Метрополитен в столице Финляндии

Трамвай [ править ]

Современный Вариотрам на линии 3B в Тёёлё

Трамвайная сеть Хельсинки постоянно эксплуатируется с электроприводом с 1900 года и в основном традиционного типа, где все трамвайные пути расположены на улицах, как на выделенных трамвайных полосах, так и со смешанным движением. Сеть охватывает густонаселенные центральные районы и некоторые прилегающие районы, но после 1950-х годов она была очень скромно расширена. Сеть состоит из 11 линий, все из которых, кроме одной (линия 8), проходят через какую-то часть центра города. Ежегодно на трамваях совершается более 50 миллионов поездок.

Трамвайная система управляется и управляется HKL.

История[править | править код]

Идея строительства метрополитена в Хельсинки назрела к сентябрю 1955 года. В этих целях и был создан специальный строительный комитет. Первый проект был готов в марте 1963 года и включал в себя систему общей продолжительностью в 86,5 км и насчитывал 108 станций. В результате было решено построить только одну линию между станциями Камппи и Пуотила.

Хельсинкский метрополитен

оборотные тупики
Кивенлахти
депо Саммалвуори (строится)
Эспоонлахти
Соукка
Каитаа
Финноо
перекрёстный съезд
Матинкюля
перекрёстный съезд
Нииттюкумпу
Урхейлупуисто
Тапиола
перекрёстный съезд
Университет Аалто
перекрёстный съезд
Кейланиеми
Эспоо
Хельсинки
пролив Кархусалми
Койвусаари
Лауттасаари
перекрёстный съезд
пролив Лауттасааренсалми
оборотные тупики
Руохолахти
пути отстоя
Камппи
Раутатиентори
Хельсинкский университет
пролив Силтавуоренсалми
Хаканиеми
Сёрняйнен
Каласатама
пролив Куорекаринсалми
Кулосаари
пролив Науриссалми
Херттониеми
Сийлитие
депо Роихупелто
Итякескус
Мюллюпуро
Контула
перекрёстный съезд
перекрёстный съезд
Меллунмяки
перекрёстный съезд
перекрёстный съезд
Пуотила
мост Вуосаари через залив Вартиокюлянлахти
Растила
перекрёстный съезд
Вуосаари
перекрёстный съезд
гейт в порт Вуосаари

Масштабное строительство метрополитена началось 7 мая 1969 года. К 1971 году завершилось строительство опытного перегона Роихупелто—Херттониеми, а уже в 1977 году запланированное к тому моменту строительство метрополитена было завершено. Однако, в силу целого ряда обстоятельств (в том числе фактов коррупции) первый поезд прошёл только в 1982 году. Несмотря на то, что свободный доступ в метро был открыт 1 июня, официальное открытие состоялось только 2 августа.

Первоначально метро насчитывало только шесть станций участка Раутатиентори — Итякескус. Позже были построены ещё 12 станций. В 2012-м году происходило испытание автоматических дверей на платформах, в дальнейшем все станции будут закрытого типа[источник не указан 1205 дней].

Расширение метрополитенаправить | править код

  •  — «Херттониеми» — депо «Роихупелто» (тестовый путь).
  • 1 июня  — «Раутатиентори» — «Итякескус» (без станций «Кайсаниеми», «Сёрняйнен» и «Каласатама»).
  • 2 августа  — официальная церемония открытия.
  • 1 марта  — «Камппи» — «Раутатиентори».
  • 1 сентября  — открыта станция «Сёрняйнен».
  • 21 октября  — «Итякескус» — «Контула».
  • 1 сентября  — «Контула» — «Меллунмяки».
  • 16 августа  — «Руохолахти» — «Камппи».
  • 1 марта  — открыта станция «Кайсаниеми».
  • 31 августа  — «Итякескус» — «Вуосаари».
  • 1 января  — открыта станция «Каласатама».
  • 18 ноября  — метро продлено до города Эспоо (станции Ruoholahti — Matinkylä (14 km)).

Внешняя идентичность

Логотип HSL для трамвайных перевозок

После основания HSL визуальная идентичность всех транспортных услуг в Хельсинки была объединена под одним брендом и логотипом. Идентификатор HSL в значительной степени основан на цветовом кодировании различных элементов для выделения типов представленной информации; опасность отображается красным цветом, дополнительная информация – синим.

Базовый цвет HSL – синий (# 007AC9). Каждая из форм транзита представлена ​​своим цветом:

  • Автобус HSL синий
  • HSL Трамвай зеленый
  • HSL пригородная линия пурпурный
  • HSL Metro оранжевый
  • HSL Ferry голубой
  • Трамвай HSL / Jokeri бирюзовый

Визуальный стиль HSL был создан дизайнерским бюро Kokoro & Moi. Дизайнеры объяснили концепцию следующим образом:

«Внешний вид демонстрирует надежность, свежесть и простоту подхода. Восьмиугольная форма логотипа символизирует расширяющуюся сеть общественного транспорта. Петли в логотипе напоминают побеги листьев, рассказывая о новых способах действий и новых партнерских отношениях, а также об экологических ценностях. Восемь петель также представляют все стороны света и передают сообщение о широком спектре функций организации. В центре логотипа есть две графические линии, символизирующие объединение организаций и общественный транспорт с его рельсами, колесами и линиями карты. . “

Как и где купить билет?

Ниже рассмотрим, где продаются билеты, чтобы выбрать оптимальный для себя вариант. 

  • В специальных автоматах, которые находятся на станциях метро (Rautatientori, Hakaniemi) и на центральном автовокзале Kamppi. В них продаются бумажные разовые проездные билеты и суточные на одноразовых картах (не пополняются) сроком от 1 до 7 дней. Такие карты действуют во всех зонах. Они удобны, если вы планируете пробыть в Хельсинки неделю и изучить весь город. Приобрести билет можно с помощью банковской карты.
  • Парковочные автоматы. Непривычный нам способ покупки достаточно распространен в Финляндии. В таких автоматах продаются разовые, суточные, трамвайные билеты. Оплатить можно только банковской карточкой Виза или Мастеркард.
  • R-Kioski предлагают разовые и суточные билеты, а также пополняемые карты. Они находятся в торговых и туристических центрах, универмагах. Таких киосков много по всему городу —  найти их не составит труда. Обычно они расположены рядом с центральными остановками. 
  • У водителя. Если вы спешите, разовый билет легко купить прямо в автобусе. Но стоить он будет дороже: поездка для взрослого — 4€, ребенка — 2€.

Очень удобны пополняемые проездные карты: на них можно положить произвольную сумму, с которой будет сниматься оплата, либо оплатить безлимитный проезд на 15/30 дней.

Популярное транспортное средство – велосипед

Велосипед в финской семье – необходимая вещь. Велосипедное путешествие – хорошая возможность познакомиться с Финляндией. Пользоваться велосипедом в этой стране похвально, поэтому к велосипедистам уважительное отношение на дорогах и со стороны водителей автомобилей, и со стороны пешеходов.

Велосипедист может передвигаться по велосипедной или пешеходно-велосипедной дорожке. Если таковых нет, можно ехать по правой кромке проезжей части или по обочине. Дети до 12 лет имеют право передвигаться по тротуару.

Без регистрации взять транспортное средство можно будет только на станциях Kaivopuisto, Unioninkatu, Rautatientori, Kiasma и станции метро Hakaniemi, оплатив платежной картой. Стоимость – от 5 евро/сутки, 10 евро/неделя, 30 евро/сезон. Вернуть велосипед можно на любую станцию, где найдете место.

Жилые районы

Район Vuosaari – удаленный от центра район, расположенный на востоке города. Здесь же конечная станция метро. Мы прошлись по улице Porslahdentie.

Самые высокие шетси-этажные дома находятся непосредственно у станции:
Балконы либо вообще не застеклены, либо застеклены одинаково по всему стояку и остекление не бросается в глаза. Внутри домов большой прогулочный двор. Ни одной припаркованной внутри двора машины, все машины остаются со стороны улицы. Сейчас в России тоже начинают появляться новые микрорайоны с концепцией «двор без машин», но далеко не везде.

Чего-то не хватает? Кондиционеров! Кондиционерами тут не принято уродовать дома, как и спутниковыми тарелками.

Еще одна группа домов у станции метро. Никто не уродует «лицо» здания единоличными остеклениями «кто-во-что-горазд», а сами балконы-веранды содержатся в чистоте и не служат «свалкой забытых вещей»
У каждого подъезда установлена щетка для обуви.
По мере удаления от метро, дома становятся ниже. Хельсинки не селит своих жителей в бесконечные муравейники.

Балконы – место отдыха, а не свалки.
Аккуратнейшая группа кирпичных домов среди высоких сосен. Одинаковое остекление, одинаковые балконы и одинаковые ограды придомовых участков земли.
Напротив – совсем новые дома, облицованные деревом

Обратите внимание на расцветку домов, она всегда нейтральная, неброская, гармоничная, но при этом может быть насыщенной, как здесь.
Есть и вовсе одноэтажные дома.
Дальше начинается совсем старая застройка. Эти дома считаются чем-то второсортным у жителей, но купить или снять квартиру в таком доме выходит значительно дешевле.
В одном доме всего 8 квартир.
У входа щетка для обуви и список фамилий жильцов.
У каждой двери есть окошко почтового ящика, на котором написан номер квартиры и фамилия жильца, и окно вместо глазка

Так же для каждой квартиры выделена отдельная кладовка, чтобы люди все свое барахло хранили не на балконах, а цивилизованно (на фото ниже хорошо видно две двери в квартиры и две двери в кладовки).

Финская сауна. Финны так любят сауны, что в каждом доме можно найти хотя бы одну. Желающие пользоваться сауной платят ежемесячно денюжку. За каждым жильцом закреплен определенный день недели. Так же какой-то день может быть общим. Если кто-то не пользуется сауной, то он за нее не платит, все честно.
Дома находятся в приличном удалении от станции метро, разумеется, можно эти несколько остановок проехать на автобусе. Но финны за экологичный транспорт, поэтому прямо перед входом в метро есть крытая вело-стоянка. Если велосипед вам в течение не понадобится, можно оставить его тут, пересесть на метро, и забрать по возвращении.
Другой район — Kalasatama (в переводе – рыбный порт) совершенно новый, находится недалеко от центра города, прямо на берегу залива. Рядом с этим районом что-то вроде порта старых и брошенных кораблей, очень интересное место, но речь сейчас не о нем.
Kalasatama только-только завершает строительство, что-то еще огорожено строительными заборами, но даже при этом все выглядит вполне уютно и цивилизованно.
Справа – строительство дороги, слева – строительство канала, но пешеходная дорожка от метро к домам вычищена, освещена и украшена клумбами.
Дома выглядят так. Мы насчитали максимум 8 этажей у нескольких домов.
Внутри дворов место только для велосипедов, автомобили остаются со стороны улицы.
Есть крытые вело-парковки:
Детская игровая площадка, игрушки домой не заносят, наверняка, эти уже стали общими.
Нет, это не кафе, это летняя терраса первого этажа. Мебель тоже можно оставлять на улице, никто не возьмет

Обратите внимание на освещение двора.
Прачка для тех, кто еще не обзавелся собственной стиральной машинкой. По загруженности машинок видно, что дело это очень востребованное.
Подъезды:
В районе уже есть арт-объект:
Обычно рисуют маму с ребенком, а тут – папа с дочкой

Мусорные баки спрятаны в помещении? Мусор не раздувается по дворам и дорогам, не разносится птицами, не источает запахи.
И напоследок, мои любимые щетки для обуви:

Магазины

Все продуктовые магазины-сетевики, замеченные нами, находились в цокольных этажах, и с улицы без навигатора было бы проблематично их найти.
Самый дешевый сетевой продуктовый магазин Хельсинки – Lidl, это немецкая сеть супермаркетов.
Внутри он похож больше на склад: продукты наставлены большим количеством в проходах, цены висят неудобно, сложно разобраться к какому товару та или иная цена (пару раз удивились на кассе). Но к качеству товаров и срокам годности нареканий нет.

Оказывается, мы не сделали ни одной фотографии Лидл’а. Как только сделаем, я обязательно прикреплю ее, а пока покажу примерно такой же супермаркет из Польши, чтобы вы представляли, как это выглядит.
Тюльпаны в одном и торговых центров Хельсинки:
Еще бросились в глаза розетки в торговом центре. Любой может подойти и подзарядить свой гаджет, просто очень удобно!
Из таких мелочей, как доступные розетки, щетки для обуви у подъездов, крытые велопарковки у метро, и складывается комфортная жизнь в городе.

Как удобнее всего ориентироваться в центре Хельсинки

Прежде всего, стоит помнить о том, что Финляндия официально страна двуязычная, помимо финского здесь государственным считается также и шведский язык. Названия улиц, соответственно, даны на двух языках, из-за чего у новичков порой возникает путаница: они думают, что это две разные улицы или площади, а она на самом деле одна.

Мы для себя выработали простой способ как не потеряться, гуляя в центре по торговым точкам: держать в поле зрения вокзал. К вокзальной площади сходятся сразу несколько улиц, поэтому так получается, что он виден с разных мест. Кроме того, у вокзала есть высоченная башня, которую можно разглядеть издалека (хоть и не отовсюду), благодаря чему по ней можно ориентироваться.

На вокзале и в аэропорту бесплатно раздают карты города, в киосках этих карт – на любой вкус. Адрес вокзала: Kaivokatu, 1

Вокзальная площадь по-фински: Rautatientori (произносится как «раутатиентори»), а вокзал – Rautatieasema («раутатиеасема»). Пригодится для указания адреса таксистам, которые порой по-английски не говорят.

Автобусы [ править ]

Магистральные автобусы править

Автобус Helsingin Bussiliikenne на магистральной линии HSL 550, в день начала движения с новым автопарком и новым имиджем.

В августе 2013 года HSL запустила первый магистральный автобусный маршрут – орбитальную линию 550, ранее называвшуюся Jokeri . Магистральные линии предназначены для предоставления услуг «как в метро» с очень короткими интервалами и заметным флотом. Вторая орбитальная магистраль, номер 560, открылась в августе 2015 года. Магистральные линии 500 и 510 были открыты в августе 2019 года .

Регулярные автобусные маршруты править

Автобус Helsingin Bussiliikenne на внутренней линии HSL Helsinki 75. Автобус окрашен в ливрею HSL, которая является обязательным требованием для всех новых автобусов, предлагаемых на тендерах.

Автобус Helsingin Bussiliikenne на линии 93 в Itäkeskus

Автобусная остановка Kaadekuja

Внутренние автобусные маршруты Хельсинки можно найти практически в любой точке Хельсинки. В некоторых частях города, даже в густонаселенных, эти автобусы составляют основу системы общественного транспорта.

Электронный индикатор расписания с питанием от батареи на выбранных остановках

Маршруты и расписания составлены HSL, но обслуживаются независимыми компаниями. HSL предлагает маршрут или набор маршрутов, и компания, предлагающая управлять маршрутом с наилучшим соотношением цены и качества, получит контракт. Качество измеряется с помощью системы наведения, которая дает баллы по таким аспектам, как бесшумность, экологическая эффективность и размер автобусов, которые будут использоваться. Крупнейшие автобусные операторы – это Nobina Finland , Veolia Transport Finland и Helsingin Bussiliikenne (HelB). Эти компании предоставляют большинство контрактных услуг. Одна быстро развивающаяся компания является VR (государственная железнодорожная линия ) принадлежит Pohjolan Liikenne, который недавно был очень успешным с тендерами. В основном расширение осуществлялось за счет HelB.

Многие автобусы, курсирующие в восточной части Хельсинки, служат подъездными путями для Хельсинкского метро . Почти все остальные маршруты имеют другой конец линий в центре города, недалеко от центрального железнодорожного вокзала Хельсинки . Такие исключения представлены в виде выделенных линий, идущих напрямую из одного пригорода в другой за центром (например, автобусы Хельсинки 51–54, 56–59).

Номера строк для внутренних строк содержат две цифры, а для некоторых – букву.

Большинство линий работают с 5:30 до 23:30, самые популярные – с 5:00 до 1:30. В дневное время вне часов пик основной интервал для автобусов обычно составляет 10, 15, 20, 30 или 60 минут в зависимости от протяженности и загруженности линии. Ночные линии, которые работают только с 23:30 до 1:30 (а иногда и рано утром), обозначаются дополнительной буквой N. В последнее время традиция назначать ночные маршруты была нарушена и заменена N-вариантами дневных маршрутов.

Другие буквы включают:

  • A : удлиненный или круговой маршрут по часовой стрелке
  • B : укороченный маршрут или круговой маршрут против часовой стрелки
  • K : исключение в маршруте, часто незначительное
  • T : трамваи до терминала (4T, 6T), автобусы 100-й серии через Лауттасаари
  • V : более быстрый или более прямой маршрут
  • Z : более быстрый или более прямой маршрут (обычно по шоссе)

Автовокзалы Хельсинки включают Камппи (площадь), Раутатиентори, Элиелинаукио и Хаканиеми. На более крупных станциях метро есть собственные фидерные автобусные станции.

Региональные службы править

Кампин кескус, конечная остановка автобусов в Эспоо

Сегодня компания HSL управляет региональными автобусными линиями так же, как и внутренними линиями Хельсинки. Региональные маршруты специально разработаны для перемещения людей между важными точками мегаполиса и с единственной целью – добраться до центра Хельсинки. Эти маршруты обычно используют самый быстрый способ выезда из Хельсинки, обычно по автомагистралям.

Линии из южного Эспоо заканчиваются в Кампин кескус , из центра Эспоо и западного Вантаа – в Элиелинаукио, а из северных Вантаа и Керава – в Раутатиентори. Две последние из упомянутых находятся рядом с центральным вокзалом.

График работы региональных линий такой же, как и у внутренних, но отправления часто не такие частые.

В большинстве случаев номера строк состоят из трех цифр и иногда одной или двух сопровождающих их букв. Двухзначные региональные линии встречаются редко, и на данный момент создано только две: 39 Камппи-Мюрмяки и 74 Хаканиеми-Порттипуисто (IKEA).

Время работы

С понедельника по четверг хельсинкский метрополитен открывается рано утром – в пять часов тридцать минут. В эти дни он закрывается за полчаса до полуночи. В пятницу и субботу эта транспортная система работает на два часа дольше. В воскресенье метрополитен открывается чуть позже, чем в другие дни: он начинает работу в шесть часов тридцать минут утра. В последний день недели двери метро закрываются за полчаса до полуночи.

Интервал между составами зависит от того, по какому именно участку метро движутся поезда. Этот интервал может составлять четыре или пять минут, а может быть равен восьми или иногда даже десяти минутам.

Виды общественного транспорта в Хельсинки

Общественный транспорт в Хельсинки представлен четырьмя видами: метро, трамваи, автобусы и такси. Каждый из них имеет свои особенности, о которых мы и расскажем ниже.

Метро

В Хельсинки находится самое северное в мире метро. Функционирует оно с 1982 года. На сегодняшний день в хельсинской подземке открыто 35 станций. Метро в Хельсинки является связующей артерией между центром города и его более отдаленными районами, а в том числе, районом Эспоо.

С понедельника по четверг метро открыто с 5.30 до 23.30, по пятницам и субботам с 5.30 до 01.30, а по воскресеньям с 6.30 до 23.30.

В финском метро турникетов нет, на входе билет необходимо приложить к специальному валидатору. Однако не стоит думать, что можно проехать бесплатно: постоянную “охоту” на безбилетников ведут контролеры, которые часто поджидают на спуске эскалатора.

На платформах удобно ориентироваться по табло, на котором указано, через сколько прибудет следующий поезд. В самих вагонах также имеются табло с информацией о следующей станции, указанной на двух языках: финском и шведском. Это очень удобно, поскольку не всегда легко воспринимать голосовое сообщение на иностранном языке. Над дверью вагона можно ознакомиться и со схемой метро.

Трамваи

В городе функционирует 11 трамвайных маршрутов. На каждой остановке можно увидеть схему маршрутов движения трамваев, а также расписание. График движения соблюдается с точностью до 1-2 минут.

Начинают работу трамваи около 6 утра, и ходят до полуночи.

Следует иметь в виду, что трамваю следует махнуть рукой, чтобы водитель остановился, иначе транспорт проедет мимо. Также, при намерении выйти на определенной остановке, необходимо нажать на кнопку на поручне, чтобы у водителя появилась информация о требуемой остановке на его табло.

Автобусы

В отличие от трамвайных, автобусных маршрутов в Хельсинки огромное количество. В основном автобусы начинают свой путь от привокзальной площади, а также в подземном автовокзале Камппи.

Движение автобусов стартует до 6 утра и заканчивается в районе полуночи.

Чтобы остановить автобус необходимо, как и в случае с трамваем, махнуть водителю рукой. Для выхода потребуется нажать на кнопку, расположенную на поручне, чтобы оповестить о совсем намерении водителя.

После полуночи ряд маршрутов обозначен буквой N – за проезд в таких автобусах взимается двойной тариф или доплата к имеющемуся билету.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий