Главные озера
На Мазурских озерах выпадает достаточное количество осадков, поэтому они полноводны и создают целые цепочки соединяющихся водоемов, которые стекают в большие реки Висла и Преголя.
Для облегчения судоходства и хозяйственных целей было построено 2 канала:
- Мазурский – длиной 50,8 км, построен в ХVIII веке. Не восстанавливался после Второй мировой войны.
- Эльблонгский – построен к 1960 году, работает и поныне.
Жемчужина края – совсем не рукотворные водоемы, а природные. Среди них самые большие и известные озера:
- Снярдвы – глубина 23 м, 113,8 кв. км;
- Мамры – глубина 40 м, 104,5 кв. км, на котором стоит г. Венгожево;
- Езёрак – глубина 37,6 м, 30,3 кв. км. Рядом находится старинный город Илава;
- Негоцин – глубина 39,7 м, 26,04 кв. км, на котором стоит известный вкусными лещами и 200-летним лесом г. Гижицко;
- Талты – глубина 44 м, 18,36 кв. км. Рядом – известный туристический центр г. Миколайки.
Однако точное количество озер вряд ли кто-то назовет с уверенностью. Звучат числа в 3000 и даже в 4000. Одно несомненно – вода кристально чистая в каждом из них, за этим пристально следят местные власти и простые жители.
Это интересно: Подскажите. пожалуйста, как взять такси в аэропорту Жешув по более выгодной цене: с контактами фирм такси. Трансфер до отеля очень дорогой
Как добраться
Здесь нет толп туристов и очередей в пять этажей. Даже в Волчьем Логове пусто. А все потому, что мимоходом в Варминско-Мазурское воеводство вы вряд ли попадете. Ну вот не идет по территории туристический трафик на Варшаву или в Краков.
Если у вас есть авто, не морочьте себе голову. Соберите чемоданчик, деньги, страховку и паспорт. Поезжайте через Вильнюс и Каунас в сторону Сувалок. Зрение вас не подводит, именно через Литву. Так быстрее.
На общественном транспорте:
Вообще, к каждой локации я составила отдельный маршрут (кликайте на статьи). Но принцип везде одинаков.
Из Минска: Покупаете билет на автобус Минск – Гижицко или Минск-Сувалки. А уже на месте перемещаетесь либо на пригородных автобусах, либо на такси.
Из Москвы: У москвичей два варианта. Первый – доехать до Минска и повторить один из вышеописанных маршрутов. Второй – самолётом или поездом до Калининграда, откуда на международном автобусе или такси можно доехать до любого города Варминско-Мазурского воеводства.
Из Киева: Самым оптимальным способом станет билет на автобус Киев-Августов у компании Sindbad. Правда, в дороге придётся провести более 20 часов.
Общественный транспорт Варминско-Мазурского воеводства
Приготовьтесь много ходить пешком. Есть деревеньки, где вообще нет никакого транспорта, кроме автобуса по выходным.
Чтобы исследовать регион досконально лучше взять в прокат машину. Если на права сдали только позавчера, тогда передвигайтесь на такси и автобусах.
Польский перевозчик в этом регионе http://www.pksnova.pl. Только бронировать билеты лучше заранее на сайте.
Городской транспорт:
- расписание автобусов по городам Вармии http://www.mmpk.info/ ;
- Эльблонга http://www.zkm.elblag.com.pl/ .
Отели и кемпинги
Кемпинги
Гостевые дома и частные квартиры Zajazd pod Zamkiem в Кентшине. Как у бабушки в деревне, всё такое домашнее, родное
Самый экзотичный вариант – ночь в Решельском замке без отопления, без кондиционера, без вычурных обоев, телевизоров и прочих благ. Стоимость суток выльется в сумму от 120 евро за сутки.
Можно для разнообразия снять номер в отеле в «Волчьем логове» . Цена не кусается и подойдёт даже совсем бюджетному туристу, но условия проживания не менее аскетичны.
Найти все описанные варианты легко на хотеллук.
Вармия славится своей озерной рыбкой и колбасками в пиве, поэтому обязательно загляните в ресторанчик в Гижицко или Миколайках. И друзьям притащите!
Яхтинг на Мазурских озерах
В Гижицко, например, базируется наибольшее число операторов, предлагающих услуги по фрахтованию яхт. В то же время город является признанным центром спорта для инвалидов, которые могут принять участие в национальных регатах, организуемых здесь на регулярной основе. Многие компании для людей с ограниченными возможностями предоставляют специальное оборудование, консультации и обучение.
В связи с огромным спросом на услуги фрахтования яхт, операторы часто сменяют один другого. Актуальную информацию, рекомендации и список действующих операторов можно получить в местном туристическом офисе.
Зафрахтовать яхту в июле-августе без предварительного бронирования бывает затруднительно, тогда, как заполучить лодку в начале июня или в конце сентября намного легче, но следует хорошенько поискать, чтобы обеспечить себе самые выгодные условия.
В июле-августе придется заплатить около 180—400 PLN в день за аренду достаточно большой яхты, пригодной для размещения 4-5 человек. Цены на яхту часто зависят от размера кабины, наличия туалета, кухни и др. условий. Более низкие цены устанавливаются в июне и сентябре — зачастую они составляют половину стоимости фрахтовки яхты в высокий сезон. Бензин, как правило, оплачивается самостоятельно, но бывает, что операторы предоставляют несколько литров бесплатно. Услуги шкипера на яхте оплачиваются дополнительно и в среднем составляют около 250 PLN в день.
Следует заранее проверить состояние судна и сразу сообщить об ущербе во избежание неприятностей при его возврате. Приходить следует подготовленным и с собственным оборудованием: спальным мешком, плащом-дождевиком и лампой.
Проверенный способ увидеть такой, какая она есть — отправиться на авторскую экскурсию. Гиды в Польше на русском — начните поиск с этой страницы.
Время работы и экскурсии для туристов
Маршрут для туристов состоит из 23 камер, расположенных на трех разных уровнях. Вниз необходимо спуститься на 800 ступенек. Чтобы оказаться на первом уровне, нужно преодолеть 380 ступенек вниз. Глубина на первом этапе составляет 64 метра.
Вначале экскурсионной программы туристов транспортируют в шахту при помощи шахтного ствола Даниловича, который продолбили в 1640-х годах, когда у власти был Николай Данилович. Ствол предназначался для переправки соли на поверхность, но с XIX века и по сегодня его используют для сотрудников и туристов.
На первом уровне путешественники увидят:
Достопримечательности первого уровня | Описание |
---|---|
Камера Коперника | Местная достопримечательность — скульптура Коперника, установленная в 500-летнюю годовщину с рождения знаменитого астронома. |
Камера Яновице | По легенде, дочь венгерского короля перед замужеством бросила кольцо в шахту дома в Венгрии. Позже вместе с залежами это кольцо нашли в соляном камне в Величке. |
Часовня Святого Антония | Часовня создана в глыбе зеленой соли. Первая служба состоялась в 1698 году. Сооружение сохранило прежнюю форму со всеми скульптурами и алтарем, которые удалось в точности отреставрировать. |
Камера Казимира Великого | После прохождения по коридорам можно зайти в камеру, где находится бюст Казимира Великого. |
Постепенно отдыхающие попадают на второй уровень, где расположена жемчужина копальни – действующая часовня Святой Кинги. Над ее созданием трудился шахтер Юзеф Марковский. Площадь сооружения составляет 465 квадратных метра (высота 11 м, ширина 16,5 м и длина 54 м).
Знаменитая скульптура Папы Римского Иоанна Павла II также стоит на этом уровне. Все скульптуры создавались известным польским мастером Станиславом Анелом.
После преодоления двух уровней туристов ожидает небольшой отдых, далее группа направляется на третий уровень. Тут находится озеро периметром около 200 метров. Большой интерес вызывает осмотр вертикальной камеры «Сауру» и других. Экскурсия по копальне Величка заканчивается в камере Сташица. Желающие могут приобрести сувенирные изделия и пообедать в Шахтерском ресторане.
Осмотр соляной шахты происходит с экскурсоводом. Вниз опускают группу, состоящую максимум из 35 людей. Те, кто желают попасть внутрь, встречаются у входной двери и ждут других. Ожидание длится до часа.
Когда собирается необходимое количество человек, начинается экскурсия. Язык экскурсии – не только польский. В пик сезона, июль и август, практически каждые 1,5 часа организовывают индивидуальные экскурсии на английском.
Ежедневно проходят три экскурсии на итальянском, немецком и французском. С 2005 года можно выбрать и экскурсию на русском, поскольку в последние годы русскоязычные туристы составляют большую часть всех посетителей.
Точное расписание доступно на официальной странице. Сайт музея предоставляет информацию о билетах и расписании, а также сведения о количестве оставшихся билетов на конкретное время.
Режим работы – с 7.30 до 19.30. Для минимизации расходов гида брать не нужно, достаточно купить русский справочник.
Русский язык | Польский язык | |
---|---|---|
Туристическая трасса – классическая, ее выбирают большинство туристов. Маршрут проходит мимо основных подземных достопримечательностей. | Полный билет – 94 евро, льготный – 74 евро, семейный (взрослых и два ребенка) – 262 евро | Полный билет – 64 евро, льготный – 46 евро, семейный (взрослых и два ребенка) – 174 евро |
Шахтерская трасса – интерактивная. Выдается каска и фонарь, чтобы попробовать себя в роли шахтера. |
Если приобретать билеты на обе трассы, выйдет дешевле: экскурсия на польском языке для семьи обойдется в 267 евро, стоимость полного билета – 99 евро, льготного – 72 евро. Экскурсионная программа на другом языке для семьи будет стоить 405 евро, полный билет на одного взрослого – 155 евро, льготный – 115 евро.
Развлечения и достопримечательности Мазурских озер
В городах Гижицко, Венгожево и Миколайки есть широко известные центры водного туризма с пристанями и бухтами, хорошо развитой инфраструктурой, отелями, центрами отдыха и магазинами снаряжения для водного спорта. Кроме того в городах расположено немало достопримечательностей, которые обязательно стоит осмотреть.
Гижицко
Из достопримечательностей Гижицко стоит особо отметить поворотный мост, построенный в 1889 году и единственный в своем роде в стране; крепость Бойена и водонапорную башню. Названная в честь тогдашнего прусского военного министра генерала Германа фон Бойена, крепость была построена в 1844—1856 гг. для защиты границы королевства с Россией. А так как граница проходила с севера на юг и тянулась на 90 км вдоль берега озера, крепость была расположена в стратегическом месте, на перешейке между озерами Негоцин и Кисайно, блокируя тем самым проход между ними.
Сооруженная в 1900 году в неоготическом стиле семиэтажная водонапорная башня обеспечивала город проточной водой вплоть до 1997 года. Сегодня в башне, построенной из красного кирпича, расположено кафе, но большую привлекательность здесь представляет потрясающий вид, открывающийся на город и озера.
Мазурские озера
Аквапарк
Летом большим спросом пользуется аквапарк «Тропикана» в Миколайках, расположенный в отеле Golembiewski и являющийся частью большого рекреационного комплекса. В «Тропикане» оборудовано несколько бассейнов, водные горки, горная река, джакузи, сухая и паровая сауны, снежная и соляная пещеры. Аквапарк открыт для посетителей ежедневно с 08:00 до 21:00, абонемент на 1,5 часа обойдется в 35/20 PLN на взрослого/ребенка. А зимой в Миколайках особенно популярна подледная рыбалка.
Ольштын
Крупнейший город региона и столица Варминско-Мазурского воеводства Ольштын известен не только своими достопримечательностями, но и как один из самых популярных горнолыжных курортов Польши, куда каждый год съезжаются тысячи любителей бескрайних снежных просторов. Ну, а среди архитектурных памятников города стоит упомянуть готический замок варминского капитула, а ныне музей Вармии и Мазур; высокие ворота — главный вход в Старый город; старую городскую ратушу в стиле барокко и готический кафедральный собор Свято Якуба.
Рын
В Рын туристы отправляются с целью посещения величественного тевтонского замка, первоначально построенного в 14 веке, а позже реконструированного в английском неоготическом стиле. В настоящее время в замке располагается коллекция краеведческого музея с более чем 700 экспонатами в области этнографии, геологии, археологии, искусства и литературы. Помимо замка в Рыне есть и другие исторические памятники — это евангелическая часовня 19 века, зернохранилище 19-20 вв., водяная мельница, многоэтажные дома 19 в. (найти их можно на улицах Swierczewskiego и Kosciuszki), а также голландская мельница, построенная в 1873 году.
Пиш
А вот Пиш отсутствие значительных исторических памятников с лихвой окупает своими живописными лугами и полями, густыми лесами, полными ягод и грибов, и кристально чистой водой озера Рось
И все же, гуляя по городу, стоит обратить внимание на церковь Святого Иоанна, руины замка крестоносцев, многочисленные одноэтажные дома 18-19 вв. и протестантское епископство
Где остановиться
Неоспоримое достоинство Мазурского края – разнообразие гостиниц, туристических баз и просто мест для кемпинга. Искать их можно уже по приезде, но если хочется сравнить условия и не прогадать в цене, лучше воспользоваться услугами онлайн-сервиса.
По таким демократичным ценам можно отыскать неплохие коттеджи, пансионаты, туристические господарства или летние домики – во многих предусмотрена бесплатная отмена бронирования.
В солидных гостиницах за ночь придется отдать от 100 злотых – за приемлемый, но не самый лучший номер.
Отели Мазурских озер отличаются хорошей кухней и предложениями для проведения досуга – в культурную программу входят концерты, туры и экскурсии. Стоит учесть, что в разгар лета большинство гостиниц занято, поэтому бронировать место стоит хотя бы за неделю, если вы не привыкли довольствоваться малым.
Шлюз Озерки Вольные
Шлюз Озерки Вольные (нем. Schachtschleuse Georgenfelde) является первым шлюзом Мазурского канала и самым популярным у туристов. Это шлюз с самой глубокой камерой на территории Калининградской области: глубина — 15,5 метров (высота пятиэтажки), ширина камеры — 7,5 метра, длина — 45 метров.
Корпус полностью завершен, запорные механизмы имеются, остальные же детали не были установлены. Вдоль шлюза находится множество отверстий технического назначения.
Расположен около дороги рядом с поселком Озерки, бывшим Георгенфельде, в 9,5 километрах от поселка Железнодорожный и 30 километрах от города Правдинск. Эти населенные пункты известны сохранившимися историческими домами времен Восточной Пруссии, поэтому рекомендуется совместить просмотр шлюза с ними. Рядом со шлюзом находится товарный остановочный железнодорожный пункт Озерки Вольные и сохранившийся железнодорожный мост через Мазурский канал.
Охрана и заборы отсутствуют. Нет перил и заграждений, поэтому необходимо помнить о технике безопасности, особенно, когда скользко. Сюда приезжают прыгнуть с веревкой (роупджампинг) любители экстрима. Шлюз Озерки Вольные включен в некоторые экскурсионные маршруты.
Край тысячи озёр
Kraina Wielkich Jezior Mazurskich или Великие Мазурские озёра это 486 квадратных километров зеркальной водной глади на Севере Польши, пронизанной каналами и защищённой лесами да пущами со всех сторон.
Без сомнений, Бог наградил Польшу и красотой, и умом. Казалось бы, озёра и озёра, ну что тут такого. У нас тоже этого добра хватает: и Нарочь, и Браславы, и Освейское, и Чырвонае, и утки с аистами те же, и солнце светит одинаково. Однако, не смотря на то, что в Восточной Европе Беларусь лидирует по количеству и объёму водных ресурсов (более 11 000 озёр) и совершенно справедливо носит гордое название Синеокая, пользоваться природными данными мы не научились. А о том, что наша Беларусь Синеокая, знаем только мы и ближайшие соседи.
Прекрасную Мазурию, самое популярное место летнего отдыха, куда съезжаются тысячи туристов не только из Польши, поляки «создали» сами. Развитая инфраструктура, обширная отельная база, плавучие домики, санатории, бесчисленные рестораны, детские зоны, аквапарки, водные развлечения и центры парусного спорта на фоне девственной природы находятся всего в трёх часах езды от польско-белорусской границы.
Курорт Устжики Дольне
Схема трасс Устжики Дольне
Зимний курорт, расположенный в Бещадах, Устжики Дольне предлагает своим гостям не только разнообразные трассы для любителей зимних видов спорта, но и развитую инфраструктуру – кафе и рестораны, отели и спа-центры, бассейн и магазины, прокат инвентаря и многочисленные подъемники на склоны.
Чистый воздух, высококачественный сервис и разнообразие трасс привлекают сюда и семейных туристов, и горнолыжников со стажем. Сезон здесь продолжается с декабря по март. Главная трасса имеет сертификат соответствия FIS для слалома–гиганта.
Как добраться: Ближайшие аэропорты к Устшикам Дольним находятся в Кракове и в украинском Львове. Далее – автобус или трансфер на машине.
Курорт | Протяженность | Высоты | Подъемники | Зеленые трассы | Синие трассы | Красные трассы | Черные трассы | Cки-пасс |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Закопане | 80 км | 830-2012м | 49 | 10 | 17 | 6 | 7 | 15-20€сутки |
Шклярска-Поремба | 20 км | 880-1362 м | 23 | 15 | 5 | 4 | 18-22€сутки | |
Щирк | 40 км | 460-1257 м | 13 | 20 | 5 | 2 | 10-15€сутки | |
Зеленец | 22 км | 800-960 м | 24 | 6 | 4 | 16-25€сутки | ||
Карпач | 17 км | 820-1350 м | 24 | 4 | 2 | 1 | 15€сутки | |
Щавница | 7 км | 460-600 м | 7 | 4 | 3 | 1 | 15-20€сутки | |
Устжики Дольне | 7,5 км | 400-550 м | 15 | 3 | 5 | 9 | 1 | 10-15€сутки |
Как добраться до Мазур?
На авто: Быстрее и удобнее всего ехать через Вильнюс и Каунас и проходить границу в Литве. Литовские пограничники работают очень быстро, здесь нет наглых челноков и бензосливов как на польских погран-переходах, соответственно и допросов с пристрастием тоже нет.
На автобусе из Минска:
Билеты Минск-Гижицко покупаем вот здесь заранее и онлайн. И уже отсюда на рейсовых автобусах перемещаемся, если нужно до Миколаек, либо остаёмся в Гижицко.
Минск-Голдап. Здесь у нас будет одна пересадка в Сувалках. Билеты Минск-Сувалки вот здесь покупаем заранее и онлайн. Билет Сувалки-Голдап вот здесь, также заранее и онлайн.
Бегущие по волнам: водный транспорт
Вода покрывает больше 15 % площади поозерья. И самый популярный транспорт этой части Польши – лодки, яхты и катера всех разновидностей.
Любители активного (и недорогого) отдыха оценят всевозможные байдарочные маршруты. Один из популярнейших – 100-метровая речка Крутыня, протекающая в Мазурском национальном парке среди тщательно охраняемой девственной природы.
Однако по берегам реки есть отели и ресторанчики, готовые приютить путешественников. Подробнее узнать о байдарочном спорте и найти единомышленников можно тут, тут, тут и еще здесь, а при желании – заказать сплав по Крутыне. На сайтах можно узнать адреса компаний, заказать лодку – и даже с доставкой – или присоединиться к группе экотуристов. Снаряжение тоже сдается внаем.
В среднем аренда одноместного каяка обойдется в 28 злотых/день и на пару злотых дешевле, если брать на период от 3 дней. Двухместный – в диапазоне 22-30 злотых, трехместный – около 33 злотых.
Аренда каноэ начинается от 33 злотых/день. Сплав для взрослого с проводником обойдется примерно в 25 злотых, для детей и подростков в 2 раза дешевле. Если хочется вообще не зависеть от цивилизации, можно арендовать лодку у местных жителей.
Любителям комфорта: яхтинг
Если байдарочный спорт не вызывает интереса, всегда можно заказать яхту или катер. Пункты прокатов есть в каждом городке. А летнюю стоянку в Миколайках вообще считают «яхтенной столицей». В городах найдутся яхт-клубы и специальные школы – особенно отличается Гижицко. Предусмотрены такие варианты аренды:
- на 1-2 часа – просто покататься или доехать из пункта А в пункт Б. Такие услуги крупные компании не предлагают, а вот местные жители прокатят с ветерком за 10 евро;
- на 1-3 суток – в основном небольшие суда, к тому же в разгар сезона вряд ли получится.Правда, практически везде есть услуга чартера на выходные;
- на неделю и дольше – тот случай, когда лучше найти судно и проложить маршрут заранее.
Лайфхак: в разгар сезона цены подпрыгивают едва не вдвое, так что лучше бронировать судно заранее.
Практически везде владельцы требуют возвратный залог – особенно это касается благоустроенных яхт. Онлайн можно выбрать судна от разных портов и владельцев, найти в порту Ручане-Нида, на Рынском озере Миколайках, по всему свету. Перечень, конечно, неполон – все зависит от вашего населенного пункта.
Осенью и зимой цены просто обваливаются, да и свободных суден на порядок больше.
Дополнительно придется оплатить услуги капитана – от 200 до 500 злотых. Неаккуратное обращение с яхтой тоже влетает в копеечку – при сдаче яхты учитываются малейшие поломки. Хотя в целом яхтинг на в районе островов очень недорогой, особенно при учете сопутствующих трат: питание, проживание и проезд.
Боевой
Немецкий Начальник штаба Эрих фон Фалькенхайн твердо верил, что война будет выиграна на Западный фронт. Тем не менее, он отправил четыре дополнительных армейских корпуса в Пауль фон Гинденбург, командующий их Восточным фронтом. К февралю 1915 года тридцать шесть процентов немецкой полевой армии находилось на востоке.
9-я немецкая армия напала из Силезии на Польшу в конце января; они применили слезоточивый газ, который остановил нападение, ударив нападавших. Русские контратаковали одиннадцатью дивизиями под командованием одного командира корпуса, потеряв 40 тысяч человек за три дня.В Восточной Пруссии дальнейшие вторжения русских были заблокированы траншеями, проходившими между Мазурскими озерами; их удерживала Восьмая немецкая армия под командованием генерала Отто фон Белов. Восьмая армия была усилена некоторыми только что прибывшими корпусами, а остальные стали Немецкая десятая армияпод командованием генерал-полковника Герман фон Эйххорн, который был сформирован на немецком левом фланге. Десятая армия должна была стать крылом клещей, призванных окружить своих противников: русскую 10-ю армию генерала Сиверса. Новая русская 12-я армия под командованием генерала Павел Плеве собирался в Польше примерно в 100 км к юго-западу.
Сиверс предупредил командующего Северо-Западным фронтом генерала Николая Рузского, что они могут подвергнуться нападению, но его проигнорировали. 7 февраля, несмотря на сильную метель, левое крыло 8-й армии Боула предприняло внезапную атаку против Сиверса, траншеи которого были неглубокими, разрозненными рвами, почти без колючей проволоки или без нее, потому что первые партии не прибыли до декабря 1914 года. На следующий день 10-я немецкая армия также двинулась вперед. Снег, сугробы высотой с человека, замедлили продвижение немцев по дорогам в течение первых двух дней; Вне дороги земля была слишком заболоченной для сражений. Несмотря на эти огромные препятствия, немецкие клешни продвинулись на 120 км (75 миль) за неделю, нанеся тяжелые потери русским. Когда русские отступили, центр 8-й немецкой армии начал продвигаться вперед. Отвод русских был беспорядочным; было взято много пленных. Контратаки русских на удлиняющемся фланге 10-й немецкой армии были отбиты. Немецкие солдаты и лошади питались трофейной провизией, поэтому приходилось подвозить к ним только боеприпасы. Затем снег смыл проливным дождем. Пик битвы пришелся на 18 февраля, когда российские 20-й армейский корпуспод командованием генерала Булгакова был окружен 10-й немецкой армией на обширной территории. Августовский лес. 21 февраля выжившие из корпуса сдались.
Героическая позиция 20-го русского корпуса дала остальным частям 10-й русской армии время, чтобы сформировать новую оборонительную позицию. 22 февраля, на следующий день после капитуляции 20-го корпуса, русская 12-я армия Плеве контратаковала, что остановило дальнейшее продвижение немцев и положило конец сражению. Один источник сообщает о потерях русских в 92 000 пленных и 300 орудий. а другой дает 56 000 человек и 185 орудий. Немцы потеряли 7500 человек и 14 орудий.
Немцы осадили русскую крепость на Осовец, но не смогли его взять.