Дом Амалье в Барселоне – прекрасный образец гармоничного сочетания неоготики и модерна

Особняк Амалье от Пуч-и-Кадафалка

Кипучая деятельность в квартале раздора началась именно с этого особняка. Шоколадный фабрикант Амалье в 1898 году обратился к архитектору-модернисту с заявкой на перестройку своих владений. Пуч-и-Кадафалк тяготел к сочетанию в новом стиле готических элементов, что и выразилось в фасаде здания.

Ступенчатый фронтон был навеян автору голландской архитектурой, а кованые детали для балконов и керамическая разноцветная облицовка пришли из каталонского модерна. Интерьер и мебель для дома Амалье также проектировал Жозеп Пуч-и-Кадафалк.

В настоящее время данный объект доступен для экскурсантов. А посмотреть внутри здания есть на что: килевидные дверные арки, полы с римскими мотивами, богатая скульптурная отделка.

Театры и концертные площадки Барселоны

На сценах барселонских театров ежедневно можно увидеть знаменитые мюзиклы и концерты мировых звезд, оперные постановки, классические театральные произведения, комедии и драмы.

Дворец каталонской музыки

Находится на границе Готического квартала и исторического центра города в районе Эль Борн. Построено здание в 1908 году и изначально выполняло функции штаба Каталонского Орфеона. Сейчас это крупный концертный зал, вмещающий 2200 зрителей. Он известен богатой архитектурой в стиле каталонского модерна и входит в список наследия ЮНЕСКО. Особенность дворца – стеклянный потолок с разноцветными витражами.

Большой театр «Лисео»

Оперный театр открыт в 1847 году. Строился на средства меценатов – этим объясняется отсутствие в театре королевской ложи. За долгие годы театр пережил много неприятных моментов – теракт, пожары, отсутствие финансирования. Сейчас зрительный зал Большого театра – настоящее произведение искусства с шикарным интерьером. В главном театре Барселоны выступали Пласидо Доминго, Федор Шаляпин, Монтсеррат Кабалье.

Театр «Колизей»

Один из самых знаменитых театров Барселоны построен в 1923 году. Монументальное здание возведено во французском изысканном стиле. Центральный купол театра расположен между двумя симметричными башнями. Внутренний интерьер богато украшен орнаментами кисти художников Фернандеса Казалеса, Пера Рикарта, Торра Пасана. Вместимость зрительного зала – 1698 человек, он оснащен удобными креслами.

Национальный театр Каталонии

Открылся театр в 1996 году. Проект здания разрабатывал архитектор Рикардо Бофилл. Для показа спектаклей оборудовано три зрительных зала – Таллерс, Петита, Гран. Большую часть постановок показывают на каталонском языке. Основа репертуара театра – постановки испанской классической и современной драматургии. Здание отличается интересным дизайном – стеклянные стены соседствуют с греческими колоннами.

Театр «Полиорама»

Здание театра возведено в 1894 году. Сначала его стены занимала Королевская Академия Наук и Искусства, затем кинотеатр. Только для театральных постановок его стали использовать с 1976 года. В настоящее время основные постановки театра – мюзиклы и комедии. Расположен театр на бульваре Рамбла в окружении ярких достопримечательностей Барселоны. Стоимость билетов в театр достаточно демократичная.

Больничный комплекс Святого Креста и Святого Павла

Недалеко от собора Саграда Фамилия находится еще одно архитектурное чудо – госпиталь Сан Пау. Чем может быть интересен больничный комплекс? Обычный – вряд ли заинтересует. Но больницу в Барселоне, которую построил Луис Доменек-и-Монтанер, обычной не назовешь.

Архитектор-модернист взялся за работу в 1901 году и за несколько лет по его проектам создали комплекс зданий, каждое из которых является шедевром модерна. На фото изображен фасад, а за ним располагается большой внутренний двор, где по периметру выстроились прекрасные сооружения с башнями, куполами, изящными эркерами и балконами.

Любое здание комплекса – это завершенный изысканный проект. Но все они объединены подземными переходами.

Госпиталь Сан Пау выполнял свои прямые функции до 2009 года, после чего его переоборудовали в культурный центр. Данный комплекс внесен в список объектов ЮНЕСКО. Ежедневно в госпитале-музее проходят экскурсии в сопровождении гида. Экскурсии проводят на английском, французском, испанском и каталанском языках.

Исторический контекст

Если обратиться к историческому контексту, мы увидим: в те времена имелись все условия для того, чтобы стиль модерн — который в Каталонии назвали модернизмом — заполнил каждый уголок новой создававшейся Барселоны:

Промышленная революция, которая предполагала разрыв с прошлым во всех смыслах и способствовала созданию атмосферы перемен.

Первая Всемирная выставка в Испании, организованная в 1888 году в Барселоне. Это событие стало одним из стимулов для активного проектирования новых зданий, а также для многочисленных градостроительных изменений.

Экономический подъем, который стал результатом не только промышленной революции, но также испано-американской войны 1898 года и потери последних колоний. Многие из тех, кто отправился тогда на американский континент, вернулись состоятельными людьми, проникнутыми духом современности и стремившимися изменить привычные каноны.

В Барселоне возникло движение Ренайшенса — каталонского ренессанса,— которое возвышало ценности самобытной каталонской культуры. Именно поэтому началось формирование новой буржуазии, которая вкладывала средства в культуру, искусство и архитектуру, отличаясь высокой заинтересованностью и чувством приверженности к родной земле.

Создание Плана Серда Параллельно с этим и в качестве реакции на ускоренный рост города возник План Серда, целью которого было расширить Барселону за пределами старинных крепостных стен. Для создания этого плана Ильдефонс Серда взял за основу форму сетки с прямоугольными ячейками. Образовавшийся в результате район сегодня известен как л’Эйшампле (что по-каталански означает ‘расширение’, ‘новостройка’).

Характеристики каталонского модернизма в Барселоне

Каталонский модернизм в Барселоне стал культурным направлением, которое получило свое отражение в искусстве и передовой мысли, достигнув наивысшего расцвета в архитектуре. Благодаря этому Барселона преобразилась: новый стиль подарил городу разноцветье красок, великолепный декор, изогнутые и волнистые линии (которые Гауди называл Божественными), а также возрождение всех видов искусства, сочетавшихся с оригинальной инновационной архитектурой, — включая скульптуру, живопись, керамику, стекло и кованое железо.

Прекрасным образцом этого стиля является фасад Дома Бальо, характерные черты которого — разнообразие материалов и настоящий расцвет креативности, вдохновленный природой и самой известной каталонской  Легендой о Святом Георгии.

Внутренний двор

Внутренний двор Дома Батльо выделяется своей отделкой. Антонио Гауди при помощи игры светотени, задействовав керамическую плитку различных оттенков, получил равномерное освещение. При сооружении мансарды Дома Батльо, впервые были применены параболические арки. Позже Гауди применял их и в прочих своих проектах, потому как замысел получился на удивление выигрышным.

Благодаря задумкам и виртуозности создателей Дома Батльо, декоративная отделка восторгает. Кованые изделия – творения рук прославленных братьев Бадия. Стеклодув Жузеп Пелегри трудился над витражами, изразцы делали отец и сын Пужол-и-Баусис, а поставлял керамику Себастьян-и-Рибо.

Архитектура готического квартала

Почти во всех районах Барселоны можно увидеть объекты в стиле модерн. Только готический квартал сохраняет свой особенный облик, который сформировался намного раньше. Архитектура древнего города, начиная со средних веков, соответствовала готическому стилю. Много зданий сохранилось, а если какие-то из них перестраивали, то, чаще всего, придерживались каталонской неоготики.

Посмотрите, как величествен и прекрасен Кафедральный собор, о чем я рассказывала раньше. Этот храм стоит в центре квартала, а вокруг него вьются узкие старинные улицы. Одна из самых колоритных – улица Бизбе, связывающая площадь перед собором и площадь Св. Жауме.

Готический квартал сохранил планировку с римского периода, когда главные улицы пересекались, образуя квадрат форума. Вот улица Бизбе и является одной из тех основных улиц. С шириной не более трех метров… Впрочем, когда вы погуляете по этому кварталу, то увидите немало переходов, которые еще уже, так как роль главных им никогда не светила…

А бывший форум – нынешняя площадь Св. Жауме  — была и остается средоточием органов власти. На площади друг против друга расположены два дворца, построенные как административные здания во второй половине XIV века.

Этот дворец является резиденцией правительства Каталонии, а во втором заседает муниципальная власть Барселоны. Их также перестраивали и расширяли. Дело было в эпоху ренессанса, поэтому средневековые здания обзавелись ренессансными фасадами. Но готическая основа также сохранилась. За фасадом скрывается центральный двор с парадной лестницей и окружными галереями.

Ла-Педрера

Второе название данного особняка — Дом Мила. Это здание Барселоны в стиле модерн с изогнутыми линиями фасадов похоже на мистическую гору Монтсеррат.

Каса Мила – последняя законченная работа Гауди, памятник национального уровня, объект Юнеско. Внешний вид здания необычен даже для яркого модернового стиля: внешние стены напоминают прибрежные скалы, кованые балконные решетки – морские водоросли. Светотени создают на фасаде зрительные эффекты движения.

Чтоб миновать очереди в Саграда Фамилия, о билетах лучше подумать предварительно. Приобрести билеты онлайн в Саграда Фамилия возможно по данной ссылке.

Каса Лео Морера от Доменек-и-Монтанера

Если вы будете осматривать Барселону с борта экскурсионного автобуса, то первым из знаменитых особняков увидите дом Лео Морера, потому что он начинает эту архитектурную выставку.

За обновление дома фабриканта Морера взялся Луис Доменек-и-Монтанер – один из основоположников каталонского модерна. За 4 года, начав в 1902 году,  архитектор преобразовал ничем не примечательное здание в изысканный дворец с воздушной башенкой, каменными кружевами и львами в оформлении.

Рядом уже красовался особняк Амалье. А за ним кипела стройка дома Бальо под руководством Гауди. Монтанеру было с кем соревноваться… Но он остался верным своему увлечению элегантным декором, в котором сочетаются мудехар с готикой.  В те же годы Доменек-и-Монтанер начал строительство больничного комплекса Сан Пау, и вот там он уже по-настоящему развернулся, создав удивительный мини-город.

Любопытно, что в ряду описанных архитектурных шедевров стоят и два других особняка – каса Мульерас и каса Бонет. Автором одного из них является также известный каталонский архитектор, построивший величайший собор на горе Тибидабо. Однако, об этих домах практически не упоминают… Их фасады не соперничают с тремя звездными проектами.

Где находится квартал раздора, вы уже знаете. А я дополню практичную информацию. На этом участке расположены важные подземные коммуникации — железнодорожный вокзал Barcelona Pg.Gracia. Те, кто добирается в Барселону из Салоу, приезжают на указанный вокзал, поднимаются через подземный переход и оказываются лицом к лицу к трем архитектурным шедеврам!

Квартал раздора на карте Барселоны

Это интересно: Башня Монжуик: разбираем во всех подробностях

Оформление фасада

Изогнутый фасад Дома Лео Мореры привлекает богатством и сложностью форм, изысканным скульптурным орнаментом с геральдическими и растительными мотивами. Центр фасада представляет угловую застекленную ротонду и изящную башенку на углу дома. Розовые мраморные колонны опоясывают первый этаж здания.

Дом Лео Морера украшен:

  • выступающими балконами разнообразных форм с ажурными каменными ограждениями;
  • большими круглыми окнами, разделёнными пилястрами;
  • застеклёнными галереями пятого этажа.

Причудливые архитектурные формы Дома Лео Морера сразу привлекут ваше внимание. Когда-то рядом с окнами первого этажа находились две пары женских фигур с цветами

К сожалению, сейчас этот элемент декора отсутствует. Зато фигурки четырех девушек, символизирующих технический прогресс, до сих пор присутствуют по краям широких балконов на третьем этаже. Каждая из них держит в руках одно из новейших достижений техники:

Когда-то рядом с окнами первого этажа находились две пары женских фигур с цветами. К сожалению, сейчас этот элемент декора отсутствует. Зато фигурки четырех девушек, символизирующих технический прогресс, до сих пор присутствуют по краям широких балконов на третьем этаже. Каждая из них держит в руках одно из новейших достижений техники:

  • фотоаппарат;
  • телефон;
  • фонограф;
  • электрическую лампочку.

Церкви и храмы Барселоны

Некоторые знаменитые культовые места города основаны более семи столетий назад. Это впечатляющие храмы и соборы, построенные в готическом или романском стиле.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии

Католический собор, являющийся резиденцией Барселонского архиепископа, основан в 1298 году. Завершилось строительство только в 1420 году, а оформление фасадов закончилось лишь к 1890 году. Расположен собор в Готическом квартале. В одной из часовен собора живут 13 белых гусей, считающихся символом чистоты святой Евлалии, погибшей мученической смертью в 13 лет. Высота главной башни собора вместе со шпилем составляет 70 метров.

Монастырь Педральбес

Расположен в одноименном квартале, который считается одним из самых богатых районов Барселоны. Монастырь основан в 1326 году Элизендой де Монкаде – женой испанского короля Жауме II. Большинство построек обители возведено в XIV веке. Они показывают, насколько роскошным было подворье монастыря в те времена. Главный шедевр – келья с росписями Феррера Бассы, подготовленная для племянницы короля, ставшей аббатисой.

Церковь Санта-Мария-дель-Мар

Памятник готической архитектуры в историческом квартале. Построена церковь в период расцвета Каталонии – в XIV веке. Являясь прекрасным образцом каталонской готики, она сохранила единый стиль оформления, несмотря на потерю значимых элементов в результате пожаров и землетрясений. Колокольни церкви высотой 48 метров заканчиваются каменными срезами, а не шпилями. Украшает фасад окно с витражом и стрельчатые арки.

Храм Святого Сердца

Расположен на горе Тибидабо. Оригинальный храм представляет собой комплекс двух церквей, установленных друг на друга. Строительство храма началось в 1902 году архитектором Энрике Санье, закончил возведение в 1961 году его сын. Сразу же по завершении строительства папа Иоанн XXIII присвоил храму статус Малой базилики. Храм особенно эффектно смотрится издали, кажется, что статуя Иисуса Христа на его вершине обнимает весь город.

Санта-Мария-дель-Пи

Одна из главных достопримечательностей Готического квартала, шпиль колокольни которой возвышается над окружающими зданиями на высоту в 54 метра. Диаметр главного колокола составляет 1,4 метра. Построена церковь Санта-Мария-дель-Пи в конце XIV века, а первое религиозное строение с таким названием появилось на этом месте в 413 году. При реставрации под руководством Жузепа-Марии Жужоля появились 10-метровое окно-розетка.

Церковь Сант-Мигель дель Порт

Входит в список национального культурного наследия Испании. Расположена церковь в прекрасной живописной местности предгорья каталонских Пиренеев. Церковь входит в состав монастырской обители XI века, планировка которой не менялась несколько столетий. Архитектура церкви сочетает готический и романский стили. В небольшой крипте при церкви захоронены тела бывших настоятелей монастыря.

Особенности интерьера Каса Батльо

Изначальная задумка выполнения модернизации этого дома в Барселоне не предполагала больших стилистических изменений. Но итоговая вариация фасадов кардинально отличается от первоначальной мысли во многих аспектах. Обтекаемость и гладкость форм стали определяющими факторами направления творческой мысли при совершенствовании здания.

Волнистость имитирует ощущения полета. Лестница, расположенная между первым и вторым этажом, словно материализовалась из воздуха, а ступеньки символизируют конструкцию скелета дракона. Примечателен камин в виде гриба, общая нестандартность оконных и дверных проемов этого дома в Барселоне.

Путешествие по зданию доказывает правоту архитектора о том, что для высоких результатов в познании требуется обращаться за помощью к высшим силам, необходимо выходить за рамки привычности. Были проведены работы по реконструкции мансарды, результатом чего стало возникновение на крыше ступенчатой террасы. Были улучшены система вентиляции и освещения.

Архитектура квартала

Если идти от площади Каталонии, то на третьем перекрестке можно увидеть один из трех домов, которые заслуживают мифологического здания. Жители этого места давно уже подарили это звание Дому Бальо, но два других архитектурных памятника также заслуживают внимания.

Квартал несогласия начинается с Дома Лео Морера. Его можно узнать из далека по необычной крыше, украшенной башней-ротондой. Ранее ничем не привлекательный угловой дом фабриканта Морера не вызывал такого любопытства, пока он не попал под реставрацию. Взяться за его преображение вызвался Доменек-и-Монтанера. Этот архитектор основоположник модернизма и за 4 года его усилиями дом превратился в настоящий архитектурный шедевр с тонкими архитектурными кружевами по всему фасаду. По периметру он украшен скульптурами величавых львов, которые сейчас сохранились не полностью.

Когда Доменек-и-Монтанеро закончил свое строение в 1906 году далее по улочке находился шедевр самого Гауди, это придало сопернический дух, но он остался верен себе, хотя некоторые моменты все же его сдерживали. Зато он воплотил все свое мастерство в Сан-Пау, который начал строить в тех же годах и превратил это место в своего рода мини-город.

Рядом с творением этого архитектора стоит не менее примечательный Дом Мульерас – труд Энрике Сангиера. Он был закончен на год раньше, чем предыдущий объект, но не вошел в претенденты на звание прекраснейшего, но достоин, чтобы его посетили и оценили старания мастера. Здание выполнено сразу в двух стилях: модерн и классика. Его эффективность фасада немного уступает двум другим претендентам на титул.

Дом Амалье – первый звоночек и начало необыкновенного района в сердце Каталонии. С него все и началось, это первая постройка, которая находиться в средине звездного ансамбля. Она действительно впечатляет своим многоступенчатым фасадом и величавым видом.

Это творение Пуч-и-Кадафальком было возведено им на рубеже столетий. Амалье – успешный владелец шоколадных фабрик обратился в 1898 году к архитектору, чтобы тот преобразил его дом и сделал его узнаваемым. Пуч-и-Кадафальк потрудился на славу, здание действительно стало необычным и известным на все века. Он взял за основу опыт голландских архитекторов и выполнил ступенчатый фасад с кованными элементами на балконах, плюс к тому строение украшено разноцветной облицовкой из керамики.

Внутри здание также великолепно, так как его интерьер был выполнен по эскизам архитектора, он сам подбирал материалы для отделки, и получилось все необычно и практично. Даже сейчас туристы могут оценить полы, украшенные римскими мотивами, необычные арки и многочисленные скульптуры.

Заключительным шедевром в описанной троице выступает Дом Бальо. В Каталонии можно встретить много творений Гауди, но это производит неизгладимое впечатление. Жители давно уже прозвали его Домом костей, так как в его экстерьере присутствует множество решеток и кованых деталей.

Первоначально в нем жил текстильный магнат Бальо-и-Касановасу, но потом в 1906 году он был полностью реконструирован Гауди и сейчас остался в том же виде, что и в 1906 году. Присуще стилю этого архитектора в его сооружении нет ни одной ровной линии, даже очертание дома все сплошь состоит из плавных линий.

Замысел архитектурного творца был грандиозным – этот дом представляет собой тело дракона, который пронизывает своим копьем Святой Георгий. В Каталонии очень чтят этого святого, поэтому строение и вызывает столько восторга и внимания. Из-за этого сравнения с легендарным поединком архитектурный ансамбль носит название Дом Дракона.

Если присмотреться, то на его колонах и балконах можно угадать кости жертв дракона, но это не выглядит зловеще, скорей архитектурно завораживающе. На крыше здания, которая символизирует собой спину дракона, находится небольшая башня, она является копьем, на самом ее верху располагается крест. В ночное время на всем доме зажигается подсветка, она меняет свой цвет. Дом был закончен в 1877 году и до сих пор сохраняет свой внешний облик тех времен.

Тематические экскурсии по Барселоне

Разнообразие экскурсионных маршрутов в Барселоне впечатляет. Здесь можно заказать короткий тематический сити-тур, по Готическому кварталу, шедеврам модерна, паркам или музеям. Приехали в отпуск с детьми — сделайте акцент на том, что будет любопытно маленьким путешественникам.

Самые интересные тематические экскурсии рассказывают об истории Барселоны, а также гениальных личностях, которые ее создавали. К примеру, все грани таланта каталонского уникума, Антонио Гауди, раскрываются на тематической прогулке по городу. Дом-музей, особняки, дворцы и парки, что он проектировал, и, разумеется, главное детище — Собор Святого Семейства. Здесь архитектор нашел вечный покой.

Каса Лео Морера от Доменек-и-Монтанера

Если вы будете осматривать Барселону с борта экскурсионного автобуса, то первым из знаменитых особняков увидите дом Лео Морера, потому что он начинает эту архитектурную выставку.

За обновление дома фабриканта Морера взялся Луис Доменек-и-Монтанер – один из основоположников каталонского модерна. За 4 года, начав в 1902 году,  архитектор преобразовал ничем не примечательное здание в изысканный дворец с воздушной башенкой, каменными кружевами и львами в оформлении.

Рядом уже красовался особняк Амалье. А за ним кипела стройка дома Бальо под руководством Гауди. Монтанеру было с кем соревноваться… Но он остался верным своему увлечению элегантным декором, в котором сочетаются мудехар с готикой.  В те же годы Доменек-и-Монтанер начал строительство больничного комплекса Сан Пау, и вот там он уже по-настоящему развернулся, создав удивительный мини-город.

Любопытно, что в ряду описанных архитектурных шедевров стоят и два других особняка – каса Мульерас и каса Бонет. Автором одного из них является также известный каталонский архитектор, построивший величайший собор на горе Тибидабо. Однако, об этих домах практически не упоминают… Их фасады не соперничают с тремя звездными проектами.

Где находится квартал раздора, вы уже знаете. А я дополню практичную информацию. На этом участке расположены важные подземные коммуникации — железнодорожный вокзал Barcelona Pg.Gracia. Те, кто добирается в Барселону из Салоу, приезжают на указанный вокзал, поднимаются через подземный переход и оказываются лицом к лицу к трем архитектурным шедеврам!

Квартал раздора на карте Барселоны

Истоки каталонского модернизма

Это эклектичное движение возникло в конце XIX века и охватило всю Европу. Оно получило разные названия: ар-нуво во Франции, Бельгии, Испании и Латинской Америке, либерти или флореале в Италии, югендштиль в Германии и скандинавских странах, модернизм в Каталонии и т. д.

Каждое новое движение почти всегда появляется с целью создавать новое, свободное искусство, созвучное своему времени, что предполагает полный разрыв с прошлым. И модерн не стал в этом смысле исключением: он стремился отдалиться как от строгих академических традиций (например, обращения к историческим темам), так и от других (включая реализм и импрессионизм).

Как добраться

Дом Бальо находится на проспекте Пасео де Грасиа, 43. Так как это одна из главных улиц Барселоны здесь ходит много общественного транспорта. Кроме того, дом Бальо входит в туристический маршрут, доехать до него можно на экскурсионном автобусе № 3А.

Если добираться на метро, то нужно сесть на поезда линии L2, L3 или L4 и выйти на станции «Passeig de Gràcia».

На автобусах № 22 и 24 нужно доехать до остановки «Pg. de Gràcia — Consell de Cent», либо на маршрутах № 7, H10, V15 до остановки «Pg. de Gràcia — Aragó».

Чтобы вызвать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Hailo и Cabify.

Кроме того, вы можете арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Эль-Прат займет около 30 минут. Координаты дома Бальо для GPS: 41°23’30.0″N 2°09’53.0″E.

Маршрут из аэропорта Эль-Прат до дома Бальо на карте Барселоны — Google Maps

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий