Особенности чешской архитектуры

Готика Чехии

Собор Св. Вита

Собор Богоматери, Кутна Гора

В период готики (13-14 — частично 15 век) Чехия вошла в круг развитых и культурных стран Европы, имела значительную самостоятельность несмотря формальное подчинение Священной Римской империи. Здесь активно развивались торговля, ремесла, городская жизнь, архитектура.

Архитекторы быстро усваивают новые архитектурные идеи. Малоустойчивая деревянная архитектура заменяется каменной, что способствует ее безопасности и сохранению на века. Образцы чешской готической архитектуры мало чем уступают образцам готической архитектуры других стран, исключений только два — архитектура Франции и Италии. Готический собор становился доминирующим зданием городских площадей, сплачивая вокруг себя ратушу и дома жителей с готическими галереями первого этажа — характерный признак многих чешских городов с эпохи готики и позднее. Готические соборы Чехии — часто зального типа, когда главная нава равна высоте боковых нав или мало её превышает. Трансепт развития не получил, его почти не используют. Краеугольные стены толстые, мощные, лишены дополнительных опор, как в соборах Франции. А их высотный образ играл значительную роль пространственного ориентира. Узкие высокие окна украшены витражами. Трудоёмкая технология и войны тормозили строительство, и большие соборы оставались недостроенными, как это произошло с грандиозным собором св. Вита в Праге. Его достроили в формах, приближенных к средневековой манере Парлержа лишь в конце 19 и начале 20 в. Но именно готические соборы Чехии стали самых крупных церквей страны — среди них:

  • собoр св. Вита, Прага
  • собор Успения Богоматери, Седлице, Кутна Гора
  • собор бенедиктинского монастыря, Кладрубы.

Шедевром поздней готики Чехии стал собор Св. Барбора (Кутна Гора).

  • Витражи алтаря. Собор Св. Вита

  • Южный фасад собора Св. Вита

  • собор Св. Барбора, Кутна Гора

  • Храм Марии Тынской, Прага

  • Катедра Св. Вацлава, Оломоуц

  • Костел Св. Петра и Павла, Мелник

  • Кутна Гора, катедраль Св. Барбори

  • Кутна Гора, Костёл Св. Якуба

Поздний классицизм

Монументальная программа периода позднего классицизма с более строгим использованием высокого ордера, в местных условиях еще в большей степени нейтрализует пластику фасадов, способствуя формированию казарменного стиля.

Жилищное строительство по мере возрастания культуры быта претерпевает существенные изменения: черные кухни получают естественное освещение, меняются конструкции лестниц, увеличивается количество туалетов, камины уступают место более экономичному отоплению и кухонным плитам.

Происходят глубокие перемены в облике зданий, значительно повышается не менявшийся столетиями общий уровень этажности. На окраинах Старого Места и, особенно, в Новом Месте возникают комплексы построек сильно «униформенного профиля». Уплотняется блочная застройка. В исторической среде строго соблюдается регулирующая (красная) линия, не исключается возможность бездушного отстранения «всяческих выступов и неровностей», касающихся старой (нередко ценной) застройки.

В этот период происходит перестройка Саксонского дома (известная своими негативными результатами), появляются Новые Конские ворота венского арх. П.Нобиля (на месте будущего Национального музея), аналог существующих по сей день Внешних ворот в Вене, в 1831 г., кладется первый камень в основание костела св. Троицы на малостранском кладбище, строятся новые и перестраивается ряд прежних жилых и общественных зданий.

Среди общей массы объектов казарменного типа выделяется несколько достойных внимания построек: арх. Гаускнехт (угловой дом №962 Рыцарская-Мелантрихова), Й.Краннер (достройка дворца Гольц-Кинских), Поллак (Угловой 4-х этажный №526, Гавельская-Угольный рынок), Гегер (Пахтовский дворец), Кулганек (фасад Роганского дворца, Кларов устав слепых).

На облик Праги позднего классицизма оказала влияние деятельность наивысшего бургграфа К.Хотека (в 1826-1843 гг.). С его именем связано появление коммуникации Бруска-Писецкие ворота, Хотковых садов над восточным окончанием Оленьего рва, обновлен Увоз, соединяющий МС с Погоржельцем, отремонтированы дороги, озеленены Влтавские острова. Вышеград получил серпантин на северном склоне и монументальные Новые или Кирпичные ворота.

В 30-х годах 19 в. в полной мере развернулась застройка Карлина, в которой приняли участие многие известные строители.

В 1838 г. Смихов становится вторым пражским предместьем. Его богатая зеленью территория с барочными летними резиденциями постепенно начала уступать место под фабричную застройку. Давление производственников еще более усилилось после буржуазной революции 48 года, ставшей рубежом в истории европейского политического развития. Не осталась в стороне и Прага, второй город австрийской империи.

Облик Праги меняется в значительной степени. С приходом технического прогресса еще меньше внимания уделяется уровню культуры организации городской среды.

С другой стороны, позитивным влиянием прогресса стало появление новых инженерных сооружений. Более 8 столетий берега Влтавы соединял лишь один мост. В строительстве второго пражского (цепного) моста по проекту инженера Б.Шнирха значительную роль вновь играет граф Хотек.

Вслед за мостом появляется первая благоустроенная набережная (Сметанова), ставшая первой пражской «променадой» и одновременно защищающая часть Старого города от наводнений. В 1841 г. после большого объема земляных работ, в результате которых на бывшем склоне появилась обширная ровная терраса, выросла высокая стена новой набережной протяженностью 300 м.

Результатом архитектурной деятельности, развившейся на городской стороне новой террасы стало появление сквера с неоготической доминантой памятника, посвященного императору Францу I по проекту Й.Краннера. С северной и южной стороны выросли две группы домов по проекту профессора пражского политехнического института Б.Грубера, который уже не исповедует классицизм, придерживаясь догматов неоготического историзма.

Впоследствии урбанистическая деятельность переместилась на север ул. Каролины Светлой и историческую площадь Крестоносцев, где появился неоготический монумент Карла IV.

Одновременно на восточной окраине тогдашней Праги настежь открываются ворота техническому веку в образе конечной станции двух железных дорог из Вены и Дрездена. Со строительством вокзала мог соперничать лишь виадук Негрелли, разделивший Карлин на две неравные части. Затем появился железнодорожный мост. Прага окончательно присоединилась к европейской коммуникационной системе после открытия на Влтаве пароходной навигации.

10. Малые архитектурные формы

В Чехии возникла культура малых архитектурных форм. Барочные дворцы и костёлы всегда украшали партеры, часовни, скульптуры, террасы и ступени из балюстрадами, которые делали нерезким переход от масштаба реального человека до монументальных фасадов зданий, тяготевших к величию и высотности. Даже провинциальные костёлы окаймлены скульптурами, небольшими цветниками, ступеньками с балюстрадами, небольшими воротами. Новая эпоха добавила к малым архитектурным формам небольшие монументы историческим лицам, связанным с тем или иным помещением (монумент монаху-исследователю Менделю у костела в Брно, аллегории Христианской Веры и Хроноса в Цитолибах, действующие фонтаны в Оломоуце, чумные столбы на площадях многих городов т.д.). Все это обогащало человеческое окружение и делало его более знакомым, культурным, гуманным.

  • Главные ворота Упенськои базилики, поселок Тисмице

  • Прага, Писецкие ворота.

  • Фонтан «Самсон разрывает пасть льва», Ческе Будеевице

  • Забор и барочная скульптура, костел Св. Вацлава, Ратбор

15. 20 век

Скульптор Винцент Маковский, «Новый Век» для Экспо в городе Брно

Тревожную атмосферу трагических конфликтов и неурядиц 20 века и неудержимое стремление к творчеству хорошо передала скульптурная группа Винцента Маковский, «Новый Век» для Экспо в городе Брно. 20 век характеризуется скоротечностью, стремительным изменением архитектурных стилей и художественных поисков новой образности и новой эстетики, часто негармонично, диссонансно. При этом идет процесс переоценки произведений архитекторов прошлого, избавление как отдельных выдающихся памятников, так и целых направлений в архитектуре прошлого (деревянная и сельская архитектура, плановое восстановление замков Чехии в провинции, музеефикация заброшенных монастырей). Модернистская архитектура живо усваивает новые интернацинальни идеи и образцы, активно использует новые инженерные решения и новые строительные материалы.

  • Танцующий дом, Прага

  • Пражская телебашня

  • Дом черной Мадонны, Прага

  • Большой дворец, Прага

Неоклассицизм [ править ]

Корозлукский замок

Хотя позднее барокко на чешских землях в основном связано с правлением Марии Терезии (1740–1780), после ее смерти этот стиль все чаще заменялся неоклассической архитектурой и, в конечном итоге, стилем ампир . О переходе от барокко к неоласицизму свидетельствует реконструкция Пражского Града венским архитектором Николо Пакасси . За ним и Килианом Игнацем Динценхофером последовал Игнац Ян Непомук Паллиарди , в котором уже высокие традиции барокко сочетаются с декором классицизма. Антонин Хаффенекер , еще один архитектор, перешедший от барокко к классицизму (Сословный театр ), связан с Пакасси и Иоганном Бернхардом Фишером .

Во всей Австрийской империи , то есть на чешских землях, не было подходящих условий для столь же успешного развития классической архитектуры, как во Франции или России . В Чехии сложно найти постройку периода раннего классицизма. Причиной медленного развития были идеалы Просвещения, которые больше ограничивали старое, чем новое.

Во время правления Марии Терезии было введено обязательное школьное образование, что явно способствовало образованию населения империи. Ее сын, император Иосиф II , инициировал так называемые реформы Жозефины , в ходе которых были упразднены сотни церквей и монастырей по всей Империи, целые ордена были распущены, а заброшенные здания были преобразованы в офисы, государственные больницы или казармы. В Австрии буржуазия развивалась медленно, она не была достаточно сильной, чтобы протолкнуть перемены и положить конец феодализму, потому что она боялась зверств, имевших место в революционной Франции.. Поэтому классицизм на чешских землях отставал и спорадически проявлялся в менее значимых постройках. Эволюция классицизма из периода барокко очевидна, поскольку фигуративные орнаменты постепенно уходят, а богатство орнамента уступает место зданиям позднего классицизма, которые были преобразованы в строгие линии империи.

Примеры могут включать в себя Духцовский замок , Карлова Коруна , замок Кинжварт .

Начните отсюда

  • Россия

    • Экскурсионные туры по России
    • Отдых на море в России
    • Отдых в Подмосковье
    • Новый год
    • Майские праздники
    • Горные лыжи в России
    • Лечебные курорты
    • Приключенческие туры
  • Австрия

    • Туры в Австрию
    • Новый Год в Австрии
    • Горные лыжи в Австрии
    • Майские праздники
    • Об Австрии
    • Климат и погода в Австрии
  • Болгария

    • Отдых в Болгарии
    • Какой курорт выбрать?
    • Климат в Болгарии
  • Великобритания

    • Туры в Великобританию
    • Новый год и Рождество
    • Майские праздники
    • О Великобритании
    • Климат и погода в Великобритании
  • Венгрия

    • Туры в Венгрию
    • Новый год в Венгрии
    • Майские праздники
    • О Венгрии
    • Климат и погода в Венгрии
  • Вьетнам

    • Отдых во Вьетнаме
    • Экскурсионные туры
    • Новый год во Вьетнаме
    • О Вьетнаме
    • Климат и погода во Вьетнаме
  • Греция

    • Отдых на море
    • Экскурсионные туры
    • Новый год в Греции
    • О Греции
    • Климат и погода в Греции
  • Грузия

    • Отдых в Грузии
    • Климат и погода в Грузии
  • Доминикана

    • Туры в Доминикану
    • О Доминикане
    • Климат и погода в Доминикане
  • Египет

    • Отдых в Египте
    • О Египте
    • Климат и погода в Египте
  • Израиль

    • Отдых на море
    • Экскурсионные туры
    • Новый год в Израиле
    • Об Израиле
    • Климат и погода в Израиле
  • Индия

    • Отдых в Индии (Гоа)
    • Экскурсионные туры
    • Новый год в Индии
    • Об Индии
    • Климат и погода в Индии
  • Индонезия

    • Туры в Индонезию
    • Об Индонезии
    • Климат и погода в Индонезии
  • Испания

    • Отдых на море
    • Экскурсионные туры
    • Горные лыжи в Испании
    • Новый год в Испании
    • Майские праздники
    • Об Испании
    • Климат и погода в Испании
  • Италия

    • Пляжный отдых
    • Экскурсионные туры
    • Новый год в Италии
    • Горные лыжи в Италии
    • Майские праздники
    • Об Италии
    • Климат и погода в Италии
  • Кипр

    • Отдых на Кипре
    • О Кипре
    • Климат и погода на Кипре
  • Китай

    • Туры в Китай
    • Новый год в Китае
    • Майские праздники
    • О Китае
    • Климат и погода в Китае
  • Куба

    • Туры на Кубу
    • О Кубе
    • Климат и погода на Кубе
  • Мальдивы

    • Туры на Мальдивы
    • О Мальдивах
    • Климат и погода на Мальдивах
  • Мексика

    • Отдых в Мексике
    • Экскурсионные туры
    • Новый год в Мексике
    • Майские праздники
    • О Мексике
    • Климат и погода в Мексике
  • ОАЭ

    • Туры в ОАЭ
    • Об ОАЭ
    • Климат и погода в ОАЭ
  • Португалия

    • Отдых в Португалии
    • Экскурсионные туры
    • Новый год
    • Майские праздники
    • О Португалии
    • Погода и климат в Португалии
  • Таиланд

    • Туры в Таиланд
    • Новый год в Таиланде
    • Майские в Таиланде
    • О Таиланде
    • Климат и погода в Таиланде
  • Тунис

    • Отдых в Тунисе
    • О Тунисе
    • Климат и погода в Тунисе
  • Турция

    • Туры в Турцию
    • О Турции
    • Климат и погода в Турции
  • Финляндия

    • Туры в Финляндию
    • Новый год в Финляндии
    • Рождество в Финляндии
    • Майские праздники
    • О Финляндии
    • Климат и погода в Финляндии
  • Франция

    • Эскурсионные туры
    • Новый год
    • Горные лыжи
    • Отдых на Лазурном берегу
    • Майские праздники
    • О Франции
    • Климат и погода во Франции
  • Хорватия

    • Отдых в Хорватии
    • О Хорватии
    • Климат и погода в Хорватии
  • Черногория

    • Отдых в Черногории
    • О Черногории
    • Климат и погода в Черногории

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.

Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Чешский романизм

Постройки романского (бургундского) стиля возводились в Праге в период её становления. В те времена вражеские нашествия были нередки, и дома имели суровый крепостной вид, толстые стены и маленькие окна. Скруглённые формы придавали строениям романского периода ещё более неприступные очертания. За давностью времён сооружения эпохи чешского романизма встречаются в городе не так часто, в их числе — несколько старинных ротонд и базилик.

Ротонда святого Мартина

Древнее вышеградское сооружение сегодня считается самым старым из аналогичных построек, насчитывая почти тысячу лет. Округлая часовня 6-метрового диаметра возведена ещё в XI веке. Первоначально ротонда служила укреплением, а позже использовалась как пороховое хранилище. Стены ротонды Мартина достигают толщины около 100 сантиметров. На портале входа в часовню можно увидеть надпись: «Святой Мартин, молись за нас». С ротондой связано много мистических историй, которые вы можете узнать от пражских гидов на экскурсиях по чешской столице. В середине XIX века постройку хотели снести, однако её приобрёл Вышеградский капитул, сохранив историческое сооружение на память потомкам. В тот же период внутренние стены часовни были украшены росписями. Крышу ротонды венчает фонарный столб с крестом.

Над порталом часовни находится пушечное ядро середины XVIII века, сохранившееся со времён войны с Пруссией.

Ротонда святого Креста

Ротонда Креста сегодня окружена более современными строениями. Выбиваясь из общего архитектурного ряда, старинная часовня нисколько не теряет своей исторической привлекательности. Ротонда построена одним из пражских купцов после его божественного исцеления и освящена в честь святого Креста. Когда пражане упоминают в разговоре ротонду Креста, то обязательно добавляют к её названию приставку «малая». Когда-то таких часовен было две. Большая до наших дней не сохранилась. Ротонду Креста, как и часовню святого Мартина, в XVIII веке хотели снести, но её отстояли деятели культуры Чехии. Постройка была отреставрирована и ограждена, здесь и по сей день проходят церковные службы.

Базилика святого Георгия

На территории пражских Градчан находится старейшая церковь, сохранившаяся ещё с X века. Примечательно, что башни храма существуют практически в первозданном виде. Фасад же, уничтожаемый пожарами, отстраивался несколько раз и сегодня представляет собой барочную постройку. В базилике Георгия находится захоронение её основателя.

Две романские башни базилики в простонародье носят имена первых людей на земле. При этом, более широкая башня — Адама, а узкая — Евы.

Поздний и постмодернизм [ править ]

Социалистический реализм править

В 1950-х годах социалистический реализм (также называемый сорела) был необходим в качестве официального стиля. Характерными по своему духу зданиями являются гостиница « Ялта » на Вацлавской площади или жилой комплекс Поруба в Остраве . Специфической ветвью Сорелы был так называемый сталинский неоклассицизм , который представляет отель International в пражском Дейвице .

Брюссельский стиль править

Однако в конце 1950-х годов новый стиль, известный как «Брюссель», стал популярным в архитектуре (и, конечно, в дизайне), поскольку он был представлен на выставке Expo 58 в Брюсселе . Он отличался округлыми формами и стеклянными фасадами. Типичными зданиями в брюссельском стиле были павильон Czech Expo (ныне не существующий) и здание чешского ресторана (ныне в Letná Park в Праге). Другие важные постройки в брюссельском стиле – это Z-павильон в выставочном центре в Брно , бассейн в Подоли и железнодорожный вокзал в Гавиржове .

Чешский брутализм править

В конце 1960-х чешская версия брутализма пришла на смену брюссельскому стилю. Особо ценятся проекты Веры Махониновой и ее мужа Владимира Махонина (жилой общественный центр в Праге, отель Thermal в Карловых Варах , Котва в Праге, посольство Чехословакии в Берлине).

Знаменитое бруталистское здание Трансгаза , снесенное в 2019 году

Другие здания включают посольство Чехословакии в Лондоне (архитекторы Ян Бочан , Ян Шрамек и Карел Штепански ), отель Intercontinental (Карел Бубеничек и Карел Филсак), здания Карела Прагера (бывшее здание Федерального собрания , Новая сцена Национального театра ). Однако наиболее ценное здание того времени было передатчик и отель на Ештед , по Карелу Губачека .

Постмодернистская архитектура править

Танцующий дом Фрэнка Гери и Владо Милун в Праге, который был инициирован непосредственно Вацлава Гавела , часто упоминается как символ пост-современной архитектуры . Жан Нувель ( Золотой ангел в пражском Смихове ) или Рикардо Бофилл были одними из самых важных архитекторов в Праге того времени.

Другие включают в себя проект преобразования окрестностей станции Масарика , который был подготовлен по Притцкеровской премии победитель Заха Хадид . Среди других проектов наибольшее признание получила Национальная техническая библиотека в пражском районе Дейвице . Широко обсуждается проект нового здания Национальной библиотеки в Каплицкий остались только на бумаге. Среди успешных современных чешских архитекторов – Эва Йиржична , спроектировавшая, например, Оранжерею в Пражском Граде, Злинский конгресс-центр и другие здания за рубежом.

Проблематика классицизма и особенности пражской архитектуры

Эпоха начала национального пробуждения в художественном отношении совпадает с периодом классицизма.

Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве, обратившийся к формам античного зодчества как к норме и идеальному образцу.

Четкую ориентацию понятия классицизма затрудняет многоликость его внутреннего содержания и географическая адаптация. Прежде всего, это – обращение к трудам Палладио (16 век) и связанного с ним архитектурного стиля 17-18 вв., запустившего корни во Франции, Голландии, Англии и Германии.

Преобладавший в начале века абсолютизм Просвещения превратился в результате реакции на французскую революцию в абсолютизм полицейского режима. Период всестороннего упадка во второй четверти 19 в. сливается с началом технической эры.
Кроме того, уже в конце 18 в. классицизм сопровождается ранним романтизмом, возникшем в Англии. В первой половине 19 в. появляется бидермайер, особенно привившийся в мещанской бытовой культуре.

Классицизм в Чехии проявился в последней трети 18 века – первой половине века 19-го, периоде полном противоречий. С одной стороны, это было время очередной германизации чешских земель – время программного подавления чешского языка. С другой стороны, постепенно, но неудержимо надвигалась эпоха национального возрождения.

Внутреннее идейное содержание классицизма в отношении местной архитектуры представлено небольшим количеством построек. Сотни других разнообразных примеров не имеют ничего общего с программной основой классицизма. Стиль ампир (связанный с эпохой побед Наполеона) совершенно не прозвучал в пражской архитектуре.

В пражской архитектуре проявления классицизма можно приблизительно ограничить 1780-1850 годами.

Барокко

Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.

Этот стиль был противостоянием рационализму и классике. Его задачей было создание впечатления состоятельности и могущества. Узнайте, какие созданы зодчими.

Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).

Любимый католической церковью (), cтиль барокко быстро становиться популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.

Стиль барокко в архитектуре Рима, Италия

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.

Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия

  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.

Раннее барокко

Валленштейнский дворец , первый дворец в стиле барокко в Центральной Европе.

Чистый стиль барокко вошел в состав короны Богемии во время Тридцатилетней войны (1618–1648), когда он окончательно заменил стиль Возрождения. Стиль барокко, пришедший из католической Италии, получил сильную поддержку со стороны богатой католической аристократии и католической церкви, которая стала единственной законной церковью после 1627 года.

Архитекторами раннего барокко на чешских землях были иностранцы, в основном итальянцы.

Первый дворец в стиле барокко в Праге, а также, вероятно, первый дворец в Центральной Европе был построен в 1621–1630 годах для чешского дворянина, генерала императорской армии во время Тридцатилетней войны, Альбрехта фон Валленштейна . Валленштейнский дворец (чешский: Valdštejnský palác ) был спроектирован и построен итальянскими архитекторами Джованни Пьерони и Андреа Спецца и вдохновлен новейшей итальянской архитектурой своего времени, но также можно увидеть влияние маньеризма.

Фасад церкви Богоматери Победоносной завершен в 1644 году.

Церковь Девы Марии Победительницы в районе Мала Прага считается первым барочная церковь в Праге. Он был построен, вероятно, Джованни Марией Филиппи в 1611–1613 годах для лютеран в стиле позднего Возрождения. В 1620-х годах церковь стала католической и была перестроена в стиле раннего барокко. Новый фасад в стиле барокко был завершен в 1644 году.

Очень важным архитектором стиля раннего барокко в Праге был Карло Лураго , который приехал из Италии и работал у иезуитов. Он начал восстанавливать Клементинум и старую ренессансную церковь Святого Спасителя в Старом городе , а для иезуитов построил костел св. Игнатия на Карловой площади в Новом городе и костел в Бржезнице . Он построил замок Хумпрехт в 1666–1668 годах с интересным эллиптическим цокольным этажом. Еще одним итальянским архитектором, поселившимся на чешских землях, был Франческо Каррати , спроектировавший Чернинский дворец в Праге.

В стиле раннего барокко была отреставрирована резиденция оломоуцких архиепископов в Кромержиже итальянско-швейцарским архитектором Филиберто Луккезе, а затем итальянцем Джованни Пьетро Тенкалла . Дворец Кромержижского архиепископа внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Жан Батист Матей был крупным французским архитектором, работавшим в Короне Богемии. Его работы включают церковь Святого Франциска Серафима в Старом городе Праги и дворец Троя , построенный недалеко от Праги для графа Штернберга. Он также перестроил дворец архиепископа в Праге. Его работы являются прообразом стиля высокого барокко на чешских землях.

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД, градостроительная ситуация

Итак, продолжим разговор о формировании и историческом развитии города.

Прага 10-13 в, т.е. в период, называемый романским, переживает постепенный переход от поселения деревенского характера к типу города, который развивался в античный период на территории римской империи и формировался во время раннего феодализма в соседней Германии.

Уже упомянутые городище и поселение в течение нескольких веков находились в постоянном контакте. Вместе с ростом политического значения Пржемысловичей, росло не только значение их городища (а также городища Вышеградского), но и значение подградья, возникшего у подножья холма, где это городище находилось, на левом и правом берегах Влтавы, через которую был переброшен первый мост.

На территории романского Страговского монастыря находится любимый туристами ресторан. Его интерьер напоминает подземелье, а название отвечает чешским представлениям о юморе – «Пекло», что в переводе на русский значит «Ад».

Прага современная

В конце XIX — начале XX веков в столицу Чехии пришли новомодные архитектурные веяния, известные под общим названием «пражская сецессия». Главной доминантой стиля стал гармоничный баланс между красотой зданий и целесообразностью их архитектуры. Стиль появился под влиянием молодых зодчих, задумавших придать городу современный облик. Благодаря новому направлению, в Праге возникли целые кварталы с современными, истинно чешскими, очертаниями. Во времена пражской сецессии построен железнодорожный вокзал, появились дома на Вацлавской площади, институт Гёте, гостиницы и множество других сооружений.

Дом «У Чёрной Матери Божьей»

Интересное здание в стиле чешского кубизма построено в начале XX века на Целетной улице. Своё название дом получил по имени скульптуры, которая находилась на месте постройки до его возведения. Чтобы сооружение сочеталось с окружающими его старинными домами, во внешний облик были внесены элементы барокко, придающие лаконичному зданию необыкновенный шарм. Сегодня в оригинальном интерьере дома «У Чёрной Матери Божьей» размещены экспозиции музея кубизма Чехии. Несколько лет назад здание внесено в перечень национальных памятников чешской культуры.

Танцующий дом

«Танцующий дом», расположенный вблизи от исторических кварталов Праги, входит в список самых необычных зданий мира. Построенный в конце XX столетия, дом нестандартного дизайна сразу стал местом постоянного паломничества путешественников. Цилиндрические башни, напоминающие танцующую пару, придуманы в честь знаменитых танцоров минувшего века — Джинджер и Фреда. Первоначально необычная архитектурная форма здания, расположенного посреди готических и барочных построек, вызвала бурный резонанс. Сегодня центр столицы уже трудно представить без этого знаменитого сооружения.

В архитектуре Праги можно встретить и другие течения мирового зодчества — от рококо до маньеризма, от ренессанса до классицизма. Всю красоту пражской архитектуры помогут увидеть экскурсионные прогулки по легендарному городу.

Характерные особенности чешской планировки

Основная черта панельных домов – обособленная комнатная планировка. В квартире по такому проекту нет смежных или проходных помещений. Перегородки не являются несущими, что дает возможность перепланировки. Большие витринные окна.

Процесс возведения двухэтажного панельного здания

Кухня просторная, есть лоджия или балкон. В двух и трехкомнатных квартирах санузел раздельный. Отличие этого стиля – эркер. Планировка чешских квартир:

  1. Если в квартире больше двух комнат, то оборудовано 2 стояка коммуникаций, так как кухня и санузел находятся в разных концах квартиры.

    Существующие типовые планировки чешских квартир

  2. Большие лоджии, а в квартирах где 3 комнаты их может быть 2 или 3.
  3. В угловых квартирах трубы отопления вмонтированы во все стены, даже в межкомнатные. Это плюс для панельных домов.

3D планировка современной чешской квартиры Для коттеджей также проектируются большие окна, два санузла. Обычно они располагаются на первом и втором этажах. Для планировки коттеджей характерно наличие большого холла на первом этаже и маленьких по площади спален на втором этаже.

Современное направление

Сегодня широко используется два основных направления этого стиля:китайский и японский. Для большинства современных потребителей восточный стиль в интерьере ассоциируется с фен-шуем, который является ярчайшим примером китайского стиля. Он характеризуется строгой пространственной организацией – каждая деталь строго имеет свое место в комнате. Простая плетеная мебель, ширмы и завораживающие цветовые решения завершают образ четкой упорядоченности элементов.

Особенностью японского направления стала экономия свободного пространства – сжатость территории этой страны не позволяет использовать крупные элементы при обустройстве своего жилища. Эта характерная черта определенно показана на примерах миниатюрных садов, карликовых икебан и деревьев. Активно используется мебель из натурального дерева. Японский стиль также относят и к минимализму в дизайне.

Современное направление популярно не только в области интерьерных решений, но и в пошиве одежды. На фото изображены платья в восточном стиле, на основе которых сегодня изготавливается масса моделей женских нарядов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий