Великую Китайскую стену частично открыли для посетителей

История строительства Великой Китайской стены

В VII веке до н.э. на территории, где сейчас располагается Китай, существовали разрозненные феодальные княжества. На границе каждого строились оборонительные укрепления, цель которых была не только защитить от набегов кочевников, но и обозначить границы собственной территории.

Какой император начал строительство стены

Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э) начал объединение разрозненных земель в централизованное государство. Для защиты территории от кочевого племени хунну было решено создать укрепление, которое бы охватывало всю территорию созданной империи. Так началось возведение стены. Ход работ контролировал назначенный императором полководец Мэн Тянь. Перед ним стояла задача соединить разрозненные оборонительные укрепления, восстановить разрушенные и, где необходимо, построить новые.

Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства

В III веке до н.э началось возведение стены. В течение нескольких столетий укрепления достраивались, разрушенные участки восстанавливались. В создании стены в разной степени участвовали 10 императорских династий, самый большой вклад  внесли – Цинь, Хань, Мин. Работы были остановлены в 1644 году, когда был свергнут император Чунчжэнь Мин. Таким образом, строительство масштабного укрепления велось 20 столетий.

Что разделяет китайская стена

Великая Китайская стена отделяла и защищала Китай от племен, живших на севере за горами Иньшань. Причем ее строили не только для предотвращения нападения кочевников, но также с целью остановить миграцию китайцев на север и слияние их с варварскими племенами. Впоследствии эти территории были завоеваны, и стена теперь находится внутри КНР.

Из чего сделана Великая Китайская стена

Самая масштабная система оборонительных укреплений строилась на протяжении нескольких веков. Этим объясняется, что стена неоднородна по своему составу.

Для возведения первых укрепительных сооружений использовались подручные материалы – земля, глина, галька. Слои земли укрепляли с помощью щитов из тростника и прутьев.

Попытка использовать для строительства основания стен каменные плиты была предпринята при императоре Цинь Шихуанди. Тогда же стали использоваться кирпичи, которые обжигались на солнце. Уже тогда для скрепления камней использовали раствор из рисовой муки.

В XVI веке, когда страной правила династия Мин, уже повсеместно использовали каменные плиты и кирпичи. Между собой они соединялись с помощью раствора, который готовился из рисовой каши и гашеной извести. 3 участка стены (2 у города Цзянъань и 1 — в горах Янышан) построены из мрамора необычного фиолетового цвет. Этот материал оказался самым долговечным  и к тому же красивым.

Сколько лет Китайской стене

Первые оборонительные укрепления строились в III веке до нашей эры. Так что самым древним сооружениям более 2 тысяч лет. Но большинство из них разрушено. Сохранившиеся  участки стены построены в основном в XVI веке. А значит, им около 400 лет.

Какова длина Великой Китайской стены?

Поскольку сооружение состоит из большого количества сегментов, многие из которых разрушены людьми или силами природы, очень тяжело получить точные данные. GPS, наземная радиолокационная технология, и снимки со спутника использовали для определения настоящей длины стены. Кроме того, 290 км стены покрыты песчаными бурями и не были видны до 2009 года!

Общий результат выглядит так: длина сооружения составляет около 8851 км (это та часть, которую предлагают посетить туристам, которую мы себе представляем). Согласно одному из исследований, все части стены имеют общую длину более 20 920 км.

По подсчетам, 22 процента стены исчезли со временем.

Информация для посетителей и карта

Время работы: с апреля по октябрь — 8:00-17:00, с ноября по март — 8:30-16:30.

Стоимость билета на Стену: 45 юаней, 25 юаней для детей ростом 1,2 — 1,5 метра, бесплатно для детей ростом ниже 1,2 метра.

Канатная дорога: 100 юаней в обе стороны, 80 юаней в одну сторону.

Скоростное скольжение (желоб): 65 юаней в обе стороны  (фуникулер вверх, желоб вниз), 50 юаней в одну сторону

Автобус-челнок: от входа в туристическую зону Мутяньюй — 15 юаней, время в пути — 10 минут.

Рестораны в Мутяньюй есть, но они весьма дороги.

Как добраться из Пекина до Мутяньюй

  1. автобус 916 Express (东直门外 Dongzhimenwai — 怀柔国际会议中心 Huairou International Conference Center) до конечной остановки. Остановка Dongzhimen Long Distance Bus Station находится в 200 метрах восточней от станции метро 东直门 Dongzhimen (2-я и 13-я линии). Первый автобус уходит в 06:00, последний возвращается в 18:50. Стоимость проезда в одну сторону 11 юаней. Далее автобусы h23, h24, h35, h36 до Мутяньюй (慕田峪长城). Затем пройти около 450 метров до билетных касс.
  2. туристический автобус с площади Тяньаньмэнь (天安门) или Сюаньумэнь (宣武门) до участка Мутяньюй. Только по выходным и национальным праздникам с 7 апреля по 15 октября. Но в эти дни на Стене будет очень многолюдно.
  3. До Мутяньюй на общественном транспорте очень неудобно добираться. Проще взять такси. Приблизительная стоимость на все время поездки, включая ожидание водителя, пока вы будете гулять по стене — 500 юаней.

Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Реставрация стены

Воздействие времени пагубно сказалось на состоянии крепостных стен, большинство из участков разрушены практически до основания. Исключение составил участок Бадалин – в цинский период здесь располагались так называемые «ворота в Пекин».

https://youtube.com/watch?v=2FAykFLVvf8

Во второй половине XX века Дэн Сяопином было инициировано проведение реставрационных работ, которые финансировались:

  • частными лицами;
  • китайскими компаниями;
  • зарубежными инвесторами.

Восстановить полностью самый большой археологический памятник на нашей планете невозможно. Многие участки быстро разрушаются не только из-за воздействия климата, но и в результате человеческой деятельности:

  • строятся жилые массивы;
  • прокладываются автодороги и железнодорожные пути;
  • активно проводятся сельскохозяйственные работы;
  • среди туристов нередко встречаются вандалы.

По прогнозам исследователей неотреставрированные участки заградительного сооружения перестанут быть видны на земной поверхности в ближайшие два десятилетия. Наиболее быстрое разрушение наблюдается в провинции Ганьсу – на участке, возведенном во времена правления династии Хань.

После осмотра стены

В случае самостоятельной поездки, после осмотра самой стены вы пойдете на железнодорожную станцию и будете ждать поезда до Пекина. Мы рекомендуем заранее ознакомиться с расписанием поездов, так как интервалы бывают большими, и вы можете потерять много времени на станции в ожидании поезда.

Период с мая по сентябрь считается главным туристическим сезоном в Пекине. В это время пускают дополнительные поезда с северного вокзала до станции Бадалин. К сожалению, их расписание непостоянно, и мы не можем его опубликовать заранее.

Вы прибудете на поезде обратно в Пекин, и на этом ваша поездка закончится. В этом заключается еще одно преимущество самостоятельное поездки – к обеду вы уже будете свободны и сможете сходить еще куда-нибудь. Некоторые туристы умудряются в один день посмотреть две главные достопримечательности Пекина – Великую Китайскую стену и Запретный город.

Если вы поедете организованной экскурсией, вас посадят в автобус и повезут на обед в ресторан. В ресторане сильно ощущается разница между экскурсиями за 150 и 350 юаней. Обед в ходе экскурсии за 150 юаней можно уверенно назвать “бюджетным”, будет небольшая кафешка с выбором из нескольких блюд. Риса и лапши будет много, мясо будет, если повезет.

На дорогой экскурсии вам положен полноценный “шведский стол” с хорошим выбором блюд. К слову, серьезные туристические фирмы не имеют права возить вас в любое кафе, а только в государственное учреждение общепита, где можно быть уверенным в соблюдении всех санитарных норм.

Самостоятельная поездкаНедорогая экскурсияДорогая экскурсия
Что купите с собой, то и будете кушатьПростенькое кафеХорошее заведение

Часы работы

Кассы работают в следующем режиме: апрель-октябрь с полседьмого утра до семи вечера и ноябрь-март с семи утра до шести вечера. Прогулки по Великой Стене — это постоянно опускаться и подниматься десятки раз. Календарным летом там нереально жарко. Хотя если приехать в такое время, то получиться насладиться прохладным ветерком. Все-таки Стена находится в горах

Важные моменты, о которых нужно позаботиться заранее

Если вы не владеете китайским, то можете подготовить карточки с необходимыми надписями. Продумайте примерно, что вы будете делать в путешествии и заранее напечатайте себе карточки.

Еда и напитки. На прогулку уйдет минимум несколько часов, поэтому следует заранее запастись перекусом. Можно пообедать в ресторане в парке, но питание на Стене обойдется в три раза дороже. Например, маленькую бутылочку воду можно купить за 5 юаней, а в городе за нее просят всего 1 юань. Если же вам не нужно сэкономить, то этот пункт можете пропустить. Выбирайте удобную и нескользящую обувь

Это очень важно, поскольку некоторые места на Бадалине затерты до блеска. В неподходящей обуви можно упасть. В опасных участках есть перила

Лучшее время для начала прогулки — 9 утра. Для этого стоит выйти пораньше. Автобусы идут к Стене с 6 утра. На обход уйдет 2-3 часа, тогда после обеда вы будете свободны для других достопримечательностей. Но можно потратить на это сооружение и весь день. Если ехать не летом, то стоит взять с собой парочку теплых вещей. Все-таки прогулка в горах

В опасных участках есть перила. Лучшее время для начала прогулки — 9 утра. Для этого стоит выйти пораньше. Автобусы идут к Стене с 6 утра. На обход уйдет 2-3 часа, тогда после обеда вы будете свободны для других достопримечательностей. Но можно потратить на это сооружение и весь день. Если ехать не летом, то стоит взять с собой парочку теплых вещей. Все-таки прогулка в горах.

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы — это ещё одна особенность данной конструкции.

Зубцы на Стене располагаются на одной стороне и имеют достаточно простую форму

Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).

Одна из башен на Великой Китайской стене

Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот — с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения — Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

Устройство Китайской стены

Постройка вписалась в ландшафт и составляет с ним одно целое. Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один участок проходит рядом с Пекином, а заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Стена идет вдоль горной цепи Иньшань, преодолевая подъемы и спуски, поэтому ее ширина и высота неодинакова. Толщина стен 5-9 метров, высота – 7-7,5, иногда 10 метров.

Верхняя часть стены дополнена прямоугольными зубцами высотой 1,5 метра. По длине стены – кирпичные башни с бойницами, направленными в разные стороны. Здесь же – склады оружия, смотровые площадки и помещения для охраны. На стене 60 тысяч башен.

Через каждые 120 метров расположена сторожевая башня, на которой круглые сутки стояли дозорные. Линия сторожевых башен уходила вглубь пустыни: они защищали караваны торговцев от набегов кочевых племен.

На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняли сигнальные вышки, с которых дозорные наблюдали за окрестностями. При опасности дозорные подавали знак соседям сигнальным огнем разведенного костра. У горных проходов стояли сторожевые ворота, на перекрестках дорог – укрепленные города с гарнизонами.

История создания

У одного из семи чудес света не только большая длина, но и солидная история, которая началась более 2300 лет назад. Стену возводили разные государства и династии в различных районах с одной целью — очертить территориальные границы. Обычно рассказывают, что первый император, который начал строительство, принадлежал к династии Цин. Но это далеко не так.

Основные события из создания Великой Китайской Стены ниже:

  • Период сражающихся Царств (770-221 г. до н.э.). Правители Чжоу — строительство первых оборонительных стен.
  • 221-207 г. до н.э. Род Цин — первый император династии объединил разрозненные участки Китайской Стены на северной границе государства.
  • 206-220 г. до н.э. Династия Хань — увеличилась западная часть сооружения до перевала Юймэнь благодаря Ханю Вуди.
  • 1368-1644 г. Династия Мин — генерал Ци Цзигуан, Национальный герой, восстановил Китайскую Стену вокруг Пекина.

После императора рода Мин к правлению пришла династия Цин из Маньчжурии, которая занимала главный пост страны с 1644 по 1911 гг. Почти за три тысячелетия время нанесло серьезный ущерб Великой Стене, ведь Цин не следили за поддержанием порядка достопримечательности. Лишь маленький участок Бадалин возле Пекина содержали в приличном виде, поскольку это место считалось “вратами в столицу”. Сегодня именно этот сегмент сооружения чаще всего входит в список посещения.

Бадалин разрешено посещать с 1957 года, а в 2008 году здесь был финиш олимпийской гонки на велосипедах. Сюда в свое время нанес визит президент США Ричард Никсон. Еще в 1899 году американские СМИ твердили о том, что скоро стену разберут и построят шоссе, однако это предсказание не сбылось.

Китайский политик и реформатор Дэн Сяопин организовал программу по сохранению Великой Китайской Стены в 1984 году, как гласит Википедия. Финансовую помощь оказали не только местные предприятия, но и заграничные фирмы. Была собрана некоторая сумма и среди частных лиц — любой желающий мог пожертвовать деньги.

Для чего строили Великую Китайскую Стену

Основные цели, по которым решили соорудить подобную конструкцию:

  • защитить Великий шелковый путь;
  • предотвратить вторжение с севера.

В эпоху правления императора из рода Цин произошло одно из главных событий — объединились участки стены в северной части страны. Таким образом, образовалась мощная защита против врагов из северных государств. Правители рода Хань расширили Стену на запад, чтобы обезопасить Великий шелковый путь — главную караванную дорогу, которая соединяла Восточную Азию со странами Средиземноморья.

Это интересно. Существует легенда, что когда-то жил дракон, определяющий направление строительства Стены. Некоторые эксперты даже уверены, что Великая Стена имеет форму этого волшебного существа.

Как возводили Китайскую Стену

Великую Китайскую Стену строили самоотверженные и мудрые люди, которые не берегли себя и отдавали все свои силы, а порой и жизнь, чтобы создать это строение. Сотни семей разделили, а тысячи рабочих погибли во время строительных работ. Для возведения привлекали крестьян, бунтовщиков и солдат.

Из материалов использовали землю, песок, камни и кирпич. Материалы доставляли к месту с помощью веревок, нагружали повозки с ослами или несли собственными руками. Протяженность Великой Китайской Стены в километрах составляет в официальных сводках почти 9000 км — 8851 км и 800 м. Грандиозные числа.

Как обстоят дела у главной достопримечательности Китая сегодня

Эрозия активно разрушила уже почти 60 км стены в районе Шаньси на северо-западе. Основная причина — интенсивные хозяйственные работы в селах. С 1950-х годов постепенно высыхали подземные источники, поэтому регион превратился в эпицентр возникновения сильных песчаных бурь.

Более 40 км уничтожено временем, и только 10 км расположены на прежнем месте. Однако высота сооружения значительно уменьшилась — с пяти до двух метров. В 1987 году Великую Китайскую Стену включили в список наследия ЮНЕСКО в качестве одного из величайших исторических памятников страны. К тому же, это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира — каждый год сюда приезжают 40 млн туристов.

Почему Китайская стена построена бойницами на Китай?

Существует легенда, связанная с обращенными на юг (внутрь страны) бойницами. Согласно ей, император согнал на возведение стены почти всех мужчин, способных вести строительные работы.

В этой легенде все является преувеличением. На строительство стены действительно направили большие людские ресурсы, но уж точно не все мужское население.

После смерти императора разразилась гражданская война, но страну покидало не так уж и много людей. Из-за этого никто в здравом уме не станет устраивать внутренние бойницы.

Разгадка подобной планировки проста. Дело в том, что стена неоднократно перестраивалась. В том числе в 12-м веке, когда Поднебесная страдала от феодальных распрей. На севере династия Цзинь противостояла южному соседу – династии Сун.

Династия Цзинь внесла коррективы в оборонные характеристики стены, создав бойницы, направленные на южную сторону. Эти участки сооружения хорошо сохранились до наших дней и их активно посещают туристы.

Путешественники замечают странное расположение бойниц и не понимают, почему они направлены в сторону современного Китая.

Причины строительства

Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.

После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.

Кто участвовал в строительстве

В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.

К строительству были привлечены:

  • рабы;
  • солдаты;
  • крестьяне.

В последнее десятилетие в нашей стране распространился миф, говорящий о том, что гигантский памятник архитектуры на самом деле построен вовсе не жителями Поднебесной, а…. русскими. В ответ на логичный вопрос «Зачем?» сторонники этой идеи отвечают: «Чтобы стена защищала от китайцев».

Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.

Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.

Сколько людей погибло при строительстве

Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.

Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.

Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.

Теория о том, что Великую Китайскую стену построили русские от китайцев

Эта тема давно уже “муссируется” в интернете. Мы очень любим подобные истории и каждый год 1-го апреля публикуем подобную статью. Читайте наши последние работы: “Египетские пирамиды – копии кораблей инопланетян” или “Пирамида – идеальная форма космического корабля”.

Эта теория “высосана” из того факта, что бойницы на некоторых участках направлены в сторону Китая. Далее авторы развили ее уже при помощи своей фантазии.

Бойницы действительно направлены в обе стороны, это факт. Вы можете сами в этом убедиться, если посетите участок Мутяньюй. И это совершенно нормально.

Как мы уже говорили, кочевники относительно легко преодолевали стену на пути в Китай. У гарнизонов почти не было шансов настичь их в этот момент.

На пути обратно кочевники были вынуждены переправлять не только себя и лошадей, но и награбленное имущество. Не стоит думать, что кочевники отнимали у крестьян только деньги и драгоценности. Для кочевников многие предметы представляли ценность – любые металлические предметы, керамика и даже мешки зерна были для степняков очень ценными.

У защитников Великой Китайской стены был шанс успеть дать бой только в момент переправы кочевников обратно. Неудивительно, что бойницы делали на обе стороны стены.

Как мы уже писали, каменные части стены были построены при династии Мин. В этот момент освоение Сибири русскими экспедициями только начиналось. Никаких стен наши маленькие отряды казаков построить не могли.

Строительство и обслуживание Великой стены хорошо документировано с китайской стороны. Сохранились сотни документов государственной отчетности, планы строительства, сметы и подобные бумаги. В том, что нынешнюю версию Китайской стены строили китайцы, сомнений нет.

Говоря проще, мы призываем относиться к таким теориям с юмором. Послушали, посмеялись, забыли.

Удачных вам поездок в “поднебесную”, и читайте наши статьи о Китае (ссылки ниже).

Услуги гидов

Если вы будете покупать экскурсию в агентстве, то с вами поедет англоязычный гид. Не будем обманывать, гиды говорят по-английски не очень хорошо. Это логично, в Китае очень ценится знание европейских языков, и те, кому удалось хорошо выучить хотя бы английский, работают в сфере международный торговли, где высокие зарплаты и серьезный дефицит кадров. Кто выучил плохо, добро пожаловать в гиды.

Не стоит на это сильно обижаться, наши языки очень разные, и для китайцев сложно учить языки европейской группы. Для европейца выучить китайский язык еще сложнее, и многие туристы это чувствуют, когда пытаются как-то общаться в Китае.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий