Чем занимается дальнобойщик, каковы требования
Трудно в общих словах описать должностные обязанности «типичного» дальнобойщика, поскольку многое зависит от работодателя, политики компании.
Некоторые фирмы экономят на зарплате опытного водилы, не знающего языка, но «подсаживают» в кабину местного экспедитора, который будет общаться с полицией, заправщиками, грузополучателями. Другие нанимают одного специалиста, который перевозит грузы «под ключ». Главная задача водителя: перевозка грузов между локациями.
Чаще всего работодатель выдвигает следующие требования:
- ответственная эксплуатация вверенного транспортного средства;
- знание и соблюдение правил дорожного движения стран ЕС;
- обеспечение безопасности груза во время транспортировки;
- осмотр и фиксация повреждений транспортного средства перед началом рейса;
- поддержание вверенного автомобиля в чистом, рабочем состоянии.
Дальнобойщики со знанием языка также могут выступать экспедиторами, общаться с таможенниками и конечными клиентами.
Специфика работы водителем
Работать можно водителем грузовика, автобуса, специализированной техники. Поездки могут быть в пределах одного города, между различными населенными пунктами и на дальние расстояния. Возможны международные командировки.
Работа в городе обычно связана с перевозкой и доставкой продуктов и товаров поставщиками в торговые точки. В некоторых случаях маршруты выходят за пределы городской черты и пролегают до ближайших населенных пунктов. Такой вариант хорошо подходит для новичков.
Во время федеральных праздников и по воскресеньям движение транспорта, вес которого превышает 7,5 тонны, по автомагистралям запрещено. Работа международником предполагает продолжительные командировки в страны Евросоюза, а также европейские государства, которые не входят в его состав. Для трудоустройства необходимо иметь соответствующий стаж и рекомендации с предыдущих мест работы.
Водителям, имеющим категорию С, можно устроиться на стройку или производство. Они могут управлять погрузчиками, самосвалами, бетономешалками. При наличии необходимых документов можно работать машинистом бульдозера или другой специализированной техники.
А вот найти работу водителем автобуса в Германии сложно. Власти понимают всю ответственность такой работы, поэтому к претендентам предъявляются высокие требования: они должны пройти специальное обучение, быть настоящими профессионалами, обладать отменным здоровьем.
Какова схема работы за рубежом при трудоустройстве в родной стране
Самый безопасный, понятный и «удобный» вариант: найти международную транспортную компанию в России (Украине, Беларуси соответственно). Трудоустройство будет быстрым и комфортным. Не нужно разбираться в тонкостях законодательства, пытаться найти контакт с людьми, которые говорят на чужом языке.
Компания, которой требуется водитель с выездом за границу, обычно сама занимается оформлением всех разрешительных документов. Но и уровень оплаты ниже: около 100 000 рублей в месяц (примерно 1000-1100 евро). Почти в два раза меньше, чем в так называемых «приграничных странах»! При этом схема работы будет примерно одинаковой.
Водитель, заключив контракт с польской, латвийской компанией, начинает ездить «в командировки» по всей Европе. Даже если все рабочие часы будут проведены на территории Германии, работник получит зарплату, указанную в контракте (даже если она меньше уровня, установленного немецкими властями). Даже с учетом командировочных, водители получают меньше, чем те, кто трудоустроились непосредственно в Германии или в Скандинавских странах.
Какие факторы влияют на уровень зарплаты в Германии
В стране не знают о понятии переработка, внеурочная нагрузка. Каждый гражданин проводит время в офисе от звонка до звонка, четко понимая цели, задачи, план на день. Половая принадлежность нисколько не играет роли при трудоустройстве. Немцы толерантны к цвету кожи, вероисповеданию, внешности.
Вам также могут понравиться
На доходы оказывают непосредственное влияние:
- Образование – европейское (особенно, немецкое) приветствуется, даже если диплом получен после переселения.
- Возраст до 45 лет считается самым продуктивным.
- Степень владения языком: отличный уровень английского поможет при устройстве на работу в Берлине, Франкфурте. В остальных землях, без знания разговорного немецкого хорошую работу получить невозможно.
Мужчины в среднем зарабатывают на 300–500 евро в месяц больше, чем женщины.
Врачи
Чтобы стать врачом в Германии нужно хорошо знать немецкий язык (не ниже уровня B2), а также получить Berufserlaubnis – временное разрешение на работу. Этот документ выдают сотрудники управления здравоохранения земли, в которой находится медицинское учреждение. Berufserlaubnis позволяет врачу из любой страны мира освоится в немецкой системе здравоохранения, поработать и подготовится к сдаче экзамена и получению Approbation, который дает разрешение на работу узкоспециализированным врачом. Его получают люди, окончившие медицинские ВУЗы Германии или иностранцы, подтвердившие свой диплом.
Чтобы получить Berufserlaubnis врач должен подать в земельное управление здравоохранения следующие документы:
- Перевод диплома о высшем медицинском образовании;
- Перевод сертификата об окончании интернатуры или ординатуры;
- Перевод свидетельства о браке;
- Перевод трудовой книжки;
- Резюме, написанное на немецком языке;
- Форму запроса на получение Berufserlaubnis, которую можно скачать на сайте управления;
- Копию всех страниц загранпаспорта;
- Языковой сертификат;
- Переведенную на немецкий справку об отсутствии судимостей, которая была выдана не более за 3 месяца до выезда врача в Германию;
- Переведенную на немецкий справку „Certificate of good standing“ – документ, который подтверждает, что соискатель не совершал в родной стране грубых врачебных ошибок. Эта справка выдается в областном (краевом, республиканском) управлении здравоохранения;
- «Amtliches Führungszeugnis – Belegart 0» – документ, который свидетельствует о том, что врач ранее не работал в Германии. Получить его можно в местном органе самоуправления (ратуше);
- Врачебное заключение о профпригодности, которое можно оформить у любого врача за 30-200 евро;
- Копию рабочего контракта с медучреждением;
- Рабочую визу или голубую карту.
Зарплата начинающего врача составляет 2400 евро. Через несколько лет она может возрасти до 7 000 евро. Графики работы врачей в каждой больнице разные. Длительность смены врачей скорой помощи в медучреждениях может составлять 10-12 часов, а узкопрофильных специалистов – 8 часов.
Доступные вакансии в разных странах ЕС
Россиянам, желающим работать с грузовыми перевозками, рекомендуется искать вакантное место на бирже в Германии. Немцы предъявляют к будущим сотрудникам серьезные требования:
- умение обращаться с крупногабаритными доставками;
- знание правил дорожного движения;
- владение иностранным языком;
- техническое обслуживание автомобиля;
- использование спутниковой навигации в период следования по прямому маршруту.
В Финляндии, Чехии востребован шофер общественного транспорта. Отсутствие желающих из местного населения вынуждает работодателей искать сотрудников среди иностранцев. В Италии, Франции, Испании вакантны места таксистов. Помимо основных документов от водителей требуется знание дорожных правил, иностранного языка, туристических маршрутов, коммуникабельность. Для белорусов, русских востребована работа водителем-международником в Польше. Дополнительные требования, предъявляемые к сотруднику: прохождение медицинского обследования, окончание курсов повышения квалификации.
Экономическая ситуация в Германии на сегодняшний день
Экономика ФРГ является крупнейшей экономической системой в Европе, так как здесь отмечается регулярное повышение ВВП и дохода на душу населения, а также значительное снижение безработицы. В последнее десятилетие занятость в Германии достигла рекордного уровня, количество трудоустроенных людей увеличилось с 638 тыс. до 44,3 млн человек (на 1,5%)
Важно и то, что женщины и мужчины получают примерно одинаковую заработную плату
Благодаря стремительному экономическому подъему, растет спрос на рабочую силу, в том числе и на мигрантов из стран СНГ. На сегодняшний день казахстанец, кыргызстанец, украинец, таджик или россиянин в Германии способен получить достойную работу в любой сфере деятельности. На начало 2021 года в Берлине было зарегистрировано 17,2% русскоязычных граждан от общего количества трудоустроенных, еще 0,3% – румынские и молдавские подданные.
Преимущества и недостатки работы в Германии:
Плюсы | Минусы |
Высокий уровень жизни населения | Серьезная конкуренция на рынке труда |
Высокий уровень заработной платы | Высокие налоговые сборы |
Стабильность экономической системы – возможности инвестиций | Требование о подтверждении диплома о высшем образовании |
Получение ПМЖ после 5 лет работы и жизни | Необходимость владения немецким или английским языком на высоком уровне |
Отсутствие коррупции и бюрократии, простая и прозрачная система оформления документов | Более низкий уровень зарплат в сравнении с местным населением |
Рабочая виза и Голубая карта
Чтобы оформить немецкую визу, нужно получить официальное приглашение от работодателя. На основе этого документа в консульстве страны оформляется Голубая карта (Blaue Karte), которая позволяет работать на территории государства 3 года или рабочая виза, которая дает разрешение на работу сроком действия 1 год.
Сразу после прибытия в страну (не более, чем через 10 дней после пересечения границы), нужно снять жилье и заключить официальный договор аренды. Далее необходимо зарегистрироваться в ведомстве по делам иностранцев. Только после совершения этих процедур сотрудник имеет право начать трудовую деятельность.
Последствия нелегального трудоустройства
В странах Европы преследуют по закону и работодателей, и работников, трудящихся нелегально. Как правило, иностранца ждёт штраф и депортация с последующим запретом на въезд или приём на работу.
Однако главный стимул делать всё официально – защита ваших собственных прав. Да, придётся раскошелиться на налоги. Но сильно уменьшаются шансы на то, что вам не заплатят совсем или вы будете выбивать свои деньги полгода.
Поэтому начинать работу стоит только после оформления всех документов. Если вас уговаривают отправляться в рейс, пока хозяин фирмы разберётся с формальностями, с большой вероятностью вы имеете дело с мошенниками.
Также должно насторожить отсутствие чёткой договорённости об оплате или предложение заработной платы выше среднего без очевидных оснований (таких как сложность работы, дополнительные требования, высокая квалификация). Так что будьте бдительны, защищайте свои права и не рассчитывайте на чудо.
Фотографии в статье: Евгений, Pixabay.
Как устроиться на работу в Европе?
Прежде всего, для того чтобы начать работать дальнобойщиком в Европе, необходимо оформить такие документы как заграничный паспорт, карту водителя для тахографа, она же чип карта и иметь водительское удостоверение с соответствующей категорией для вождения грузовиков. Также, не обязательно, но рекомендуется пройти курс ADR — перевозка опасных грузов, что будет дополнительным преимуществом для водителя при устройстве на работу. По окончанию данного курса выдается соответствующий сертификат.
В то время, пока подготавливаются документы можно начинать самостоятельный поиск вакансий, воспользовавшись популярными сайтами для поиска работы или социальными сетями. После удачного поиска, работодатель высылает водителю специальное приглашение, на основании которого водителю открывается рабочая виза. Предварительно водитель должен пройти курсы КОД 95 и пройти медицинское обследование.
Работа водителем связана с большими рисками, и это ответственная профессия, ведь на водителя возлагается ответственность за сохранность груза и его своевременную доставку. Все водители обязательно проходят собеседование с работодателем перед устройством на работу, что может быть немного проблематично на первом этапе, когда водитель из России не находится в Европе где проходит непосредственно беседа работодателя с кандидатом.
См. также: Обучение в Европе и США для русскоговорящих студентов
Советуем прочитать эти статьи:
Отдых при коронавирусе: что делать?
Где отдохнуть когда закончится коронавирус?
Как отдыхать за границей при коронавирусе
Вакансии для иностранцев
Для граждан Украины и России, которые ищут в Германии работу водителем грузового, автобусного или легкового транспорта, должны иметь рабочую визу, официальное приглашение на работу, знать немецкий язык, водительские права международного образца, все необходимые допуски, чтобы водить транспорт, а также официально подписанный контракт.
Вакансии стоит искать несколькими способами:
Достаточно часто перевозчики обращаются в агентства по найму квалифицированных кадров из стран постсоветского пространства. И для этого готовы платить деньги, чтобы найти хорошего водителя, поэтому и предоставляют отличные условия труда, социальный пакет и защиту.
Вакансии водителя-международника в Германии несколько отличаются друг от друга. Существуют следующие предложения о работе, которые пользуются популярностью среди русских и украинцев:
- Крановщик – средняя зарплата в месяц составляет около 2,8 тысячи евро в месяц.
- Машинист землеройно-транспортных средств – больше 2,8 тыс. евро ежемесячно.
- Водитель рельсовых машин – более 3 тысяч евро в месяц.
- Шофер – почти 2,3 тысячи евро/месяц.
- Водитель категории С-С1 с заработной платой в 1,5-2 тысячи евро в месяц.
- Менеджер-курьер – от 2 тысяч/месяц.
- Водитель-курьер – от 600 до 1,4 тысячи евро ежемесячно.
- Водитель автобуса – оплата определяется по договоренности во время собеседования.
Встречаются и вакансии курьеров, работников на дому, грузчиков-водителей, автопогрузчиков, разнорабочих.
В объявления о найме на работу должны быть указаны следующие пункты, на которые необходимо обращать внимание:
- территория работы, например, Германия и соседние страны – Франция, Бельгия, Швейцария, Чехия и т.д.;
- количество рабочих часов в неделю;
- базовая заработная плата;
- категория водительских прав;
- транспорт, который необходимо водить;
- название компании;
- рабочий график;
- круг обязанностей;
- социальный пакет.
Среднюю зарплату в Германии по профессиям можно проследить здесь.
Для поездку в Германию по работе необходимо оформить рабочую визу.
Уровень заработных плат в стране
По данным первого квартала 2021 года, подавляющее число штатных работников (82,4 %) во Франции работают на условиях полной занятости, и всего 17,6 % заняты на работе всего несколько часов в день. Именно поэтому французский аналог МРОТ устанавливают в виде почасовой ставки.
Несмотря на низкие темпы роста экономики, заработная плата во Франции все же продолжает расти. Так, на конец марта 2021 года годовой рост составил 1,6 %. На первый взгляд это немного, однако нужно учесть невысокие показатели инфляции.
С марта 2021 года по март 2021 года цены в стране (не считая стоимость потребления табака) выросли всего на 1 %, так что рост доходов пока опережает скорость увеличения цен.
Минимальный тариф оплаты труда
Трудовой кодекс устанавливает минимальный размер оплаты труда во Франции ( ) в почасовом выражении. С 1 января 2021 года на материковой части его повысили до 10,03 евро за час работы в пределах стандартной продолжительности трудовой недели (35 часов). В денежном выражении за месяц это составит 1 521,22 евро (за 151,67 отработанных часов). После вычета фискальных обязательств у работника на руках останется 1 204,19 евро.
Этот показатель ежегодно индексируют пропорционально текущему индексу инфляции в стране.
Переоценка SMIC основана на половине прироста покупательной способности средней почасовой заработной платы рабочих и служащих. Для индексации минимальной ставки оплаты труда за основу берут показатели потребления семей с низкими доходами.
Средний размер доходов
По данным статистического ведомства средняя зарплата в целом по стране с июня 2021 года по март 2021 года выросла на 2,8 % для всех категорий работающих. В цифровом выражении усредненный заработок до удержания налогов составляет 3 120 евро/месяц для высококвалифицированных специалистов и 1 610 евро/месяц – для занятых на работах, не требующих квалификации.
Прожиточный минимум во Франции в 2021 году на одинокого человека составляет 720-875 евро на месяц, а для семьи – 1 820-2 400 евро. С учетом этого получается, что средняя зарплата работника, владеющего специальностью и французским языком, позволяет покрыть минимально необходимые затраты стандартной семьи (даже если работает всего один из родителей).
Максимальная граница доходов
Законодательно установленной планки максимальных окладов в стране не существует, так же, как не регулируется и средний доход во Франции в соотношении с отраслями и уровнем квалификации занятого персонала. Это означает, что специалист с высшим образованием может получать в среднем не больше, чем работник сферы обслуживания: например, зарплата преподавателя и повара находятся примерно на одном уровне.
Размер зарплаты будет тем выше, чем больше факторов совпадут:
- наличие высшего образования – без этого получить хорошую должность проблематично;
- опыт работы по специальности (в госсекторе принято доплачивать за профессиональный стаж);
- географическое местоположение: доходы в столице намного выше, чем за ее пределами, да и найти место в Париже проще, поскольку почти 30 % вакансий появляются именно здесь;
- работа связана с госслужбой: работать на благо государства не только почетно, но и финансово выгодно, однако доступ к государственным должностям есть только у граждан Франции.
Традиционно высокие зарплаты получают руководители предприятий и подразделений крупных компаний. Топ-менеджер может зарабатывать 10 000–20 000 евро в месяц.
Далее следуют представители узких специальностей: врачи частных клиник, пилоты гражданской авиации, адвокаты, брокеры и финансовые консультанты. Их доходы могут варьироваться от 6 000 до 10 000 евро в месяц.
Близко к ним по уровню заработка стоят госслужащие и работники силовых ведомств. Так, средний оклад офицера полиции или пожарного может доходить до 6 000 евро ежемесячно, а доход чиновника – до 8 500 евро/месяц.
Разница в доходах мужчин и женщин
Последнее официальное исследование на этот счёт публиковалось в 2017 году. Несмотря на наличие серьезной разницы, примерно, в 16% в пользу мужчин, в последние 6 лет исследования, она неуклонно сокращалась.
2008 | 3294 | 2661 | 633 |
2009 | 3320 | 2729 | 591 |
2010 | 3416 | 2791 | 625 |
2011 | 3508 | 2861 | 647 |
2012 | 3595 | 2925 | 670 |
2013 | 3645 | 3007 | 638 |
2014 | 3728 | 3075 | 653 |
2015 | 3810 | 3161 | 649 |
2016 | 3810 | 3161 | 649 |
2017 | 3964 | 3330 | 634 |
Отчасти разница обусловлена тем, что мужчины чаще занимают руководящие позиции с соответствующей оплатой труда, а также чаще берут оплачиваемые переработки. С годами женщин-руководителей становится всё больше. И таким образом, неравенство сглаживается и выравнивается.
Как работать — на своем или арендном автомобиле
В Европе большой спрос на водителей-международников. Фото: unsplash.com
В большинстве компаний водителю не нужно свое авто. Работа на арендном автомобиле и проще, и выгоднее. Во-первых, вам не придется возиться с растаможкой собственного авто. Во-вторых, многие российские грузовики не соответствуют европейским требованиям, и не могут быть допущены до процесса международных грузоперевозок.
Наконец, в-третьих, вам не придется думать о ремонте, регулярном сервисном обслуживании и технических осмотрах автомобиля. Все это происходит силами и средствами транспортной компании. ТК оплачивает все — от техосмотров до потраченного бензина.
Преимущества работы водителем в Европе
Работа дальнобойщиком — одна из самых популярных среди русских мигрантов, пытающихся трудоустроиться за рубежом. И этому есть логичное обоснование. Если в России водитель — это постоянно уставший и измотанный человек, то в Германии он будет считаться представителем востребованной профессии.
Как известно, в Европейском Союзе любой труд в почете и достойно оплачивается. Это правило касается и дальнобойщиков.
Преимущества работы водителем в Европе:
На работу водителем-международником в Европу едут со всей России и стран СНГ. Фото: unsplash.com
- Большое количество вакансий. Работа дальнобойщиком востребованная, устроиться в компанию грузоперевозок не составит никакого труда.
- Комфортный режим труда и отдыха. За этим строго следят не только руководители компаний, но и сотрудники дорожно-транспортной службы. Уставших водителей на дороге штрафуют, поэтому вам не придется перерабатывать по приказу начальника.
- Возможность быстро выучить иностранный язык. В поездках вам придется взаимодействовать и общаться с множеством разных людей — как носителями языка, так и обладателям акцента. В нативной среде выучить язык в несколько раз проще.
- Возможность посетить сотни городов и десятки достопримечательностей. Европа славится своими пейзажами. В рейсах вы сможете посетить их все — посмотреть на живописную Швейцарию, увидеть своими глазами Париж, попасть в снежную Норвегию, и так далее.
- Качественно оборудованные стоянки и заправки. Даже в европейской глуши можно найти современную заправочную станцию с полным набором дополнительных услуг. Вы сможете арендовать место в хостеле, вкусно поесть и выспаться.
- Высокие зарплаты. Работа водителем в Европе хорошо оплачивается. Местные ценят труд дальнобойщика. Причем регулировать заработок вы сможете сами — чем больше рейсов совершите, тем больше денег в конце месяца получите.
- Хорошее состояние автомобиля. Машины регулярно проходят сервисное обслуживание. Вам не придется ездить на старых автомобилях, которые норовят развалиться под водителем прямо на ходу.
В каких странах требуются водители?
Основная масса предложений – это Польша и Германия. За ними идут Чехия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Дания. Также есть запрос на водителей в Финляндии, Швеции, Словакии и прочих европейских странах.
Польша привлекает лёгкостью переезда: общие границы, понятный язык, множество наших соотечественников уже трудятся там и могут помочь новичкам. Однако зарплаты там ниже, чем в Западной Европе, а риск нарваться на мошенников заметно выше.
В Германии, как правило, более привлекательные расценки и общие условия, однако и требования строже. В частности, необходимо пройти обучение в немецкой автошколе на немецком языке.
Минимальная зарплата в Германии в 2021 году
Согласно германской Конституции, МРОТ контролируется Федеральным Министерством труда и социальных вопросов. В 2015 года Министерство утвердило закон об установлении минимальной зарплаты. До того момента доход физических лиц не имел диапазона, и расценивался как плавающий. Причиной тому была высокая безработица, которая составляла 8-11%. В настоящее время вопрос с недостатком рабочих мест благополучно решен, уровень сведен к европейскому минимуму 3,5-5%. В связи с этим установлен минимальный порог окладов, в 2021 году он составил:
- в час – € 9,35,
- в неделю – €448;
- в месяц – €1795;
- в год – €21 542.
Довольно неплохой размер для многих немцев – из-за этого даже возникли споры внутри Бундестага, правового органа страны. Прежде всего споры связаны с тем фактом, что если прожиточный минимум на одного жителя приходится €853, то вполне достаточно МРОТ для жизни, а значит не нужно суетиться, получать высшее образование или добиваться карьерного роста. И на самом деле, это привело Германию к дефициту специалистов, из-за чего Правительство разрабатывает все больше законов в пользу экспатов.
С текущего года введено новое изменение в трудовую политику: Стажеры теперь будут получать оклад в размере €515 в месяц. Данное правило должны соблюдать все работодатели, принимающие учеников и студентов на неполную занятость.