Сердце каталонской столицы
Сюда стали переезжать буржуа, тщательно пытающиеся перещеголять аристократию. Быстро нажившие богатство люди хотели, чтобы их дома были уникальными, и для самовыражения новой прослойки общества уже не подходили все известные стили архитектуры Барселоны. Горожане взбунтовались против скучных построек, похожих друг на друга. Молодые авторы мечтали “одеть” новый квартал в яркие одежды, и это у них получилось. После завершения строительства район расцветал за счет того, что представители буржуазии украшали его роскошными особняками.
Сейчас элитный Эшампле, который является сердцем столицы, представляет собой потрясающую смесь красоты и рационализма. Здесь никто не найдет двух одинаковых зданий, и в этом состоит главная особенность стиля модерн (арт-нуво). В подобного рода строениях можно увидеть и мозаику, и скульптурные работы, и витражи.
Параметризм — новый взгляд на архитектуру
Новый глобальный стиль под названием Параметризм появился сравнительно недавно с появлением доступных мощных компьютеров и программ. Широкое распространение такие методы проектирования получили лишь в 90-х годах прошлого столетия.
Название стилю дал архитектор Патрик Шумахер в 2008 году. В своей статье «Parametricism — A New Global Style for Architecture and Urban Design» (с англ. — «Параметризм: новый глобальный стиль архитектуры и городского дизайна») он указывает, что в этом стиле все архитектурные элементы должны быть параметрически связаны в систему. Вместо классических геометрических фигур — линий, прямоугольников, цилиндров и пирамид — в параметрических проектах используются принципиально новые динамические элементы, основанные на
- тесселяции (примером в природе являются пчелиные соты),
- сплайне (функции, позволяющие моделировать объёмные тела) и
- различного рода математических преобразованиях.
Во втором десятилетии XXI века параметризм стал претендовать на ведущую роль среди современных архитектурных направлений.
Первые ростки параметризма просматриваются ещё в архитектуре Антонио Гауди (начало XX века). Представители параметризма: Грег Линн, Ян Каплицки, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид, Костас Варотос.
Будущее архитектуры неразрывно связано с автоматизацией проектирования. Архитектура в своем развитии перешагнула порог, когда все необходимые знания, могли поместиться в голове человека.
Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?
Стиль мудехар
Название этого стиля происходит от арабского слова mudaǧǧan, что в переводе означает «одомашненный». Он характерен для Испании X-XII веков, появился после набегов вестготов и множественного разрушения памятников римской архитектуры. Это синтетический стиль, созданный из арабских и европейских зодческих традиций.
Характерными чертами стиля считаются мавританские архитектурные элементы: арки в форме подков, резные деревянные потолки из наборных плашек, гипсовые плиты и красочные изразцы. Строительство велось из натуральных недорогих материалов, готовые постройки отличались простотой и функциональностью. Мудехар свойственен и для жилых зданий, и для помещений служебного предназначения.
Самые характерные постройки в этом стиле — цитадель и Дом Пилата в Севилье, церковь Эль-Трансито в Толедо. Ярче всего мудехар представлен в Саагуне, Толедо и Гранаде. Имена мастеров, работавших в стиле мудехар, на сегодня неизвестны.
Римский период
Градостроение
Римский театр в Мериде, фото: Ikiwaner, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Римское завоевание Гиспании, начавшееся в 218 г до н. э., предполагало практически полную латинизацию Пиренейского полуострова. Местное население глубоко впитало римскую культуру: Бывшие военные городки и иберийские, финикийские и греческие поселения были преобразованы в крупные города, где урбанизация хорошо развивалась в провинциях: Эмерита-Августа в Лузитании, Кордуба (Кордова), Италика, Гиспалис (сегодня Севилья), Гадес в Бетике, Таррако, Каесар Аугуста, Астурика Аугуста (Асторга), Лехио Септима Хемина и Лукус Аугусти в Тарраконненской провинции были достаточно важными городами, соединенными сложной сетью дорог. Развитие строительства включает в себя некоторые памятники, сопоставимого по качеству с памятниками в столице – Риме.
Конструкции
Алькантарский мост, эпоха Траяна, фото: Para, Лицензия свободной документации GNU (FDL)
Гражданское строительство представлено в навязанных конструкциях, таких как Акведук в Сеговии или Мериде (акведук де-лос Милагрос), мосты, например, Алькантарский мост и Меридский мост над рекой Тахо, или Кордовский мост над рекой Гвадалквивир. Строительные работы были широко развиты в Гиспании при императоре Траяне (98-117 гг н. э.). Строились также маяки, например, Башня Геркулеса в Ла-Корунья, который все еще используется.
Игровая архитектура представлена такими зданиями, как театры Мериды, Сагунто или Тиермеса, амфитеатрами, например, в Мериде, Италике, Таррагоне или Сегобриге, и цирки были построены в Мериде, Кордове, Толедо, Сагунто и многих других поселениях.
Религиозная архитектура также распространялась по всему полуострову: примерами являются храмы в Кордова, Вике, Мериде (Диана и Марс) и Талавера-ла-Вьехе. Основными погребальными памятниками являются башня Сципионов в Таррагоне, дистиль (портик с двумя колоннами) в Саламея-де-ла-Серена в Бадахосе и мавзолеи семьи Атилиев в Садабе и семьи Фабара в Ампуриасе, оба в Сарагосе. Триумфальные арки обнаруживаются в Капаре (четырехгранная), Бара и Мединачали.
Арабская архитектура в Испании – история строительства
На Пиренейском полуострове архитектура возникла с началом римского периода испанской истории. Но разные вандалы привели в упадок все хорошее, что было достигнуто. Появление мусульман в начале восьмого столетия привело к восьмивековому прогрессу, в том числе и в архитектуре. Параллельно в королевствах Пиренеев, где сложились христианские начала зодчества, – процветали романика и готика.
Замок Кока. Архитектурный стиль мудехар
Одновременно с двенадцатого столетия получила развитие смешанная стилистика – мудехар. В нем сочетались европейские конструкции и арабский декор. Позднее добавились стили барокко и неоклассицизм.
Отдельные здания, целые кварталы испанских полисов стали мировым достоянием. По этому рейтингу ЮНЕСКО Испания является второй в мире, пропустив вперед только Италию.
Замок Коломарес
В семьсот одиннадцатом году с севера Африки на Пиренеи переправились новые завоеватели. Освободив большую часть территории, они основали свои поселения, создали государство. Как всегда, первыми создавались города, возводились мусульманские религиозные здания. Их архитектура была новинкой для этих мест. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на объекты арабской архитектуры в Испании (фото с названиями).
Соборная мечеть Кордовского халифата.
Этот комплекс – чудо архитектуры. Русские в таких случаях говорят: два в одном. То есть сначала было построено огромное сооружение для прочтения молитв, через несколько столетий, когда арабов изгнали во время Конкисты, его разрушили. На фундаменте построили католический собор. На месте, где был шикарный купол мечети, возвели 114-метровую башню со шпилем.
Соборная мечеть Кордовы
Арабская архитектура в Испании: кто построил?
Ответ простой: мавританцы, используя опыт мудехаров, помноженный на новые технологии и ум архитекторов.
Соборная мечеть Кордовы – пример этого взаимодействия. Она восприняла веяние колонной архитектуры, ранее не применявшейся в исламских постройках. В огромном зале крыша держалась на 1293 колоннах из ценных пород камня – порфира, сапфира, яшмы, которые свозили со всей Испании. Больше сотни из этого количества – подарок Византии. Для колонн не создавали фундамента, они как бы «росли» из земли.
Кордовская мечеть внутри
Архитектурное наполнение мечети по тем временам – умопомрачительное! Представьте себе, как нужно математически рассчитать проемы между колоннами и заложить на них арочные перекрытия из кирпича. Да так, чтобы каждое такое перекрытие образовывало восьмиугольные звезды.
Альхаферия Сарагосы.
Rрепость с дворцом построены во 2-й половине 11-го века. Здесь размещалась резиденция мавританских правителей. В 15-м столетии их здесь же сменили католические короли. Альхаферия сохранилась до XX века.
Альхаферия в Сарагосе
В некотором отдалении от Кордовы находятся развалины мавританского полиса-дворца. Они видны благодаря работе археологов. А возвел его в десятом столетии халиф Рахман III.
Археологи хотят докопаться до более глубокой истины. Исследования продолжаются.
Сегодня туристам показывают несколько реставрированных ворот, внутреннее помещение халифа, здание для молитв и дворцовые термы. Даже на развалинах можно рассмотреть все великолепие художественной внутренней отделки красками и золотом, изящность перекрытий, по-восточному разрисованных полов и стен. Камень для колонн доставили из древнего Карфагена. Но африканские варвары тогда еще не доросли до понимания красоты, поэтому разорили этот прекрасный полис.
Королевский дворец Алькасар в Севильи
Королевский дворец в Севилье приказал построить христианский правитель, но поручил это дело наемным мусульманским строителям. Украшение – не золото, но смотрится не хуже – твердое дерево, гипс и мозаика.
Осмотрев дворец, путешественники направляются к расположенной неподалеку в этом же городе Хиральде Севильи. В переводе с испанского – это флюгер. В действительности Хиральда сначала была башней главной мечети Севильи, а теперь – башней готического собора. С нее прекрасный вид на город.
Хиральда в Севильи
Альгамбра в Гранаде – архитектурно-парковый комплекс. В него входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. Когда арабов изгнали с Пиренеев, остался их последний памятник. Сегодня – это музей мавританского зодчества.
Карта Испании
Национальная архитектура
Из-за значительных климатических и топографических различий по всей стране национальная архитектура демонстрирует обильное разнообразие. Известняк, сланец, гранит, глина (обожженная или нет), дерево, трава используются в различных регионах, а также структуры и распределение различаются в значительной степени в зависимости от региональных традиций. Некоторые из этих конструкций – это дома (как cortijo (крестьянский хутор), carmen (сад), barraca (сарай), casona (старинный родовой дом), caserío (хутор), pazo (родовое имение), alquería (ферма)), а также следующие строения:
Hórreo – амбар на возвышении в Галисии и Астурии, фото: Uspn, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Casona montañesa – каменный дом типичной Кантабрии, фото: P. B. Obregón, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Испанский дом в чилийской деревне, построенной еще в колониальный период, фото: Marchiguano, общественное достояние
Masía (дачный домик) в Кастеллоне. Masías произошли от римских домов, фото: Tafol, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic
Ветряные мельницы Кампо-де-Криптана, Ла-Манча, фото: Lourdes Cardenal, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Перевод статьи английской википедии.
При подготовке статьи использованы материалы английской википедии – https://en.wikipedia.org/wiki/Spanish_architecture.
( это окончание статьи, начало здесь)
От: Михайлова Александра,  
Скрыть комментарии (1)
- Архитектура Москвы 60-ые 70-е годы глазами венгерских туристов
- Архитектура неоклассицизма в Германии и Австрии
- Архитектура неоклассицизма – примеры зданий, региональные особенности
- Архитектура барокко и рококо в Англии
- Архитектура и быт Японии конца 19 начала 20 века
« Архитектура Испании, достопримечательности | Красивые и оригинальные заборы и ворота, фото » |
Архитектура Испании (на фото)
Архитектура Испании объединила три ее ветви, смешав их, доведя каждый объект до совершенства. Мавританская, готическая и романская стилистики определяли зодчество в более поздние времена и даже в 19-м – 20-м веках в облике городов. Был и сугубо испанский стиль, который перешел из Пиренеев в испаноязычные страны Латинской Америки.
Саграда Фамилия
Храм Саграда Фамилия
Напоследок нельзя не сказать о чуде из чудес архитектуры Испании в Барселоне – храме Саграда Фамилия. Заложенный в 1882 году грандиозный Искупительный храм Святого Семейства («Саграда Фамилия») сдан в эксплуатацию в 2002-м. Только представьте себе религиозное здание в виде фантастического космического корабля! Да, в конце 19-го столетия выдающийся архитектор современности Гауди еще и не знал такого понятия.
Саграда Фамилия. Лепнина и скульптуры в оформлении храма
Но на его наружных башнях-колоннах снизу установлены распорки, как две капли воды похожие на двигатели российских ракет, запускаемых в космос. Туристы иногда заказывают запуск дронов, чтобы сфотографировать эту красоту с высоты птичьего полета, иные щелкают фотоаппаратами внизу. Еще один штрих: внутренние колонны, удерживающие сферу здания, длиной 70 метров, еще на двадцать метров заглублены в землю.
Карта Испании
Стиль нео-мудехар
В конце XIX века в Мадриде возникло новое архитектурное движение в каччестве возрождения архитектуры мудехар. Нео-мудехар вскоре распространился и на другие регионы страны. Такие архитекторы, как Эмилио Родригес Айюсо воспринимали искусство мудехар как специфический и эксклюзивный испанский стиль. Они начали строить здания, используя некоторые из особенностей древнего стиля, например, подковообразные арки и украшения для фасадов из кирпича абстрактной формы. Он стал популярным стилем для строительства арен и других общественных сооружений, но также и для жилья из-за использования дешевых материалов, в основном кирпича для создания экстерьеров. Нео-мудехар часто использовался в сочетании с нео-готическими элементами.
Архитектура стекла и железа
Во время промышленной революции железо и стекло использовались в качестве основных материалов исключительно при строительстве вокзалов, хранилищ, производственных зданий и выставочных павильонов. Архитекторами, больше всего повлиявшими на развитие этого стиля, были Рикардо Веласкес Боско и Альберто дель Паласио, хотя стекло для фасадов и железо для конструкций в некоторой степени использовали и другие архитекторы, например, Антонио Паласиос, Энрике Мария Репуллес-и-Варгас или Нарцисо Паскуаль-и-Коломер.
Современная архитектура Барселоны: предназначение и отличие
Современная архитектура Барселоны удачно сочетается со старинными постройками, не внося никакой дисгармонии во внешний облик культурной столицы Испании.
Несмотря на то, что выдающимся архитектором большинства сооружений Барселоны является великий и неповторимый Антонио Гауди, современные разработчики смогли привнести в развитие зодчества много нового и интересного. Самые знаменитые сооружения современной архитектуры Барселоны мы хотим вам представить.
Башня Агбар
Особенности современной архитектуры Барселоны отразились в этом сооружении наиболее ярко, поэтому башню Агбар признали символом XXI века. Ночьюсооружение освещает весь город, благодаря светодиодной технологии, хотя построена архитектором Жаном Нувелем с использованием обычных строительных материалов: цемента, стальных прутьев и стекла.
В башню Агбар можно зайти только в холл первого этажа, но и это стоит того! Маленькие окошки пропускают тоненькие линии света, создавая ощущение нахождения в готической церкви с цветными витражными окнами.
Рыба Фрэнка Гери
Непонятные формы, блестящий внешний вид здания и испытываемый туристами шок после осмотра его творений — все это современная архитектура Барселоны в лице Фрэнка Гери. Сооружение в виде мерцающей рыбы, плывущей под водой, носит характер скульптуры и не имеет функционального применения.
Но испанцам нравится удивлять других, поэтому, и сооружение Гери имеет место быть. Дело в том, что при близком рассмотрении здания сразу становится понятно, что сверкающая издали рыба, казавшаяся золотой, на самом деле абсолютно прозрачная и пустая внутри!
И, как говорят в Барселоне, это только начало! Поэтому, можно ждать еще более оригинальных и неповторимых сооружений современной архитектуры Барселоне, где с удовольствием работают не только испанские, но и европейские знаменитые архитекторы.
Музей Гуггенхайма
История: филиал американского музея Соломона Гуггенхайма был открыт в Бильбао в 1997 году и сразу же сделал этот регион одним из самых популярных в Испании.
Славу он заслужил благодаря не только внутреннему содержанию, но и самому зданию: многие архитекторы сошлись во мнении, что это одно из выдающихся строений современности.
Здание музея как предмет искусства. Фото: Matyas Rehak / Shutterstock
Кстати, в нём нет ни одного прямого угла, а сам музей похож на огромный корабль из стали и стекла. Изначально проект раскритиковали из-за высокой стоимости, однако, по некоторым данным, уже 16 лет спустя все расходы окупились более чем в 30-кратном размере.
Хочется прогуляться по крыше необычного здания, но, к сожалению, это невозможно. Фото: csp / Shutterstock
Почему стоит посетить: помимо постоянной коллекции современного искусства XX века, в музее проходят временные выставки, концерты, кинопоказы и мастер-классы. Здесь представлены работы во многих формах, в том числе в интерактивных.
Практика выноса объектов экспозиции на улицу становится довольно популярной во многих музеях современного искусства. Фото: Rudy Mareel / Shutterstock
Кстати, два самых известных экспоната, ставших отчасти символами музея, находятся на улице из-за их размеров: это огромный паук американки Луизы Буржуа и цветочный щенок художника Джеффа Кунса.
Предыстория
Архитектура мегалита
Навета-дес-Тудонс (Naveta d’Es Tudons), Менорка, фото: общественное достояние
В каменном веке наиболее распространенным мегалитом (сооружением из огромных каменных глыб) на Пиренейском полуострове был дольмен. В плане этих погребальных камер был псевдокруг или трапеция, образованная огромными камнями, стоявшими на земле, а другие над ними образовывали крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, и постепенно он приобрел известность и стал почти так же велик, как и комната. Коридоры с крышей и ложные купола были распространены на самой поздней стадии. В комплексе Антекера расположены крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранился дольмен Куэва-де-Менга глубиной двадцать пять метров и высотой четыре метра, он был построен из тридцати двух мегалитов.
Образцы архитектуры эпохи бронзы, сохранившиеся лучше всего, расположены на Балеарских островах, где возникли три вида конструкций: Т-образный таула, талайот и навета. Талайотами были оборонительные башни в форме усеченного конуса и усеченной пирамиды. У них был центральный столб. Наветы были конструкциями из больших камней, их форма была похожа на корпус судна.
Иберийская и кельтская архитектура
Кельтские поселения в Галисии: Кастро де Баронья, фото:Locutus Borg, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Наиболее характерными конструкциями кельтов были городища (Castros) – деревни, обнесенные стеной, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они строились в районах, занятых кельтами в долине Дуэро и в Галисии. Примерами таких поселений являются Лас Коготас в Авиле и Санта-Текла в Понтеведра.
Дома этих городищах были приблизительно от 3,5 до 5 метров в длину, в основном они были круглыми, некоторые – прямоугольными, строились они из природного камня, крыша была соломенной, она опиралась на деревянную колонну в центре здания. Их улицы были достаточно правильными, намекая на некоторую форму центральной организации.
Города, построенные племенами ареваков (Arévacos) были связаны с иберийской культурой, и некоторые из них достигли значительного развития, например, Нуманции. Другие поселения были более примитивными и, как правило, выдолбленными в скале, например, Термантия.
Сантьяго-де-Компостело, собор Святого Иакова
Собор величественно возвышается над городом.
История: сам город возник вокруг собора и является местом паломничества пилигримов, которые решились пройти по пути Сантьяго.
Благодаря Пауло Коэльо, который написал книгу об этом пути, количество желающих совершить пешее путешествие по северу Испании с каждым годом прилично увеличивается (для сравнения, в 1978 году путь прошли всего 13 человек, а уже в 2009 — около 145 тыс.).
Интерьеры и архитектурные детали собора можно рассматривать бесконечно.
Почему стоит посетить: если многокилометровый поход не входит в список обязательных путешествий, можно просто сразу приехать в город Сантьяго и посетить собор Святого Иакова. Кстати, это третий по значимости в католицизме город, который уступает лишь Иерусалиму и Риму.
Разумеется, убранство собора соответствует его культурной значимости.
Основанный в 1075 году, собор сохранился до нашего времени. Внутри него находятся мощи святого Иакова, одного из двенадцати апостолов, самого ближайшего к Иисусу Христу. Их подлинность подтверждена Папой Римским Львом XIII.
Известные испанские архитекторы XX века
- Антонио Гауди (1852-1926)
- Луис Доменек-и-Монтанер (1850-1923)
- Секундино Суасо (1887-1971)
- Антонио Паласиос (1874-1945)
- Каста Фернандес-Шоу (1896-1978)
- Жозеп Льюис Серт (1902-1983)
- Жозеп Антони Кодерк (1913-1984)
- Луис Гутьеррес Сото (1890-1977)
- Алехандро де ла Сота (1913-1996)
- Мигель Фисак (1913-2006)
- Франсиско Хавьер Саенс де Оиза (1918-2000)
- Хулио Кано Лассо (1920-1996)
- Фернано Хигуерас (1929-2008)
- Рафаэль Монео (1937), Притцкеровская премия 1996 г
- Рикардо Бофилль (1939)
- Альберто Кампо Баэса (1946)
- Сантьяго Калатрава (1951)
- Адольфо Моран (1953)
- Энрик Миральес (1955-2000)
- Студия Mansilla+Tuñón
- Алехандро Саэра (1963)
Готический период в испанской архитектуре
Кафедральный собор в г. Бургос, фото: FAR, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Готический стиль прибыл в Испанию в результате европейского влияния в XII веке, когда поздний романский чередовался с несколькими проявлениями чистой готической архитектуры, например, в соборе Авилы. Высокая готика прибыла во всей своей силе через Пути святого Иакова в XIII веке, с несколькими самыми подлинными готическими соборами, с немецким и французским влиянием: например, в соборах в Бургосе, Леоне и Толедо.
Наиболее важные готические стили после XIII века в Испании – это Готика Левантино и Исабеллино. Готика Левантино характеризуется структурными достижениями и их объединением пространства, ее шедеврами являются Ла Сеу (собор) в Пальма-де-Майорка, шелковая биржа Валенсии (Lonja de Valencia) и Санта-Мария-дель-Мар (Барселона).
Готика Исабеллино, созданная во времена католических монархов, была частью перехода к Возрождению в архитектуре, она также выражала сильное сопротивление стилю итальянского Возрождения. Основными примерами этого стиля являются Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо и Королевская часовня Гранады.
Неоклассический стиль
рекомендуемая иллюстрация: Музей Прадо по проекту Вильянуэвы
Чрезвычайно интеллектуальные постулаты неоклассицизма имели в Испании меньший успех, чем гораздо более выразительный стиль барокко. Испанский неоклассицизм был распространен в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, основанной в 1752 году. Основным представителем был Хуан де Вильянуэва, который адаптировал достижения Берка в области возвышенного и красоты к требованиям испанского климата и истории. Он построил Музей Прадо, который объединил три программы – академия, концертный зал и музей – в одном здании с тремя отдельными входами. Это было частью амбициозной программы Карла III, который намеревался сделать Мадрид столицей искусства и науки. Очень близко к музею Вильянуэва была построена астрономическая обсерватория. Он также спроектировал несколько летних домиков для королей в Эль Эскориале и Аранхуэсе и реконструировал главную площадь Мадрида. Ученики Вильянуэвы Антонио Лопес Агуадо и Исидро Гонсалес Веласкес распространили неоклассический стиль в центре страны.
Доводы против классицизма
Есть противники классицизма, которым он видится попросту набором декоративных средств, приложенных к зданиям, имитирующим георгианскую архитектуру или архитектуру Возрождения. Поборники классицизма — например, современные британские архитекторы Куинлэн Терри и Роберт Эдам — не соглашаются и утверждают, что классицизм на самом деле — стиль высокофункциональный. Классические планы жилых построек можно адаптировать к современным требованиям; классические детали вроде обломов и ордеров можно применять для ориентировки людей внутри здания, обозначая разницу между дверью в гостиную и дверью в кладовку, или маркируя центральный вход в помещение.
Куинлэн Терри
Оппоненты стиля отмечают и то, что классицизм ушедших эпох применялся к постройкам сравнительно узкого целевого диапазона — к жилым помещениям, церквям и городским ратушам. Можно ли приспособить классическую архитектуру к строительству аэропортов, заводов и других современных сооружений? Классицисты утверждают, что можно. Классические архитекторы Возрождения были невероятно изобретательны, а значит, и современным следует проявлять то же качество.
Обучение архитектуре в Барселоне
Испания – это один из признанных архитектурных центров. Ежегодно тысячи туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться средневековыми замками, готическими соборами, изумительными творениями Антонио Гауди и футуристическими строениями Сантьяго Калатравы.
Осуществляя выбор за тем, где пройти обучение архитектуре за рубежом, стоит, в первую очередь, обратить внимание на страну, где зародились такие архитектурные стили, как изящное испанское барокко и стиль мудехар, гармонично сочетающий в себе арабские и европейские архитектурные приемы и стили. Город Толедо, расположенный недалеко от испанской столицы Мадрида, как единый комплекс внесен в список мирового наследия человечества ЮНЕСКО
По количеству памятников мирового наследия, внесенных в список ЮНЕСКО, Испания уступает лишь Италии.
Обучение архитектуре в Испании является одним из наиболее популярных направлений получения высшего образования в стране. Даже несмотря на застой в строительном секторе, интерес к профессии архитектора в Испании остается высоким.
Как получить архитектурное образование в Испании
В 1744 году Король Испании Филипп V основал в Мадриде Королевскую Академию Трех Благородных Искусств (живопись, скульптура и архитектура), которая с 1757 года стала выдавать официальный диплом Архитектора. До этого вопрос получения статуса архитектора в Испании регулировался на уровне гильдий. В 1844 году в Мадриде была открыта первая в Испании Высшая техническая школа архитектуры, в 1875 году была открыта Высшая техническая школа архитектуры в Барселоне.
Получить архитектурное образование в Испании можно только в высших учебных заведениях. Традиционно для обучения архитектуре в Испании при университетах образованы специальные Высшие технические школы или университетские центры. Некоторые школы и центры исторически были основаны раньше, чем сами университеты, и затем вошли в их состав. В настоящее время возможность получения архитектурного образования предоставляют около 30 университетов в Испании.
Архитектор в Испании отличается от своих европейских коллег по полноте полученного образования
В Испании большое внимание уделяется инженерной и математической составляющей, в то время как во многих европейских странах профессия архитектора становится постепенно все больше только творческой. Диплом архитектора в Испании позволяет не просто составлять красивые проекты, но и делать необходимые расчеты с инженерной точки зрения, то есть контролировать процесс создания нового здания сначала и до конца.
Влияние Болонской декларации на изучение архитектуры в Испании
Болонская декларация была подписана в 1999 году. Ее целью стало стремление создать единое европейское пространство высшего образования для взаимного признания дипломов, полученных в разных странах, и тем самым улучшить географическую мобильность выпускников вузов. Присоединение Испании к Болонскому процессу привело к серьезному реформированию учебных планов многих факультетов. По мнению многих специалистов, больше всего изменения коснулись в том числе архитектурных факультетов.
Раньше достаточно было диплома. Однако стоит отметить, что ряд университетов сделали своеобразный синтез и увеличили количество лет Grado до 6 лет, придав ему тем самым статус магистратуры. В таком случае не требуется прохождение дополнительной магистратуры.
Стиль нео-мудехар
В конце XIX века в Мадриде возникло новое архитектурное движение в каччестве возрождения архитектуры мудехар. Нео-мудехар вскоре распространился и на другие регионы страны. Такие архитекторы, как Эмилио Родригес Айюсо воспринимали искусство мудехар как специфический и эксклюзивный испанский стиль. Они начали строить здания, используя некоторые из особенностей древнего стиля, например, подковообразные арки и украшения для фасадов из кирпича абстрактной формы. Он стал популярным стилем для строительства арен и других общественных сооружений, но также и для жилья из-за использования дешевых материалов, в основном кирпича для создания экстерьеров. Нео-мудехар часто использовался в сочетании с нео-готическими элементами.
Архитектура стекла и железа
Во время промышленной революции железо и стекло использовались в качестве основных материалов исключительно при строительстве вокзалов, хранилищ, производственных зданий и выставочных павильонов. Архитекторами, больше всего повлиявшими на развитие этого стиля, были Рикардо Веласкес Боско и Альберто дель Паласио, хотя стекло для фасадов и железо для конструкций в некоторой степени использовали и другие архитекторы, например, Антонио Паласиос, Энрике Мария Репуллес-и-Варгас или Нарцисо Паскуаль-и-Коломер.