — чертежи, схемы, строительные инструменты, макеты.
Во втором музее выставлено бесценное собрание полотен великих художников — Диего Веласкеса, Эль Греко, Хосе де Риберы, Франсиско Гойи, Сурбарана, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Босха. Обладая незаурядным художественным вкусом, Филипп II лично занимался отбором картин, и его коллекция еще при жизни составляла более полутора тысяч экземпляров и занимала девять просторных залов. Позднее она постоянно пополнялась наследниками испанского престола.
Королевская усыпальница
Под алтарем базилики святого Лаврентия находится самое печальная и мистическая часть Эскориала — огромная королевская усыпальница, состоящая из двух отдельных помещений.
В Пантеоне Королей покоятся останки всех испанских королей и королев, кроме Фернандо VI, захороненного в Мадриде, Филиппа V, прах которого погребен в испанской Сеговии, и Амадео Савойского, покоящегося в Турине.
Неизгладимое впечатление производит Пантеон Инфантов, где нашли свой последний приют маленькие принцы и принцессы, — детская смертность в эпоху позднего средневековья была очень высокой. Рядом с некоторыми инфантами покоятся их матери, королевы, дети которых так и не стали королями.
Строительство
Луиджи Муссини. Шахматный турнир при дворе короля Испании. 1883.
История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Когда его солдаты разбили при Сент-Кантене французскую армию, они невзначай разрушили монастырь св. Лаврентия, а Лаврентий был по рождению испанец. Испанцы особенно чтили его за самую жестокость его мученической кончины — он был заживо изжарен на железной решётке, и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V — создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.
Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством — всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.
Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу — помещения монастыря, к северу — дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор. В плане комплекс представляет собой решётку в память o той, на которой был изжарен Св. Лаврентий.
Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.
Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др.
И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо. В Эскориале по инициативе Филиппа II в 1575 году состязались в шахматном искусстве лучшие испанские шахматисты (Руй Лопес де Сегура и Альфонсо Серон) и итальянские мастера (Джованни Леонардо Ди Бона и Паоло Бои). Это состязание часто называют первым в истории международным шахматным турниром. Интерьеры Эскориала на картине «Шахматный турнир при дворе короля Испании» запечатлел художник-академист Луиджи Муссини.
Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены — это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.
О замке
Дворец Замок Эль-Эскориал (Castillo El escorial) расположился в сорока пяти километрах к северо-западу от Мадрида, у самого подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Замок был построен в период с 1563 по 1584 годы во времена царствования короля Испании Филиппа II по проекту известных в то время архитекторов Хуана де Эррера и Хуана Баутиста де Толедо.
В настоящее время дворцово-замковый комплекс вызывает неоднозначные впечатления. Испанцы называют Эль-Эскориал «восьмым чудом света». Современные архитекторы – «архитектурным кошмаром», а ценители средневекового исторического наследия – «монотонной симфонией в камне».
Здание замка Эскориал представляет собой прямоугольник размером 208 на 162 метров. В нём гармонично сочетаются пятнадцать великолепных галерей, шестнадцать внутренних двориков, так называемых патио, тринадцать часовен, целых восемьдесят лестниц, около трех сот келий, девять высоких башен, столько же органов, одна тысяча двести дверей, более двух с половиной тысяч окон. А главным украшением и достоинством дворцового комплекса по праву считается богатейшая коллекция из 1600 картин. Среди местных жителей ходит мнение, что сооружение напоминает по своей форме перевёрнутую жаровню. Такая композиция была возведена в память о Святом Лоренсо, которого зажарили живым.
Вдоль западной и северной внешних стен крепости протянулась большая площадь, называемая испанцами лонха ( lonja). Вдоль восточной и южной сторон раскинулись великолепные сады, откуда открывается панорамный вид на окрестности столицы, монастырские поля живописные плодовые плантации. Изящным декором сада Фрайлес ( Jardin de los Frailes) служит статуя короля Филиппа II, здесь у нее монахи проводили свой досуг после тяжелых трудов. С правой стороны от дворцового сада расположена оригинальная галерея для выздоравливающих больных.
Не смотря, на простые прямоугольные формы, апартаменты замка размещены в нетрадиционном хаотичном порядке. Королевские покои были обустроены таким образом, чтобы из них монарх мог пройти в церковь. Благодаря такому расположению комнат уже в преклонном возрасте Филипп II мог видеть главный алтарь в церкви непосредственно из своих апартаментов, которые примыкали к восточной стене святыни, за счет чего они получили название «рукояти» решетки Святого Лаврентия.
Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.
Основная цель строительства Филиппом II замка Эль-Эскориал — возведение мавзолея для его отца, Карла V, останки которого были перевезены во дворец в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Именно в Эскориале покоится прах практически всех испанских королей, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который завещал похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.
Гордостью замка Эскориал по праву считается его библиотека, которая уступает только ватиканской и сохраняет рукописи Альфонсо Мудрого, Святого Августина и Святой Терезы, крупнейшее во всем мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии, начиная со средневековья. Библиотека Эскориала является единственным книгохранилищем, где книги установлены корешками внутрь, что позволяет сохранять древние декоры переплётов. Папа Григорий XIII издал указ, по которому каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. В настоящее время основная часть экспонатов лишь копии оригиналов.
В настоящее время во дворце Эскориал находятся два Новых музея. Один из них хранит документы из истории строительства самого замка: рисунки, строительные инструменты и планы, объемные трехмерные модели. Второй музей состоит из девяти комнат, где хранятся полотна XV—XVII веков, начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы.
Особенности архитектуры
В фасадах замка нет ничего лишнего. Несмотря на величие, показной пышности не найти.
Лаконичный облик даже послужил созданию нового архитектурного стиля «Desornamentado», что означает «неукрашенный». Значение этого слова становится понятно, как только здание показывается на горизонте.
Строгий вид королевской достопримечательности оживляют изящные карнизы и внутренние дворики с фигурно подстриженными деревьями.
Внутри тоже все выполнено в спокойных тонах: отделка серым мрамором создает ощущение умиротворения.
Внутреннее убранство здания – это много света, простота королевских покоев и мрачное величие гробницы.
Жемчужина храма El Escorial — алтарь. Украшенный фресками, драгоценными камнями и разноцветным мрамором притягивает к себе восхищенные взгляды.
Двор дворца.
Структура монастырского комплекса
Прямоугольная территория Эскориала, с размерами сторон двести восемь и сто шестьдесят два метра, включает в себя собор, пантеон, библиотеку, около трёхсот келий, больше десятка часовен, патио и галерей.
Внешний вид обители больше похож на крепость, здания строги и лаконичны, здесь нельзя увидеть присущей другим королевским резиденциям роскоши и пышности. Почти все они выполнены в стиле десорнаментадо, что в переводе означает «неукрашенный». Внутреннее убранство помещений чуть более разнообразно. Простота мраморных плит спокойного серого оттенка дополняется изящными росписями, витражами, мозаичными панно и скульптурами миланских мастеров. Хотя сами королевские апартаменты отличаются гладкостью побеленных стен и простым кирпичным полом.