Ахенский собор – музей истории на границе трех государств

Реликвии Ахенского храма

Ахенский императорский собор знаменит многими реликвиями. Некоторые из них были вывезены в Париж в 1794 году, когда французы заняли город, а позже возвращены в Ахен.

Кроме того, в храме хранится покрывало, в которое была завернута голова Иоанна Крестителя. Установить историческую достоверность реликвий в наши дни уже невозможно, но все эти предметы обладают большой ценностью для паломников.

В сокровищнице Имперского собора в Германии также хранится серебряный бюст Карла Великого (он был выполнен с использованием части черепа императора), Каролингское Евангелие, датированное IX веком, крест с печатью Лотаря Второго и другие ценности.

Церковь в Ахене знаменита и своими легендами. Говорят, что во времена Карла Великого, истратившего много средств на военные походы, закончились деньги на строительство Октагона. Помочь жителям Ахена согласился только дьявол, причем с условием – за душу первого вошедшего в храм священника. Однако когда строительство было завершено, хитрые ахенцы запустили в здание волчицу. Дьявол понял, что его обманули, сильно разозлился и так хлопнул дверью, что она треснула. Эту самую трещину каждый турист может увидеть своими глазами, а еще и след от пальца, который дьявол якобы прищемил. Внутри здания сохранилась статуя черной волчицы – в ней даже есть отверстие, через которое, согласно преданию, сатана забрал у животного душу.

Могила императора Карла Великого

Трехъярусная капелла, построенная рядом со дворцом императора, получила название Октагон. Ее высота составляла 31 метр, диаметр купола – примерно 32 метра. Именно она сохранилась в первозданном виде, тогда как другие постройки и хоры претерпели изменения – их разобрали и возвели заново в готической стилистике. Войти внутрь можно было через величественные бронзовые врата с позолотой, каждая створка которых весила около двух тонн и была отлита за один раз как единое целое.

В центре капеллы лежит камень с надписью Carolo Magno (Карл Большой). Император Карл был похоронен здесь в день смерти – 18 января 814 года. Его могилу несколько раз вскрывали.

Согласно летописи монастыря Новалезе, составленной в 1048 году, первый раз склеп Карла вскрыл император Оттон Третий в 1000 году. Когда правитель вошел в подземную крипту, он был поражен – тело Carolo Magno практически не истлело и отлично сохранилось: император сидел на троне в золотой короне со скипетром в руках. После этого вход в подземную камеру был снова замурован.

Во второй раз могила императора была раскрыта в 1165 году Фридрихом Первым Барбароссой во время канонизации Карла Великого. Фридрих велел переложить останки короля франков в украшенный драгоценностями мраморный ящик. В нем они хранились менее ста лет – в 1215 году Фридрих Второй приказал мастерам изготовить драгоценный гроб художественной работы. В нем останки императора покоились на алтаре хора до XVIII века.

После этого тело еще несколько раз было эксгумировано (с исследовательскими целями), но в итоге возвращено в саркофаг, который сейчас находится в сокровищнице собора. В 2010 году ученые подтвердили, что останки действительно принадлежат Карлу.

Символы императорской власти, найденные в гробу, перевезли в Вену в 1798 году, а мраморный стул, на котором, согласно легенде, сидел император, украсили золотом. Несколько веков он служил троном действующим императорам, а теперь стоит под куполом восьмиугольного зала.

Как строился собор

Идея построить кафедральный собор принадлежит Карлу Великому. Получив корону императора после падения Византии и ее столицы Константинополя, он задумал создать новую империю. А величественный собор должен был стать манифестом его политики в камне. Карл хотел, чтобы собор сочетал в себе элементы зодчества Восточной и Западной Римской империи, стилистические формы византийской и античной культуры. Его фундамент был заложен в 795 году, когда Европа только вступала в эпоху раннего средневековья.

Строительство центральной части собора продолжалось в течение восьми лет. Она представляла собой восьмиугольник Каролингов, позаимствованный из византийских архитектурных традиций. После смерти Карла Великого это здание превратили в капеллу-усыпальницу императора. Позднее появились многочисленные пристройки к собору, выполненные в готическом стиле.

Со временем Ахен перестал быть интеллектуальным центром империи, тем не менее интерес паломников к собору только усилился.

Он стал первым немецким объектом, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть внутри

Интерьер церкви поражает богатством убранства: великолепно декорированный неф, угловые часовни, изумительная двухэтажная галерея…

Фото: Matthew Cramblett / Unsplash.com

Приковывает внимание алтарь, выполненный из мрамора и позолоченной бронзы: его украшает картина «Вознесение Христа», созданная Антоном Рафаэлем Менгсом (Anton Raphael Mengs) в 1761 году. Кстати, алтарь располагается в юго-западной стороне, а в восточной части церкви, что является нетипичным для католических храмов

Кстати, алтарь располагается в юго-западной стороне, а в восточной части церкви, что является нетипичным для католических храмов.

Изысканная кафедра в барочном стиле принадлежит работе скульптора Бальтазара Пермозера (Balthasar Permoser). Им также были выполнены некоторые другие статуи в церкви.

В Хофкирхе проводятся экскурсии. Время проведения варьируется в зависимости от сезона: точную информацию нужно узнавать по телефону, указанном на официальном сайте.

Орган

Величественный орган выполнен Готфридом Зильберманом (Johann Gottfried Silbermann). Инструмент установили в 1755 году. К счастью, в 1944 году орган увезли из Дрездена, поэтому он не пострадал во время бомбардировок.

С 2002 года в церкви находится еще один орган, установленный на хорах.

Если вам посчастливится, то вы сможете услышать, как звучат эти инструменты на органных концертах.

Часовни

В Хофкирхе располагается четыре часовни:

  • в северной части — капелла, посвященная Святому Иоанну Непомуку;
  • в южной части — часовня таинств, оформленная художником Стефано Торелли (Stefano Torelli) из Италии;
  • в западной части – капелла Распятия;
  • в восточной части – Бенно-капелла, где хранится митра Святого Бенно фон Мейсена.

В северной капелле можно увидеть фарфоровую скульптурную композицию, выполненную Фридрихом Прессом: изображение Девы Марии с Иисусом на руках.

Склеп

В подземелье под церковью находится склеп, состоящий из четырех помещений. Там похоронены представители королевской династии Веттинов и епископы епархии Дрезден-Мейсен.

Здесь же находится медная капсула с сердцем Августа Сильного – само тело правителя захоронено в Кракове.

Как добраться до Кафедрального собора Берлина

Собор находится по адресу Am Lustgarten 1 между парком Люстгартен и Старой национальной галереей. Доехать до него можно:

  • на метро U-Bahn 2, 5, 8 (выйти нужно на станции Alexanderplatz);
  • на автобусах №№ 100 и 200 до остановки Lustgarten;
  • на автобусе TXL до Spandauer Str./Marienkirche;
  • на трамваях №№ 4, 5, 6 до остановки Spandauer Str./Marienkirche.

Кроме того, можно воспользоваться электричкой S-Bahn (S3, 5, 7, 9) и выйти на станции Hackescher Markt.

Часы работы

Кафедральный собор Берлина открыт:

  • в летний период с 9.00 до 20.00 ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней, когда посетить храм можно с 12.00 до 20.00;
  • в зимний период (с 1 октября по 31 марта) посмотреть собор внутри можно до 19.00.

Стоимость билета

Стоимость билета в Берлинский кафедральный собор по состоянию на 2020 год составляет:

  • 7 Евро для взрослого;
  • 5 Евро для студентов и школьников.

Экскурсионная программа начинается каждые 20 минут (включена в стоимость). Чтобы воспользоваться услугой аудиогида, нужно дополнительно заплатить 4 Евро.

Уточняйте информацию о расписании и ценах на билеты на официальном сайте Кафедрального собора Берлина www.berlinerdom.de.

Стиль архитектуры

Монументальный православный Казанский кафедральный собор – архитектурное сооружение начала 19 века в стиле ампир – мы можем увидеть сразу после 25 дома, который принадлежит церковнослужителям Казанского собора. Казанский храм, раскрываясь своей колоннадой к Невскому проспекту, организовал вокруг себя целое пространство – Казанский сквер, Казанскую площадь, Казанский мост и Казанскую улицу. 

Архитектура Казанского собора

Все свои замыслы архитектор воплотить не смог, но и то, что ему удалось осуществить, поражает своим величием, монументальностью и масштабностью. После завершения всех строительных работ прежний Казанский храм был разобран, и икона Казанской богоматери перенесена была в новый собор.

По православным канонам основной вход в храм должен находиться на западе, а Невский проспект был к северу от собора. Решая эту непростую архитектурную задачу, Воронихин делает два входа – с запада и востока.  А посредством северной колоннады объединяет храм с Невским проспектом. Таким образом, внутреннее строение собора делится на боковые нифы (коридоры) и центральный. Этим он похож на строение римской базилики.

Казанский собор в 19 веке

Поражает воображение внутреннее убранство ныне действующего собора с его 56-ю розово-гранитными колоннами коринфского ордена, украшенными позолоченными капителями. В интерьере собора, похожего на дворцовые залы, использован мрамор и гранит различных видов. В нишах находятся скульптуры из бронзы князя Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, А.Невского, который упирается щитом на льва – символ Швеции. Интересны и барельефные сцены жизнеописания Богоматери. Иконы для украшения собора выполняли известнейшие русские живописцы – Боровиковский, Кипренский, Иванов, Брюллов и другие.

Внутри петербургского Казанского собора

После войны 1812 года собор становится памятником русской военной славы. Здесь помещают военные трофеи и ключи взятых городов. Здесь же хоронят в специальном склепе и умершего  в 1813 году М.Кутузова. Над его могилой устанавливается икона Смоленской Богоматери, привезенной из Александро-Невской лавры.

Захоронение М.Кутузова в Казанском соборе

Основной святыней храма, как и прежде, является Казанская икона богоматери, к которой обращался Кутузов перед тем, как ехать принимать армию в 1812 году. К 25-й годовщине победы над Наполеоном на Казанской площади устанавливаются бронзовые скульптуры героев войны 1812 года – М.Кутузова и М.Барклая-де-Толли. 

Памятник Кутузову около Казанского собора

В октябре 1893 в этом соборе происходило отпевание великого российского композитора П.И.Чайковского. В годы советского строительства социализма Казанский храм был закрыт, вплоть до 90-х годов 20 столетия.

Кратко о соборе в Кёльне

Главный храм города считается его основной достопримечательностью и неофициальным символом. В момент завершения строительства в 1880 г., здание являлось самым высоким в мире.

Сегодня собор готов принять в свои объятья прихожан, паломников и туристов со всего мира. В его стенах совершаются молебны и праздничные мессы, обряды причастия и венчания, крещения и покаяния. Здесь проходят хоровые выступления, концерты органной и классической музыки.

Самый крупный орган (около 90 регистров) расположен у главного алтаря. Два небольших находятся в часовнях и звучат во время проведения Литургий. В структуру собора входит четыре хора — детский, женский, смешанный взрослый и профессиональный, в составе которого выступают певцы с консерваторским образованием. С расписанием концертов можно ознакомиться на официальном сайте.

Внутреннее убранство, Мария Чахнашвили

Описание собора

Внутреннее помещение, которое находится возле колонны в центре, именно рядом с ним и располагается алтарь, который как мы уже знаем по закону совместили с кафедрой для проповедования. Стоит заметить то, что первоначально в данную церковь ходили только кальвинисты, так как именно король хотел того, чтобы эту церковь посещали только эти люди.

алтарь в соборе

Но прошло определенное количество времени и в церковь стали ходить люди лютеранской веры, поэтому новый вид церкви стал делиться между этими верами. Все это время главным человеком по строительству был знаменитый архитектор.

Ближе к концу 18 века стали появляться башни по форме напоминающие купола. Также в это же время собору пришлось пережить реконструированные работы. Этой работой стал заниматься также знаменитый дизайнер и архитектор Георг, который сумел воплотить в существование тот проект, который делал Карл.

Немецкий собор в Берлине

Созданные башни со всеми традициями перекликались со стилем парижского собора, который установили на церкви, многие знают это место как Пантеон. Сами башни украшались скульптурами из многих библейских историй, а купола стали увенчаны архитектурными созданиями, символизированные всю доблесть народа.

Завершающий фасад здания решили сделать композицией с рельефным видом, тактичный вид был оформлен также библейскими персонажами. Как известно, из исторических данных, в начале 19 века происходили вероучения, по итогу которых немцы лютеранской и реформистской церкви стали переходить в церковь прусскую.

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге

Архитектором собора является Андрей Никифорович Воронихин. Возведение храма продолжалось 10 лет с 1801 по 1811 годы. Строительство велось на Невском проспекте, где раньше стояла небольшая церковь Рождества Богородицы.

Новый храм начали строить по указу императора Павла I, который хотел создать кафедральный собор для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Церковь строили исключительно из отечественных, в основном, карельских материалов. Каменщиками, кузнецами и плотниками были крепостные крестьяне. Строительство Казанского собора послужило началом к открытию школы мастерства инженеров, архитекторов и градостроителей.

Вид на Казанский собор с Невского проспекта: панорама Google

Над созданием храма трудилось несколько тысяч рабочих. Несмотря на отсутствие техники и крайне тяжелые условия труда был построен самый большой собор Санкт-Петербурга. Его высота достигает 71,5 метров, а огромные колонны, весом до 30 тонн каждая, поражают своим величием.

Открытие храма состоялось накануне Отечественной войны 1812 года. Сюда поступали завоеванные французские знамена и штандарты, некоторые и сегодня висят на стенах собора, хотя большинство из них хранится в Москве. В северо-восточной части храма находится могила М. И. Кутузова — знаменитого полководца, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Поскольку история церкви тесно связана с войной, собор получил звание памятника русской воинской славы.

Могила М. И. Кутузова в Казанском соборе, Anton Vysoven

АХЕНСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ СОБОР

Ахенский Императорский собор (нем.Aachener Dom, Kaiserdom), расположен в древнем городе Ахен (нем.Aachen) Федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия. Императорский собор в Ахене стал первым немецким объектом, занесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1978 году.

Императорскими соборами (нем.Kaiserdom) в Германии традиционно назывались те романские соборы, которые были построены под непосредственным покровительством императора Священной Римской империи. Обычно рядом с собором строился императорский дворец. В таком соборе учреждалась кафедра епископа.

Император Карл Великий решил воздвигнуть «новый Рим» в своей резиденции в городе Ахен. В 786 году он начал строительство дворцовой Императорской капеллы (нем.Pfalzkapelle) по проекту Одона Мецкого. Капелла разработана в византийском стиле по образу базилики Сан-Витале в Италии. Папа Лев III освятил капеллу в 804 году.

В плане капелла представляет собой восьмигранник, окружённый шестнадцатигранной двухэтажной галереей. Вначале капелла завершалась простой конической кровлей, в XVII веке ее заменил высокий купол с фонарем. Храм достраивался, изменялся и расширялся с перерывами вплоть до XVIII века. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353—1414 годах, потом справа пристроили высокую башню со шпилем и возвели еще несколько капелл. В результате получлось впечатляюще красивое здание храма, которым мы любуемся сегодня.

Императора Карла Великого причислили к лику святых, и в 1215 году его мощи были извлечены из земли, а затем перенесены внутрь ковчега. Надгробие Карла находится в Ахенском соборе и является памятником не только самому императору, но и основанной им империи.

Ахенский собор стал местом коронации германских королей и императоров Священной Римской Империи. Здесь в течение 600 лет было короновано 35 германских королей и 14 королев. Карла Великого после смерти похоронили в дворцовой капелле. Ночь перед коронацией будущие императоры проводили в соборе в Приделе Карла и Губерта.

На вершине восьмиугольника капеллы стоит трон Карла Великого. Это мраморное кресло, которое использовалось при коронации 32 королей с 936 по 1531 год. По одной из легенд именно на этом кресле император Карл Великий был найден мертвым. Позже кресло обложили золотом, и до 1531 года оно было троном императора, когда после коронации он приветствовал имперских князей.

За десять веков истории Ахенский собор неоднократно реконструировался и достраивался, но его центральная часть – Палатинская, или Императорская капелла – сохранила первозданный облик, а также изначально заложенный глубокий духовный смысл. Центральный восьмигранник символизирует гармонию и совершенство, а удвоенное число граней окружной галереи предрекает Царствие небесное.

Собор всегда играл огромное значение в жизни средневековой Германии. Сюда устремлялись паломники со всей Европы, богатые граждане делали дары, еще во времена Карла Великого сокровищница собра была наполнена уникальными экспонатами. Короли и императоры украшали собор. На фото – знаменитая люстра императора Священной Римской Империи Фридриха Барбароссы.

Одна из главных достопримечательностей Ахенского Императорского собора – сияющие неземным светом мозаики, которыми украшен купол и стены восьмигранной капеллы. В сияющем золотом пространстве под куполом Христос восседает на троне, а вокруг горят небесные звезды. Купол окружают крылатые ангел, лев, бык, орёл (символы евангелистов) и их крылья вспыхивают красными, золотыми, небесно-синими всполохами. Фигуры франкских королей в белоснежных одеждах праведников обращены ликами к Христу, они ровной процессией движутся к престолу Спасителя.

По количеству религиозных ценностей Ахенскому собору нет равных в Европе. В его сокровищнице хранится множество уникальных произведений искусства. Выдающийся экспонат- золотой крест Лотаря, украшенный драгоценными камнями с камеей и портретом императора Августа (Х век).

С собором связаны легенды, в частности сага о том, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По легенде, горожане обхитрили дьявола, запустив первым волка, и жадный дьявол сразу вцепился в жертву, только потом заметив подвох. Поэтому западный вход называют “Волчьи Ворота”, это большие бронзовые двери VIII века весом 4 тонны. Современный вход открыт через меньшие, более скромные двери справа.

Исторические сведения

Временем основания Ульма считается XI век, но ещё за 200 лет до этого здесь была расположена резиденция Каролингов.

В XI– XII веках Ульм уже не простой городок, а важнейший центр герцогства Швабия.

В 1181 году Ульм становится свободным императорским городом благодаря указу Фридриха Барбаросса.

Жители, чтобы обеспечить себе безопасность, начинают возводить укрепления.

Очень быстро Ульм становится главным ремесленным и торговым центром юга Германии.

Процветание города закончилось после того, как была открыта Америка.

В 1710 году город был введён в состав герцогства Вюртенберг.

Спустя почти 100 лет Ульм ждало ещё одно неприятное событие – его лишили статуса императорского города и присоединили к Баварии.

Очередное потрясение пережил город во время ВОВ – практически 60% зданий, в том числе и имеющих важное историческое значение, были полностью или частично разрушены. Восстановление их было завершено в 60-ых годах

Восстановление их было завершено в 60-ых годах.

Что же хотят увидеть здесь туристы?

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Экскурсии

В соборе действует экскурсионная служба. Время ее работы: каждый день с 10 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. Эта служба находится возле выхода на Казанскую улицу. Гостям предлагаются индивидуальные, а также групповые экскурсии. При необходимости можно заранее договориться о ней на конкретную дату и время.

Для экскурсии следует собрать группу желающих, обозначить число участников, наименование организации, получить бейдж, который свидетельствует о разрешении провести экскурсию на территории церкви.

Частные гиды имеют право заниматься своей деятельностью только с 11 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин., когда нет богослужений.

В группах, численность которых превышает 20 участников, необходимо пользоваться функцией «радиогид». Это правило введено для того, чтобы не тревожить тех, кто молится.

Аугсбург

Город отца и сына Моцартов Аугсбург, расположенный на юго-западе Баварии, – один из красивейших городов Германии. И, несомненно, один из интереснейших. На старинных улочках города не нужно обладать богатой фантазией, чтобы перенестись в Аугсбург времен Фуггеров – богатейшей местной династии купцов и банкиров. В то время город был выдающимся центром торговли и искусств.

Долгое время Аугсбург играл важную роль в судьбах Германии и всей Европы. Во все времена город был более богатым, более блестящим, более впечатляющим, чем его соседи. Роскошные фонтаны, степенные здания гильдий, великолепные церкви и, конечно же, ратуша – наиболее значительный памятник светской архитектуры эпохи ренессанса в регионе севернее Альп: все это – неотъемлемые составляющие уникального архитектурного облика Аугсбурга. Здесь также сохранились памятники эпох барокко и рококо.

На рубеже XIX-XX веков в Аугсбурге возникла застройка в стиле модерн. Такое разнообразие эпох и стилей делает прогулку по городу особенно интересной. Как во времена позднего средневековья, так и сегодня взору изумленных путешественников предстают величественные церкви – Аугсбургский собор и базилика двух городских святых Св. Ульриха и Св. Афры. Бронзовые двери собора, изготовленные около тысячи лет назад, являются шедевром средневекового литейного искусства.

Еще одна достопримечательность Аугсбурга – семейство Фуггеров, богатейшая династия купцов и банкиров. Всего за три поколения Фуггеры прошли путь от мелких торговцев до вершителей судеб европейской экономики, их торговая империя простиралась от Адриатики до Северного моря, от берегов Атлантического океана до границ Восточной Европы. Якоб Фуггер и его братья оставили родному Аугсбургу богатое наследство: жилой квартал Фуггерай, первый в мире квартал, где могли бесплатно селиться неимущие, и фамильную часовню в церкви Св. Анны ‒ один из первых образцов архитектуры ренессанса севернее Альп. Слава о сказочном богатстве Якоба Фуггера распространялась по Европе как пожар ‒ и все же его племянник и наследник перещеголял его: в середине XVI века Антон Фуггер считался самым состоятельным человеком мира. Несомненно, коммерческим успехам жителей Аугсбурга завидовали соседи, поэтому средневековый Аугсбург был полностью обнесен городскими стенами с мощными укреплениями, хорошо сохранившимися до наших дней.

История Сергиево-Казанского собора

До того как в небо вознесся своими куполами прекрасный собор, на его месте находилась церковь из дерева, освященная в честь прп. Сергия Радонежского. В XVIII ст. во время сильного пожара она была уничтожена огнем. На пепелище во время работ по расчистке территории люди нашли икону Пресвятой Богородицы «Казанская». Образ не пострадал от огня, и горожане решили поставить на этом месте каменный храм.

Сергиево-Казанский собор в Курске

В соответствии с проектом храмов должно было быть два: верхний – праздничный, в честь Казанского образа Пречистой, и нижний – будничный, в честь прп. Сергия Радонежского. Работы начались в 1752 г. Городской купец Исидор Мошнин стал подрядчиком на этом строительстве. Однако он отошел ко Господу до того, как успел завершить работу. Все хлопоты, связанные с возведением храма, взяла на себя его супруга Агафья Фотиевна.

Агафья была праведной, воцерковленной, ответственной женщиной. Она серьезно занялась вопросом строительства, часто посещала стройку со своим семилетним сыном. Однажды они поднялись на колокольню, и мальчик упал оттуда вниз, на битый кирпич. Агафья в большом волнении поспешила к сыну. Надежды на то, что ребенок выжил, не было. Но к удивлению всех занятых на стройке, мальчик совершенно не пострадал. Уцелевший мальчик Прохор теперь известен всем православным христианам как святой преподобный Серафим Саровский. На том месте, куда он упал, был установлен памятник, а в самом храме в его честь освящен придел.

Нижний храм был освящен спустя 10 лет, а еще через 15 – верхний. Трехъярусный иконостас собора поражает своим великолепием. Храм является архитектурным памятником федерального значения.

Легенда о Растрелли

Храм выполнен в стиле елизаветинского барокко. Ввиду этого возникло мнение, что авторство и строительство этого удивительного сооружения принадлежит всемирно известному архитектору Бартоломео Растрелли. Однако доказательств данного предположения нет.

У Растрелли был реестр всех работ, которые он выполнил и презентовал, Курский собор в его записях не значится. Но в здании выделяется много деталей и особенностей, свойственных этому мастеру. Поэтому предполагается, что к собору были причастны его ученики. К сожалению, не известно, кто на самом деле занимался возведением этого великолепия.

Памятный знак в честь чудесного спасения семилетнего Прохора

Начало XX века

Шло время, собор несколько обветшал, и в начале ХХ ст. затеялись реставрационные работы. Были осуществлены следующие изменения:

  • обновлен пол;
  • арочные своды нижнего уровня были оформлены под мрамор;
  • покрашены крыша и стены;
  • обновлены орнаменты из лепнины.

После революции собор, как и многие храмы, мужские и женские монастыри, был закрыт. Но в сравнении с тем, как кощунственно относились к иным храмам люди в советское время, участь Сергиево-Казанского собора была не так страшна.

На втором этаже храма была устроена картинная галерея, а первый отдали под малярную мастерскую. Позже здесь был открыт музей религии и атеизма. Большевики везли сюда из других храмов и монастырей все ценности, выставляя их как экспонаты. Благодаря такому применению храма в нем сохранилась его первоначальная внутренняя отделка.

Переосвящение храма

Вопрос о том, когда произошло переосвящение храмов, остается до сих пор открытым. Ряд историков считает, что это было проведено после реставрации, над которой работал Горностаев. Их оппоненты настаивают на том, что чин проводился уже во второй половине ХХ ст. и был приурочен к торжественному открытию собора, его презентации после тяжелых времен. Когда бы ни произошло переосвящение, нижний храм посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы, а верхний – прп. Сергию Радонежскому.

Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Храм является образцом позднего классицизма. Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому.

Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.

Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы (Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и др.) Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств, все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.

Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках. Самой большой композицией Исаакиевского собора является роспись купола, площадь ее составляет 800 кв. метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.

Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга, со временем грунт портился и изображения приходилось переписывать, поэтому было принято решение декорировать собор мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христа, площадью около 30 кв. метров.

Интерьер Исаакиевского собора на панораме Google:

Колоннада Исаакиевского собора располагается на высоте 43 метра. Чтобы подняться на нее необходимо преодолеть 2 винтовые лестницы из 200 ступеней. Колоннада состоит из 24 колонн, длиной 14 метров, и представляет собой смотровую площадку с круговым обзором.

Вид с колоннады Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на панораме Google:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий