Религиозные достопримечательности Бонна – храмы, соборы и мечети

Дом Бетховена

Beethoven-Haus Bonn – здание, в котором в 1770 г. родился великий композитор. С 1889 г. здесь расположен самый большой музей Бетховена в мире. Этот дом с барочным фасадом, построенный на рубеже XVII–XVIII вв. – один из немногих хорошо сохранившихся. Ныне в мемориальный комплекс по адресу Bonngasse 24-26 входит также соседний дом

Beethoven-Haus Bonn

и сад с установленными в нём бюстами композитора.

Дом Бетховена. Задний двор

В экспозиции дома, где родился Бетховен, представлены связанные с великим композитором предметы: музыкальные инструменты, партитуры, картины, рояль, слуховые трубки (ведь Бетховен с молодых лет начал терять слух). В соседнем доме, называемом Digitales Beethoven-Haus, есть возможность послушать произведения Бетховена посредством современных технических средств. По воскресеньям действуют специальные программы для детей. Здесь же работает сувенирный магазин.

Режим работы: в понедельник – субботу с 10 до 17–18 часов, а в воскресенье и праздники – в 11–17. Цена билета в оба здания – 6 EUR. При покупке билета доступен русскоязычный путеводитель. От железнодорожного вокзала до музея можно дойти за 10 минут. Автобусный вариант – № 550 до остановки Beethovenhaus или № 163 до остановки Bertha von Suttner Platz.

Берлинский кафедральный собор

Настоящим украшением центральной части города и Музейного острова является старинный Берлинский кафедральный собор. Он представляет собой самую большую евангелическую святыню в стране.

Проектирование и строительство здания были совершены в период с 1895 по 1905 года по желанию и официальному приказу Вильгельма ІІ. На то время высота храма равнялась 116 метрам, но активные бомбардировки Второй мировой войны внесли свои негативные коррективы. Он был сильно повреждён и нуждался в обширной реставрации, которая в скором времени началась и затянулась на пятьдесят лет.

Увенчивают строение пять куполов в зелёных тонах, фасады украшены резными фигурами, а арочный портал обрамлен колоннами из гранита

Интерьер собора выполнен также роскошно и красочно, особое внимание стоит обратить на витражи и центральный алтарь. Особый интерес у посетителей вызывает склеп династии Гогенцоллернов

Фазле Омар мечеть

Бывший пригород Гамбурга Аймсбютель часто называют рабочим кварталом – здесь во второй половине XIX века строили дома для бедных рабочих местных предприятий. Сегодня этот район, находящийся в северной части города, гордится храмами разных направлений: здесь действуют синагога, православная церковь св.Прокопия и Фазле Омар мечеть.

Мечеть открыл в 1957 году пакистанский государственный и религиозный деятель сэр Зэфэралла Хан, она была предназначена для сторонников ахмадитского движения в исламе – это второе специально построенное исламское культовое сооружение в ФРГ. Архитектором здания стал мусульманин Ахмади, родившийся в Германии. Несколько лет только здесь мусульмане, живущие в Гамбурге и его окрестностях, могли молиться и общаться в привычной для них обстановке.

В настоящее время мечеть открыта круглогодично и используется как информационный центр для школьных классов, правительственных групп и других учреждений. Скромное одноэтажное белое здание с двумя традиционными минаретами находится на улице Wieckstraße в квартале Стеллинген.

Мечеть Ибн Тулуна

Каир, Египет, IX век

1 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

2 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

3 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

4 / 8

Минарет мечети Ибн ТулунаWikimedia Commons

5 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

6 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

7 / 8

Мечеть Ибн Тулунаupyernoz / Flickr / CC BY 2.0

8 / 8

Мечеть Ибн ТулунаMichal Huniewicz / Wikimedia Commons

В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укреп­ле­ния власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.

Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — сто­лице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знако­вый памятник своих сюзе­­­­ренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (мина­рете), стоящей за пределами молит­венного двора со стороны, противо­полож­ной кибле. Как и его прототип в Самарре, мина­рет опоясан внешней лестницей как спи­ралью. В качестве строительного мате­риала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для сред­невековой архи­тектуры Египта, где не было недостатка в камне.

Здесь арабские мастера уже почти отказа­лись от использования элементов ан­тичных и византийских зданий. Внутренние поверх­ности арок покрыты рез­ным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяже­нии столетий служила предметом изучения для му­суль­манских художников.

Позже, в XIII веке, в центре двора был возве­ден фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.

Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгоражи­вавшая периметр культового здания от жилых и базарных квар­­талов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная от­крытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молит­вы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из му­сульман­ской архи­тектуры Ирака.

Синагоги

Самое старое еврейское культовое здание синагоги находится в столице Чехии – красивейшем городе Праге. Недалеко от центральной части города размещается еврейский квартал с кладбищем и, естественно, синагогой. Это молитвенный дом евреев, исповедующих иудаизм.

Построена она в готическом стиле в 1270 году. Это старейшее молельное помещение, к тому же активно действующее по сей день. Название у него интересное – Старо-новая. После того как церковь была построена в Йозефов (квартал в центре Праги), то ее называли Новой. Но в 16 веке начали строить еще еврейские молельные дома, так что эта стала называться по-другому – Старо-новой.

Новая синагога

Новая Синагога – это величественное и необычное сооружение, которое имеет черты неовизантийско-мавританского стиля. Сегодняшнее здание – это реконструкция старой святыни, которая была разрушена в военное время и восстановлена по историческим чертежам.

Архитектором, который начал строительство этого невероятного здания, был Эдуард Кноблаух, после его смерти дело продолжил Фридрих Август Штюлер.

Особенностью Синагоги являлся огромный молитвенный зал, который мог вместить одновременно три тысячи верующих.

Благодаря неровностям строительного участка здание приобрело любопытную изогнутую структуру. Синагогу увенчивали три позолоченных купола, выполненных в стиле восточных арочных шатров.

После разрушений в ходе войны здание отстроили. Были реконструированы фасад и купол, который стал гораздо меньше по размеру.

На сегодняшний день Новая Синагога в Берлине вмещает в себе центр еврейской культуры и музей. Здесь также имеется комната для молитв. Место нахождения святыни: Oranienburger Str. 28-30. Стоимость входного билета для посещения музея – 5 евро.

Мечеть Юч Шерефели

Эдирне, Турция, XV век

1 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

2 / 5

Мечеть Юч ШерефелиAli Saim Ülgen Arşivi / SALT

3 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

4 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

5 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болга­рией в сере­дине XIV века почти на столетие стал столи­цей Османской импе­рии. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина (служи­теля мечети, призывающего на мо­лит­ву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».

До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византий­ских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей состав­лялись из одина­ковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огром­ный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиоз­ное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.

Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоя­щими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пяти­главую композицию здания.

Сочетание в плане подкупольного шести­угольника и угловых квадратов приве­ло к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхи­тив залитые светом мечети «великолепного века»  Великолепный век — эпоха расцвета Осман­ской империи, XVI­–XVII ве­ка..

Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку боль­шого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется компози­ция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для боль­ших султанских мечетей Стамбу­ла. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре мина­рета — тем самым был не только заложен новый стандарт фикса­ции террито­рии мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалкон­ный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструк­ция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.

Казань

В Казанском Кремле на берегу могучей реки Волги располагается самая красивая и значимая мечеть Татарстана под названием Кул-Шариф. Многие приезжают в Казань полюбоваться такой достопримечательностью города. Хоть это и современная постройка (начались работы в 1996 году), но воссоздавалась она по чертежам и сохранившимся сведениям про легендарную мечеть, которая существовала в столице Казанского ханства еще в 16 столетии. Мечеть в Казани была разрушена в 1552 году во время штурма города войском Московского царя Ивана Грозного.

Воссозданный вновь храм получил название в честь последнего правителя, имама и начальника оборонительных действий столицы.

Мечеть в Казани состоит из здания с многочисленными минаретами, двумя павильонами по бокам храма, дворика в виде площади и рядом находящегося помещения хозяйственного назначения. Все сооружения объединены общей стилистикой и смотрятся комплексом. Здание отлично просматривается с набережной реки Казанки. На всех открытках города можно увидеть фотографии этого прекрасного сооружения. На службу приходят около 1,5 тыс. человек. На площади перед храмом помолиться и послушать службу смогут еще 10 000 мусульман.

Общие сведения о Бонне

Расположился он в непосредственной близости с Кельном. Весь неспешный ритм жизни его жителей, отсутствие ажиотажа и при этом целый клад из культурного наследия обязательно стоит того, чтобы провести здесь время.

Город был основан две тысячи лет назад, как лагерь Castra Bonnensia на пути римского войска. Пик расцвета пришелся на XVIII век. Тут была резиденция кельнского архиепископа, основан знаменитый университет. Это место, в котором родился Людвиг Ван Бетховен.

Весь расцвет приостановила французская революция и более 20 лет оккупации. Затем здесь правила Пруссия. Довольно тяжко пришлось и в период первой и второй мировых войн. Здесь было разорение и значительные разрушения. В 1949 году этому городу довелось стать главным на карте Германской Федеративной республики.

С истории понятно, что эта местность была очень важна, и Бонн сумел сохранить достопримечательности разных эпох. А обрамление и весь особенный местный шарм делает его несравненным. Ныне это отнюдь не столица, которая насыщена суетой и пафосом. Это небольшой город с населением около 300 тысяч и скромной душой. Однако скромность – это не то, что должно чувствовать такое поселение. Ведь является очень значимым для всего мира.

Языческие святилища

Мнения историков о языческих верованиях восточных славян разделились. Одни считали, что молитвы приносили люди на поле, в лесу, на берегах рек, в общем, на природе. Другие убеждены, что все-таки существовали у древних славян и культовые постройки, которые были представлены вырезанными из дерева или камня изображениями богов. Эти идолы располагались в отдельно отведенном месте, и руководили службой жрецы.

Археологи часто находили вдалеке от жилища людей особые языческие культовые сооружения с ямой для жертвоприношений. Это были круглые капища, выложенные камнями и огороженные по кругу. В поселениях славян имелось длинное строение для общественных сборов, так вот, чаще всего капища находили возле таких домов.

Боннский Кафедральный собор

Католический Bonner Münster Basiliсa на нынешней площади Münsterplatz был заложен на месте захоронения двух римских легионеров – Кассия и Флорентия, казнённых за помощь немецким христианам во время их преследований. Согласно преданию, их могилу обнаружила св. Елена (известная обретением в Иерусалиме важнейших христианских реликвий). Строительство собора в романском стиле началось в середине XI в., но закончилось через два с половиной столетия. В здании гармонично сочетаются черты романики и готики.

Несмотря на серьёзные разрушения во время войны, здание сохранило первоначальный фасад XIII века. Он имеет пять башен: центральная – самая высокая, достигает 96 метров.

Католический Bonner Münster Basilica

Романские черты сохранились в более ранней потайной галерее внутри собора. Её своды украшены резьбовым изображением лошадей, львов и драконов. В целом внутреннее убранство собора, выполненное в более поздний период, тяготеет к барокко. Внутри можно видеть алтарь XI в. над часовней, купель XII в., скульптуры св. Елены, св. Кассия, св. Флорентия, панораму Бонна 1704 г.

В восточной части базилики на открытой площадке лежат каменные изображения голов Кассия и Флорентия, изготовленные уже в нашем столетии. Слева от собора с 1902 г. действует фонтан св. Мартина, скульптурная композиция которого изображает детей, ловящих гусей ко дню святого. Именем св. Мартина иногда называют и весь собор.

Боннский Кафедральный собор имеет почётный статус малой папской базилики.

Адрес: Gerhard von Are Straße, 5. Режим работы: с 8 (в воскресенье – с 9) до 19 (в воскресенье – до 20) часов. Вход свободный, а за русский путеводитель нужно заплатить 0,5 EUR.

Музей современного искусства

Боннский музей современного искусства основан в 1947 году. Он является важным элементом «музейной мили» города. Его экспозиция посвящена немецкому искусству послевоенного периода и рейнскому экспрессионизму. Коллекция музея в 1882 г. заложена профессором Боннского университета Ф. Оберниром, который завещал ее городу. После войны она постоянно пополнялась.

Сегодня здесь самое обширное собрание работ художников Германии, в том числе более семи с половиной тысяч работ рейнских экспрессионистов. В 1992 году музей получил новое здание оригинальной архитектуры, которое является самой дорогой музейной постройкой современной Германии.

Местоположение: Friedrich-Ebert-Allee — 2.

Что попробовать

Бонн — подходящее место, чтобы раз и навсегда полюбить белые немецкие вина. То же самое можно сказать и про соседний Кёльн. Именно здесь стоит попробовать рислинг, шпетбургундер, элбинг и сильванер. Виноград, из которого производят эти сорта, растёт в раскидистых долинах Рейна. Самые известные винодельческие регионы здесь — Рейнхессен, Наэ, Рейнгау.

Бонн — идеальное место, чтобы раз и навсегда полюбить белые немецкие вина.

Чтобы попробовать вино, необязательно сразу идти в ресторан. Загляни для начала в сетевой винный магазин Jacques’ Wein-Depot неподалёку от Музея арифметики. Цены на рислинги начинаются с 6 € (≈ 432 руб.), на бургундеры — с 7 € (≈ 504 руб.). Изучить ассортимент и цены можно на официальном сайте сети магазинов.

Если ты любишь желатиновых мишек, то Бонн — это твой рай. Именно здесь находятся фабрика и огромный фирменный магазин Haribo. Некоторые путешественники приходят в магазин как в музей, чтобы узнать историю компании и поглазеть на разноцветные сладости. Десятки видов мармелада и суфле поджидают сладкоежек на полках. Сувениры с мишками тоже здесь, это отличный подарок для любителей безделушек.

Немецкий производитель сладостей

Штаб-квартира немецкой компании Haribo находится в Бонне, а само название бренда произошло от первых букв имени и фамилии основателя Ханса Ригеля и первых букв в названии Бонна: ха-ри-бо.

Местное пиво Bönnsch считается гастрономическим символом Бонна. Попробовать его можно в одноимённом ресторане-пивоварне Brauhaus Bönnsch неподалёку от площади Friedensplatz. Бокал фирменного пива 0,2 л стоит 1,80 € (≈ 130 руб.), бокал 0,3 л — 2,70 € (≈ 195 руб.), а пол-литра — 4,60 € (≈ 332 руб.).

Ресторан-пивоварня Brauhaus Bönnsch.

Что касается кухни, то советуем попробовать  большой бретцель с луковым соусом за 3,80 € (≈ 274 руб.), салат Бённш с тонкими ломтиками стейка и свежими грибами за 13,90 € (≈ 1000 руб.), Бённш-бургер с говяжьей котлетой за 12,50 € (≈ 900 руб.), рулет из говядины с горчичным соусом, тёплым яблоком, красной капустой и отварным картофелем за 14,50 € (≈ 1045 руб.), шницель с пивным соусом Бённш и хрустящим жареным картофелем за 15,20 € (≈ 1095 руб.) и многое другое. Полное меню можно посмотреть на сайте ресторана-пивоварни.

Знаменитые жареные колбаски или сосиски с картофелем фри пробуй на площади Маркт в уличных лотках. Солидная порция обойдётся в 4,50 € (≈ 324 руб.), кетчуп прилагается. Вообще немецкая уличная еда калорийная, поэтому даже хот-догом или порцией чипсов можно наесться на ближайшие несколько часов.

Бонн — город для неторопливых путешественников, жизнь течёт здесь размеренно, и почти все основные достопримечательности можно осмотреть за один день. Зато в Бонне всё ещё чувствуется торжественность бывшей столицы, проходят уникальные музыкальные события и даже остался рынок на Рыночной площади не в пример многим другим европейским городам. Бонн как будто сохранил по крупинке от каждой эпохи, прошедшей со времени его основания.

Что притягивает и манит путешественников в Берлин

Каждый турист, жаждущий посетить культурную, политическую и экономическую столицу Германии, находит в ней свое, особенное и неповторимое. И это совсем не удивительно, так как количество достопримечательностей, музеев, театров, галерей, мест культурного отдыха и разнообразных закусочных здесь грандиозно большое.

Многословные тирады можно вести о историческом прошлом Берлина, которое ассоциируется прежде всего с Бранденбургскими воротами и Рейхстагом, обязательными местами к посещению.

Побывать стоит и в East Side Gallery – галерее, которая повествует о сравнительно недавнем прошлом веке, здесь же можно рассмотреть остатки Берлинской стены, ныне разрисованной художниками.

Недалеко от неё расположена улица Leuschnerdamm, проходящая вдоль канала, где остались все еще работающие фонари с деревянными столбами, которые освещали Стену.

Внимания путешественника заслуживают и Museumsinsel, так называемый Музейный остров, и самая высокая в Берлине гора с интересным названием Teufelsberg, а также Tiergarten – цветущий парк, который придется по душе каждому.

Провести время в Берлине можно не только приятно, но и полезно, ведь, знакомясь с достопримечательностями города, вы узнаете и его историю. Отдельно стоит рассмотреть и составить маршрут по строениям религиозного предназначения, которых в Берлине несчетное количество. Рассмотрим самые популярные из них подробно.

Мечеть Султанахмет

Стамбул, Турция, XVII век

1 / 6

Мечеть СултанахметRev Stan / CC BY 2.0

2 / 6

Мечеть СултанахметWikimedia Commons

3 / 6

Мечеть СултанахметWikimedia Commons

4 / 6

Мечеть СултанахметWikimedia Commons

5 / 6

Мечеть СултанахметWikimedia Commons

6 / 6

Мечеть СултанахметWikimedia Commons

Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре осман­ской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византий­ского ипподрома и Боль­шого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерь­ера израз­цовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.

Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постанов­ке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным про­порциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеоб­разного «соревно­вания возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, и угловые купольные мечети создают впечатление пузырящейся массы, расту­щей вверх и образующей пирамидаль­ный объем, доминирующий над истори­ческой частью города.

Композиция купольного зала мечети представляет собой ренессансный тип храма-тетраконха  Тетраконх — (от греч. tetra — «четыре» и «конха» — перекрытие в форме полу­купо­ла) — в раннехристианском и средне­вековом зодчестве тип центрического храма с четы­рехлепестковым планом., применительно к исламской архитектуре доработанному в середине XVI века великим турецким архитектором Синаном, учеником кото­рого был и строи­тель Голубой мечети Мехмед Ага. Купол диаметром 23,5 метра с четырех сторон опирается на полукупола, образуя в интерь­ере четырехлист­ник и создавая ощущение идеальной симметрии и уравновешен­ности про­странства. Световые проемы в основании купола и сводов обеспечи­вают ровное освещение по всему периметру огромного помещения.

Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По ле­генде, такое рекордное для своего времени коли­чество башен появилось в результате ошибки: кто-то перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная ме­четь в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.

Старая ратуша

Здание Altes Rathaus в стиле рококо было построено в XVIII в. по распоряжению курфюрста Клеменса-Августа. В верхней части фасада находится герб города Бонна. Ниже него расположены часы, окружённые скульптурными рельефами

Особое внимание привлекает изящная позолоченная лестница. В бытность Бонна федеральной столицей с её верхней площадки выступали государственные деятели многих стран

Altes Rathaus

С постройкой Новой ратуши в районе Nordstadt в 1978 г. переехал муниципалитет. Здание Старой ратуши отвели под резиденцию бургомистра. Оно также используется в представительских целях. Свадебный зал можно арендовать для бракосочетаний.

Адрес: площадь Am Markt. Здание открыто для свободного входа туристов только в высокий туристический сезон – в мае–октябре по первым субботам месяца в 12–16 часов.

Главный символ Бонна

Если вы когда-нибудь посетите чудесный город Бонн и захотите узнать, какая же главная его достопримечательность, все без исключения жители Бонна ответят вам, что это монастырь-базилика. Этим символом герб города украшен с XIII века. Несмотря на то, что с того времени произошли многочисленные изменения в панораме Бонна, на внешний вид монастыря-базилики это никак не повлияло.

Он по сию пору радует горожан и туристов современным видом. Главными покровителями местечка небезосновательно считают Флоретия и Кассия, которые были мучениками. На месте их захоронения был заложен Боннский монастырь-базилика.

Небольшая культовая постройка конца периода правления римлян постепенно превращалась в настоящий архитектурный шедевр. В современном виде церковь представляет собой ее первоначальный вариант эпохи XI-XIII столетий. Элементы романского и готического стилей находятся в прекрасной гармонии друг с другом, соединяясь в одно целое.

Мечеть Кувват аль-Ислам

Дели, Индия, XII век

1 / 7

Минарет Кутб-Минар мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

2 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

3 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламAfifa Afrin / Wikimedia Commons

4 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

5 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

6 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

7 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламAfifa Afrin / Wikimedia Commons

После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необхо­димость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могу­ще­ство новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).

Строительство ансамбля началось в 1192 го­ду по персидскому образцу, с кото­рым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 мет­ров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и па­вильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямо­уголь­ника двора, и широкий открытый молит­венный зал, перекрытый купо­лами. Однако местные мастера, в отличие от пер­сидских коллег, не вла­дели ни тех­никой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструк­ций, обычных для иран­ских построек. Был найден компромисс: мечеть сохра­нила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекры­тия, потребо­вавшие большого количества опор. Строительным материалом послу­жили фраг­менты разрушенных индуистских и джайн­ских храмов, на месте которых строился комплекс, и в какой-то момент эта практика получила идеологиче­ское обоснование: культовое сооружение новой веры возводи­лось из руин по­пранных храмов идоло­поклонников, зримо свидетель­ствуя о действительной мощи ислама.

Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делий­ской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из крас­ного песчаника, оказались не просто фигуратив­ные изображения, но рельеф­ные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельеф­ных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как му­сульманской архитектуры, так и традицион­ной индийской скульптуры и орна­менталь­ной резьбы.

Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, по­кры­тым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности по­строй­­ки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако кал­лиграфическая резьба, выполнен­ная местными мастерами, превратилась в ана­лог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.

Минарет комплекса (Кутб-Минар) представ­ляет собой сужающуюся пяти­ярус­ную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой вы­сокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.

Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продол­жать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпич­ной тумбой высотой около 25 метров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий